"Чуваши были среди первых открывателей Томской земли..."

"Чуваши были среди первых открывателей Томской земли..."

В России по последней переписи 1,5 миллиона чувашей. В Томской области чуть больше пяти тысяч. В июне 1995-го года было зарегистрировано томское областное общество чувашской культуры.

О происхождении чувашей, истории их появления в Томской области и их культуре сегодня, мы поговорили с Яковом Мульдияровым — председателем Томского областного общества чувашской культуры, в рамках проекта Томского краеведческого музея «Сибиряки вольные и невольные».

— Чуваши, я думаю, были среди первых открывателей Томской земли. И казак Ермак — чуваш по крови. Об этом просто все молчат, он шел не освобождать Сибирь, а шел к последнему чувашскому царю, который был вынужден с Волги съехать на Тоболье. И получилось так, что он шел со своими казаками. Даже казак, которого он вроде как отправил с отчетом к чувашскому царю, разговаривал с ним на чувашском языке. Я считаю, что среди казаков, которые пришли в Томск было немало чувашей.

— То есть чуваши самые что ни на есть коренные томичи?

— Ну не все. Многие приехали в период столыпинских реформ. Есть в Томской области деревня Горьковка. Там было много чувашей, которые приехали в конце 19 начале 20 века. Я приехал из Татарстана, в от моя жена местная чувашка. Знает язык и дети его понимаю худо-бедно. Правда, разговаривать на чувашском не хотят. Я приехал в Томск в 1968, после окончания школы. Здесь уже жили мои брат и сестра. В советское время не было проблемы куда-то переехать. Они ткнули пальцем в карту и попали на Томск. Брат учился в ТГУ, сестра работала на подшипниковом заводе.

— В вашем землячестве есть те, кто сейчас перебрался в Томск из Чувашии?

— Приезжают, но мы их не знаем. Чуваша от русского сейчас трудно отличить. Тем более многие чуваши не хотят признавать свою национальность. Особенно в советское время так было. Признать себя чувашом, это как бы себе во вред. Не все национальности тогда могли претендовать на хорошие должности. 90% чувашей считают себя православными и имена у них православные, не национальные чувашские. Потому в данные момент чуваша от русского отличить не каждый сможет, и многие этим пользуются. Если чуваш стал начальником, он резко откалывается от своих. Хотя так поступают не все. Я, например, никогда не скрывал свою национальность. Пусть от бога порой и отрекаются, отречься от родителей — это предательство.

— Чуваши тюркоязычный народ. Какой из тюркских народов вам наиболее близок?

— Нас куда только не относят. К финно-уграм, к марийцам. Хотя чуваши к финно-уграм однозначно не относятся. К тюркам нас отнесли ученые почему-то. Видимо, потому что много слов чувашских тюрки переняли. А вообще чуваши жили от Баренцева моря до Черного, от Паннонии до Дальнего востока. Паннония — это бывшая Римская провинция. А вот само слово Паннония — чувашское. Означает «Земля, данная матерью». Например, в венгерском языке очень много чувашских слов. Около 600. А с сколько в татарском языке чувашских слов вообще невозможно определить. Казанские татары по крови чуть ли не на 90 процентов чуваши, принявшие ислам. Принявшие ислам, уже обязаны были говорить на татарском, все службы велись на татарском. Все почему-то считают, что Иван Грозный брал Казань у татар. Это абсолютно не так. Есть очень интересная книга — «Казанский летописец». Покупал я её еще при советском союзе, но сейчас смотрю на содержание другими глазами. Там описано, что татарином был сам хан, причем крымским, его охрана и прислуга. Это всего чуть более десяти тысяч. Но большая часть населения были чуваши. Так что Казань брали у чувашей.

— В томской области есть литература на чувашском языке? И как обстоят дела с изданиями на родном языке в самой Чувашии?

— Сейчас картина немного изменилась в лучшую сторону. В 2000-х я был в Чебоксарах, хотел купить газет на чувашском языке. Не нашел. В городе на чувашском не говорили. В последние лет 7-8 лет ситуация изменилась: на улице, в автобусах начали говорить на чувашском. Но поменялась ситуация, я считаю, за счет деревни. Но даже нынешняя деревня, уже не та. Вот я приехал в родное село, где я учился, лет шесть назад. Проводят день защиты детей возле клуба. Спели 15 песен, из них только две на чувашском.

— А в Томске есть музыкальные коллективы, поющие на чувашском?

— Сколько денег, столько и песен. При нашем обществе есть ансамбль народной песни, называется «Палан» (Калина). Там обычно человек десять собирается. Песни чувашские изучаем по интернету. Но у нас молодежи мало, а нам старым уже не до этого.

— Как много чувашей посещают праздники, мероприятия?

— На большие мероприятия человек 200-300. Ну а на наши мероприятия на базе Дома дружбы народов примерно 50. Там зал небольшой, тесно. Сейчас мы ежегодно пытаемся в «Авангарде» проводить день чувашской культуры. Первое время приглашали артистов из Чувашии, более 250 человек собиралось. Шли на артистов. Дело в том, что сохранять свою историю вне национальной республики очень сложно. Если раньше в Томской области были обособленные чувашские деревни, например, Перовка, то сейчас эти поселения со смешанным этническим составом. Идет процесс урбанизации, глобализации. Молодежь не держится в селе, потому что там нет работы, школ, развлекательных учреждений. Мы ездили в Перовку в начале 2000-х, тогда у них сгорел клуб. Его все еще не восстановили. Советская власть приказала долго жить, а новая власть не интересуется такими проблемами абсолютно. Кроме заигрывания с некоторыми национально-культурными сообществами. Интересуются, конечно, в плане: «Как вы там? Еще живы? Еще не умерли?». Но вот помочь конкретно, что бы в это были заложены определенные финансовые средства, такого нет. Даже то что было, отняли в процессе так называемой оптимизации в культуре. Например, в Доме народного творчества «Авангард» в свое время были специальные ставки для обслуживания национально-культурных объединений. Это были ставки для хореографов, руководителей творческих коллективов. Зарплаты были небольшие, но хоть что-то было. Сейчас ничего нет. Хотя похвастаться большим возможностями развития культуры даже в Чувашской Республике нельзя. Есть проблемы, особенно с изучением языка. Теперь уже в школе мы не обязаны изучать свой язык. Только если есть желание. Но как оно возникнет, если государственный язык только русский? В институт ты со своим языком не поступишь, на хорошую работу тоже. Нет востребованности — нет языка.

Антон Мурашкин

13 мая 2018