Я думал "Господи, насколько надо быть тупым, чтобы верить в Бога"
В псковской Школе межэтнической школы побывал необычный гость из Псково-Печерского монастыря – игумен Августин.
Честно признаться, я ожидал, что буду задыхаться от запаха кадила и просить полотенце, чтобы вытереть себя от брызг святой воды, но разговор получился неожиданным.
Встреча наша, конечно же, началась с вопроса, почему человек уходит в монастырь, на который отец Августин ответил так, что мы заслушались.
Он сказал, что он такой же обычный человек, как и все мы, закончил театральный институт, долго бегал от армии, но потом всё-таки отслужил два года в морском флоте на Дальнем Востоке.
Крестили его поздно – в двенадцать лет, и только по инициативе его бабушки. Он много грешил, пока не произошёл один несчастный случай.
Молодым человеком он пьяный катался на скейтборде и сломал ногу. Ему вначале показалось, что нога у него вообще оторвалась и что её можно отрезать ножницами. Парня привезли «в Склифосовского», но врач к нему долго не подходил, поэтому он лежал на каталке и думал, что дальше.
И вдруг понял, что это его Бог наказал за грех. И хотя никаких молитв вообще не знал, вдруг начал молиться, как мог.
…Я сижу и думаю: вот она, типичная история человека, который понял, что он не только смертный, а может умереть в любой момент, а также понял, что он очень грешный, и скорее побежал отмаливать свои грешки в церковь, чтобы не получить ГОРЯЧУЮ путевку в не очень приятное местечко.
Но наш отец Августин оказался не из таких. Он продолжил свой рассказ.
Ногу ему починили, после чего положили в больничную палату, где были обыкновенные люди, которые за матерным словом в карман не полезут. Однако и среди них оказался один белый ворон - священник Вадим Михайлович Шадров, который поразил нашего героя своей речью, интеллигентностью, добротой и святостью.
…Ну, думаю, вот он, кульминационный момент: уж после этого-то рассказчик точно подался в монастырь, и сказочке конец.
Но как бы не так! После выхода из больницы наш будущий отец Августин забыл и Вадима Михайловича, и молитвы свои, и принялся грешить дальше.
«И когда же ты уже священником-то станешь?!» - гадал я про себя, слушая его рассказ.
А отец Августин продолжал. Однажды друзья пригласили его на причастие. Он подумал: почему бы и нет, хотя, конечно, не знал всех тонкостей причастия, не постился и не молился перед тем, как пойти в церковь - ну сходить и сходил. Опоздал, правда, но пришел же.
Входит в церковь и видит какого-то батюшку несуразного, а сам подумал: «И вот это вот будем меня жизни учить?».
Его к тому же поразило, что батюшка слушать его не стал, а сразу накрыл тряпочкой и все грехи простил.
А поговорить? «Вдруг я маньяк какой-нибудь?»
После этого парень увидел, что всех причащают из одной ложечки. И у него сразу шквал новых мыслей в голове: это же грязно, микробы, антисанитария. Ну ладно, скрипя зубами, он закончил церемонию и, выйдя из церкви, сразу закурил да ещё и собрался бухать. Ведь на дворе было 31 декабря.
Вот они сидят ночью с друзьями, выпивают понемногу, как наш герой вдруг почувствовал, что у него как-то необычайно светло на душе. Он сказал, что в этот момент понял, что такое «полнота бытия»: «Тут я подумал: вот церковь даёт вообще!»
Напоминаю, что лично я был настроен перед встречей с игуменом Августином весьма скептически и вообще не хотел ни слышать, ни видеть этого человека, который вдобавок пришёл к нам на занятие в рясе… Но тут мои локаторы оживились, и я начал ловить каждое его слово, потому что понял, что передо мной очень интересный человек.
Думаете, после причастия у него сразу начался духовный рост? Ничего подобного. Правда, он начал проявлять интерес к мировым религиям и стал читать очень много литературы на эту тему. Но всё определила случайная встреча с учащимся семинарии.
Они начали спорить про религии. По словам игумена Августина, он всё время перечил своему новому другу как будто только затем, чтобы убедиться, что тот прав.
Вот этот семинарист и посоветовал нашему гостю съездить в Псково-Печерский монастырь.
…Ой, началось… Лично меня раздражает то, что у нас нету права выбора религии. Как покрестили тебя в младенчестве в православие – так и живёшь потом с этим всю жизнь. Да и вообще, я терпеть ненавижу все это убранство православных церквей, особенно все это золото. У католиков в храме хотя бы посидеть можно и не видно всех этих бедных стоящих бабушек на грани коматозного состояния.
Вот, значит, отправился наш герой в Псково-Печерский монастырь, приехал на вокзал и, поднимаясь по эскалатору, понял, что опаздывает на поезд. Он бегом, всё равно опаздывает. Прибегает на перрон – поезд стоит. Оказывается, отправление по какой-то причине задержали на пять минут.
Отец Августин понял, что ради него и задержали.
Приезжает в монастырь. Четыре часа утра, зима: темно и холодно. Бабушки какие-то к монастырю идут. «Думаю, Господи, насколько же нужно быть тупым, чтобы верить в Бога!».
Зашёл парень в храм, огляделся вокруг и внезапно был поражён его красотой.
…И это все? А где же тайные знамения, явление Христа народу и прочие диковины? Как-то все обычно, не очень цепляет.
Но отцу Августину еще было что порассказать…
В келье, куда нашего героя определили, оказались пуховые одеяла, ванна с горячей водой. Работа, на которую его определили как трудника, оказалось непыльной: он сдирал кору с брёвен, а основном сидел с другими трудниками в беседке и слушал байки о том, как та или иная бабушка разговаривала с Богом.
Как признался отец Августин, тогда он в эти байки охотно верил, а сейчас уже нет.
Но больше всего его потрясла процедура отчитки бесноватых. Его театральное образование помогло ему понять, что простые люди не могут вытворять такие трюки: не могут без долгих специальных тренировок кричать такими голосами, не могут так выгибать шею.
Ох, рассказами про бесноватых наш гость меня просто заворожил. Я сразу вспомнил сцены с демонами из сериала «Сверхъестественное». Надеюсь, ему есть чем еще нас удивить. И он удивил.
…В общем, прошло не так уж много времени, как наш герой сам поступил в семинарию, а потом и принял монашеский постриг.
Оказывается, процедура пострига очень интересная. На постриг надо ползти. Ты говоришь священнику, что хочешь постричься, а он три раза отказывается тебя стричь и бросает ножницы. И нужно их поднимать, и заново просить.
Это так странно выглядит, как-будто никто из собравшихся не хочет тебя подстригать в монахи.
После посвящения тебе дают новое имя. Например, Августин. Это означает, что старый ты умер, тебя прежнего больше нет.
Ну и начались у молодого монаха всякие интересные мистические истории.
О-о-о, а вот с этого места, пожалуйста, поподробнее…
Однажды пришёл к нему один физик, и рассказал, как, прогуливаясь после работы по улице, услышал позади себя разговор. Какие-то люди обсуждали его. Но когда он повернулся, то ничего не увидел. После эти невидимые сущности начали являться ему всё чаще и чаще. Он мог бы, конечно, обратиться к доктору, но боялся, что его упекут в психбольницу.
И вот тут отец Августин начал объяснять нам, что это за невидимые сущности, которые терзают иногда психически здоровых людей и даже вселяются в них.
У меня у самого есть некоторый опыт в сверхъестественном. Признаюсь, я даже изучал энциклопедию мистических существ и явлений. Поэтому я ожидал услышать, что эти сущности – демоны ада. Да-да, так и вижу лица скептиков, которые во все это не верят и уже заранее улыбаются.
Но то, что сказал игумен Августин, я никак не ожидал услышать. Я бы вам пересказал, но это будет трудно.
Я только понял, что энциклопедии всего не объясняют. И что такие люди, как игумен Августин, неспроста приходят в церковь. И что мои родители меня крестили, наверное, для того, чтобы у меня тоже была возможность понять что-то очень важное, что невозможно понять без веры.
Потому что послушаешь отца Августина – и понимаешь, что я больше православный, чем мне казалось. И что православие – это не кадилом размахивать.
И что предки наши не такие уж дураки были верить в Бога.
Кирилл Карпов, Школа межэтнической журналистики в Пскове.