"Женись на казашке и получи 300 родственников в подарок"
Традиционно казахская свадьба отмечалась в несколько этапов: сговор («кыз айттыру») смотрины («кыз кору»), сватовство («куда тусу») и собственно свадьба.
Сговор («кыз айттыру»)
В отличие от сегодняшних дней, когда молодые люди женятся по любви, в прошлом невесту для сына выбирали по сговору.
Родители искали подходящую семью, узнавали нет ли в этом роду наследственно больных. Запрещались браки между родственниками до 8 колена, и в случае, если девушка старше жениха более чем на 8 лет или младше на 25 лет. Нередко две хорошо знакомые семьи становились сватами еще до рождения детей.
Смотрины («кыз кору»)
Находить себе пару могли только дети влиятельных родителей или прославленные жигиты. Прослышав, что в соседнем ауле есть хорошая девушка, родители отправляли туда жигитов, которые там встречались с особым почетом. В дом понравившейся девушки приходил посланец жениха (жаушы). Если сторона девушки была согласна, то сговор закрепляли подарками: со стороны жениха дарили скакуна, а на плечи жигиту накидывался новый чапан, в котором он и возвращался в родной аул. Прибывшего с хорошей вестью посланца осыпали сладостями и монетами (шашу).
Многие традиции со временем в корне претерпевают изменения, а то и вовсе остаются без внимания. Исчезла, например, традиция у казахов находить девушку в ходе смотрин, как и обычай жениться по воле родителей. Сегодня молодые люди находят себе пару самостоятельно, женятся по любви.
Сватовство («куда тусу»)
Будучи обязательной традицией казахской свадьбы, сегодня без сватовства ни одна из них не обходится. Ожидая сватов, отец невесты созывает полный дом гостей. Приближенные жениха преподносят невесте и ее родителям подарки, сторона невесты готовит мясное угощение для гостей - киирык бацыр. Еще одна традиционная особенность казахского сватовства – стороны жениха и невесты раньше ели из одной посуды.
Невесте запрещается появляться перед родителями жениха до того момента, пока обе стороны не придут к обоюдному согласию. В старые времена случалось и так, что молодожены виделись после сватовства впервые.
Отступить от «свадебного договора» было нельзя, это было позором для семьи, но если такое все же случалось, виновной стороне нужно было возвратить калым, который обычно составлял 5-6 голов скота.
Стороне жениха при отъезде тоже преподносят подарки, так называемый «киит». Дарят одежду, драгоценности, животных. Самый дорогой подарок вручается отцу жениха.
О проведении свадьбы и ее затратах договаривались позже, для этого отец жениха вновь специально наведывался к сватам. Сегодня эти вопросы чаще всего решаются сразу.
Свадьба
Современная невеста – это всегда фата, белое пышное платье. Традиционное же платье казахской невесты должно было быть красного цвета, вместо фаты – специальный головной убор, саукеле. Саукеле всегда делали из дорогой ткани, отделывали мехом, расшивали узорами из бисера, монет, драгоценных камней. Надевание свадебного головного убора «саукеле кигизу» происходило в доме отца невесты, в присутствии сватов и свах, невесту осыпали конфетами и монетами.
«Куйеу киими» - так называется у казахов костюм жениха, богато украшенный он должен был отличаться от нарядов окружающих его жигитов.
Жених должен забрать свою невесту из родительского дома – и это тоже выливается в отдельный обряд в казахской культуре, так называемый «кыз узату». Девушка прощается с родными, а молодежь исполняет национальную песню «Жар-жар», после чего жених увозит ее к себе домой. Уезжая с женихом, невесте нельзя оборачиваться – плохая примета.
Одна из моих знакомых, проживающая ныне в Алматы, Айгуль, рассказывает, как праздновалась ее свадьба:
-Узату мы совместили с кудалыком(сватовством). К нам приехали сваты, около 40 человек со стороны мужа. Они привезли с собой 2 қоржына (мешочка с национальными орнаментами), заполненные подарками моим родным - обязательно золотые украшения -комплекты для мамы и сестер.
Делали кыз-узату традиционно дома, хотя в Казахстане всем чаще в ресторанах этот обряд проводят.
Непосредственно свадьба начинается с обряда «беташар». Лицо невесты закрывают белым платком. Когда молодожены появляются вместе, их вновь осыпают сладостями и монетами, в знак счастливой и богатой жизни. Под звуки домбры невеста кланяется родственникам мужа.
В центр зала ставится поднос, на который за каждый поклон кладутся деньги. Эти деньги после забирает тот, человек, который играл на домбре.
«Минут двадцать - двадцать пять я кланялась - это было «незабываемо», спина затекла, а я на каблуках целый день! Мечтала присесть – но не тут-то было...»
Снимает белый платок с лица невесты мама или бабушка жениха.
Свадебное торжество и поныне продолжается всеобщим весельем, играми, музыкой, танцами. Разница лишь в том, что в старые времена это были песни и игры национальные. Байга (скачки), курес (борьба), сайыс (единоборство всадников) – традиционные забавы сменились современными. Сегодня, как в России, так и в Казахстане, все чаще молодожены нанимают лимузины, приглашают на свадьбы различные музыкальные и танцевальные ансамбли. Современность накладывает свой отпечаток: в прошлое уходит и национальный костюм, вместо него – белое платье.
И если в малых деревнях Казахстана обычаи еще сохраняются, то в городах традиции, как это ни печально, служат лишь для разнообразия и колорита самого праздника, когда из традиций делают просто шоу.
Анара Шагирова
22 мая 2018