Бьет – значит, не любит

Бьет – значит, не любит

Моя знакомая живет в одной из деревень Ребрихинского района. Она рассказала мне, что в их селе жил мужчина — чеченец, у которого жена русская. Он бил ее каждый день, и об этом знала вся деревня. Никто не пытался урезонить тирана. Наверно, люди просто боялись. Как и сама женщина, которая не уходила от мужа. Что ей мешало это сделать? Не думаю, что ей нравилось ходить с синяками. Возможно, страх. Куда она ушла бы? А вдруг он нашел бы ее, что тогда?.. К счастью, женщине удалось подать документы на развод. Сейчас они разъехались по разным городам и не общаются. Их сын уехал вместе с ней, с отцом общается не часто. Что могло поспособствовать его агрессии, можно только гадать. Может быть причина в разной культуре или религии.

Но нельзя говорить, что насилие и агрессия присущи всем чеченцам или представителям любой другой национальности. В этом убежден барнаулец Иса Мусадиевич Хасаев, заместитель председателя Алтайской общественной организации чеченского народа «Вайнах»:

«Люди заводят семью и детей в раннем возрасте. Они еще не понимают разные культуры, религию. Когда становятся старше, уже начинают понимать, но некоторые в силу своей агрессивности доходят до рукоприкладства. Есть люди, которые воспринимают обычаи и культуру других народов, а есть те, кто нет. Поэтому лучше обговаривать все нюансы до свадьбы. Вообще у нас в нации не принято, да и религия не позволяет бить женщин. Их нужно лелеять. Я считаю, что все зависит от любви. Когда любви нет, то о чём может идти речь. Ну а если мужчина бьет жену, он ненормальный. Разводиться у нас в Чечне не принято. Редко бывает, когда разрешают. Сначала все решается внутри большой семьи, а потом уже рассматривается выше».

В Алтайский край приезжает много чеченцев, которые женятся на русских женщинах. Часто разные менталитеты и традиции – не препятствие для дружной счастливой жизни долгие годы. Барнаулец Муса Хозуевич Албасов рассказал о своей семье. Мама у него русская, отец – чеченец. Надежда Алексеевна и Хозу Елмурзаевич Албасовы познакомились в селе Новоалейское, когда мужчина приезжал на заработки. Надежду не волновало то, что он нерусский. Её воспитывала бабушка, которая одобрила выбор внучки. Со стороны Хозу, некоторые родственники сомневались в его выборе, но большинство были «за» брак. Вместе они уже 38 лет, вырастили двоих сыновей - Сабира и Мусу.

«Отец относится к маме с уважением, никогда не поднимал на неё руку. Бытовые ссоры бывают, но они никогда не затрагивали темы, которые касались бы разных национальностей. Мама у меня христианка, отец мусульманин. К выбору религий они относятся вполне нормально. Мама посещает церковь (пусть и не часто), а отец молится три раза в день» - рассказывает Муса Хозуевич.

Рассмотренные противоположные ситуации заставляют задуматься, от чего зависит такое поведение мужчин. От национальности, от воспитания или от образования?

 

Мужчина-агрессор может сказать, что конфликты провоцируют сами женщины. Но вряд ли это повод распускать руки. Но с другой стороны, после штампа в паспорте женщины думают, что все останется как прежде: цветы без повода, нежные слова и многое другое. Возможно, но не всегда. После свадьбы во многих семьях начинается разлад. Чем это может закончиться? Может быть миром, а может и рукоприкладством. У многих национальностей запрещено бить жен, но это не всех останавливает.

Внутри большой семьи

В Дагестане к женщине относятся с уважением. Тем не менее домашнее насилие встречается достаточно часто. Но разводы не приветствуются. После побоев женщины не ходят в полицию или в суд. Всё решается внутри большой семьи. В семье всегда есть старший (дедушка, отец, брат). Если они узнают о рукоприкладстве, то забирают девушку домой.

«Насилие в дагестанских семьях порицается, поэтому это редко выносится наружу. Я бы сказала, что причина рукоприкладства – образование, вернее, его отсутствие. Может быть устои Ислама накладывают свой отпечаток. Ведь женщине в Исламе отводится небольшая роль» - рассказывает аварка Джамиля Семененко, руководитель барнаульского фонда «Облака».

Если девушка сирота и её бьет муж, она может уйти в социальный приют «Дагестан без сирот». Два года назад на просторах интернета была опубликована история 30-летней женщины. Она пережила немало унижений в двух браках. От первого мужа у нее трое детей. Во второй раз она вышла замуж за мужчину, у которого уже было семеро детей. Как рассказывала сама женщина, муж не принимал ее дочерей, всячески унижал их, да и ее саму особо не жаловал.

"Я чувствовала себя все время униженной, оскорбленной. Перед своими детьми он что угодно мог мне говорить. Потом отрицал это, когда я упрекала", - рассказывала женщина.

Выходом из сложившейся ситуации для неё стала социальная гостиница для бывших воспитанниц детских домов. Здесь женщина оправилась от пережитого и вскоре устроилась на работу.

Защитит закон

В Армении домашнее насилие не приветствуется, его просто нет, - сказал мне Гарик Геворгян, заместитель председателя Союза армян Алтайского края.

Однако в интернете я нашла немало фактов и признаний, когда многие женщины в Армении также страдают от побоев собственного мужа. Ещё около 10 лет назад государство отказывалось пресекать и расследовать случаи насилия над женщинами, равно как и наказывать виновников. Как и было в нашумевшей истории армянской женщины Заруи Петросян, которую месяцами зверски избивали и в итоге убили собственный муж со свекровью.
Это результат того, что многие армяне изначально исходят из того, что мужчина выше женщины, что он имеет определенные права на нее и может ограничивать ее волю, аннулировать ее свободы, прибегать к насилию. Единственный выход из этой ситуации – формирование и развитие практики уголовного наказания. Люди должны понимать, что мужчина и женщина равны в своих правах и обязанностях.

Уже в конце 2017 в Армении был принят закон, направленный на предотвращение домашнего насилия и защиту его жертв.

Пострадавших стало меньше, но рукоприкладство все-таки продолжается.

К несчастью женщин, таких историй много, чтобы это изменить, нужно воспитывать новое поколение. Если это сын, то следует ему объяснить, что женщина – слабый пол, её нужно любить, беречь, заботиться о ней. И ни в коем случае не бить.

Конечно, в России, как и в других странах, встречается домашнее насилие, при чем очень часто. Порой это связано с принятием спиртных напитков. Бывает, что некоторые женщины, стоя перед зеркалом с синяком находят этому оправдание – бьет значит любит. Но это не так, если бьет, значит он ненормальный. Значит, не любит. Главная проблема идёт от головы. По исследованиям психологов мужчины вырастают жестокими из-за психологических травм. Они могут брать пример со своего отца, если он бил мать. В Дагестане или Чечне это может быть из-за неправильного понимания религии. Если женщине отводится в Исламе роль, подчиненная мужу, это не значит, что её нужно бить. Уверена, что склонность к агрессии – это черта характера, присущая отдельным представителям любого народа, а не сущность целой нации.

Дарья Савчинская,слушатель барнаульской школы межэтнической журналистики.

24 мая 2018