Радуница или Гробки? Как День Мёртвых проходит в Брянской области

Радуница или Гробки? Как День Мёртвых проходит в Брянской области

Церковное празднование Пасхи в православии продолжается 40 дней: от Воскрешения до Вознесения. В этом году Вознесение Господне (завершение Иисусом Христом его земного служения) православные будут отмечать 17 мая.

Хочу рассказать про одну особенную традицию празднования Пасхи, свойственную православным некоторых российских, украинских и белорусских регионов – Радоницу.

Обычай отдавать почести умершим есть и у других народов. В 2017 г. на экраны вышел американский мультфильм «Тайна Коко». Его действие происходит в Мексике в День Мёртвых. В этот праздник, по поверью, души умерших родственников посещают свои родные дома. 1 и 2 ноября мексиканцы, гватемальцы и жители Никарагуа приходят на кладбища, чтобы пообщаться с душами усопших. Родственники и друзья сооружают на могилах алтари с фотографиями и/или семейными реликвиями, приносят любимые напитки и еду покойных.

Радуница = Гробки = Бабский Великдень

Обычаи, связанные с поминовением умерших, начали зарождаться ещё две – три тыс. лет назад. В России, Белоруссии и Украине такой праздник приходится на один из дней после Светлой Седмицы и официально называется Радоница. В зависимости от географического положения название видоизменяется: Радуница, Родоница, Радовница, Радунец в России, Гробки, Бабский Великдень, Проводи – на Украине, Радованцы, Навий день – в Белоруссии. Даты празднования тоже разнятся. Это может быть понедельник или вторник Фоминой недели (так принято в западных регионах России и восточных Белоруссии). В первое воскресенье после Пасхи, называемое в народе Красной горкой, дань усопшим отдают на востоке Украины. Или же в сам день Пасхи, как это делают в южных регионах России. В любом случае традиция существует больше тысячи лет и после крещения Руси была положительно воспринята верующими и внесена в календарь Русской Православной Церкви. В то время как у православных, живущих в Греции и на Ближнем Востоке, она отсутствует.

В Брянской области, граничащей и с Украиной, и с Беларусью, праздник называют и Радуница, и Гробки. Празднуют его во вторник Фоминой недели. По всей области традиционно в этот день не работают школы, детские сады, многие и бюджетные, и коммерческие организации. И хотя официальный выходной день по всей Брянщине был объявлен только в 2о18 г., в прежние годы тоже в этот день никто не работал и не учился.

…это покойники грустят, если к ним никто не приходит

В брянском селе Ардонь с населением менее двух тыс. жителей три кладбища – Центральное, Московское (Москалёвское) и Бутовское. В XVIII  в. эти места заселялись старообрядцами, бежавшими от церковных реформ из Московских земель, и новообрядцами из Украины. Несколько столетий москалей хоронили на одном кладбище, а хохлов на двух других. Со временем, особенно в советские годы, число старообрядческих семей заметно сократилось, и сейчас уже об этой особенности начинают забывать.

Перед Радоницей, ещё на Святой Седмице, начинаются приготовления к празднику. Родственники, взяв грабли, веники, ведра, краску, отправляются на кладбище. Выгребают листву, красят скамеечки и столы возле захоронений, пропалывают траву, посыпают песком могилки-холмики, наводят порядок у новых гранитных постаментов. Раньше в честь праздника более светлым песком рисовали крестик или выкладывали его из шишек, сейчас многие современные захоронения круглогодично украшены искусственным камнем. Заброшенные могилки стараются убирать соседи. Но всё равно есть на кладбище и забытые всеми, поросшие сиреневыми кустами холмики. Одиноко и потерянно смотрятся они на празднике среди «соседей», заботливо украшенных родственниками.

Сколько себя помню, всегда на Радуницу погода с утра была ветреная. Иногда над кладбищем даже сгущаются тёмные тучи. В народе считают, что так покойники грустят, если к ним не приходят родные. К обеду на горизонте обычно появляется солнышко. Совпадение или нет, но в это время обычно и начинают подходить на кладбище родственники.

В корзинках и пакетах несут ардонцы покрывала, рушники, угощение для почивших и для себя, в руках обязательно искусственные цветы. Одна женщина катит за собой целый чемодан: «Я одна нынче осталась, в пакетах всё не донесу, а машины нет». Что сказать, скарб для этого праздника, действительно, требуется внушительный.

Могилок в каждой семье не одна-две, а порядка восьми-десяти. В несколько рядов лежат отцы, деды, прадеды. На старинных захоронениях не везде есть даже кресты, просто холмики. Далеко не у всех была возможность тогда установить памятные таблички. Могилки века прошлого сплошь в крестах. В веке нынешнем в моде и почёте гранит, мрамор.

Старики, не смущаясь, заказывают у детей и внуков: «Как помру, сделайте мне как у Матрёны памятник – красиво и со вкусом. У Хадосы что зря, мне такой не нравится» или «Деду новый ставить не будем. Вот я помру – общий закажите, красивый, чтоб сзади церковь и стихи». Старики на удивление спокойно рассуждают о таких вещах. Меня всегда поражало, с каким спокойствием бабушка повелевала, в каком платье её хоронить, кому икону нести, а кому гроб, какую фотографию выбрать для памятника. После смерти все её наказы выполнили дети, и теперь она смотрит с гранитного портрета, где сзади изображена местная церквушка.

Праздник, когда утром пашут, в обед плачут, а вечером пляшут

Традиций, какие должен соблюдать пришедший на кладбище в этот день, не так много. После того, как могилы накрывают скатертями, а на памятники повязывают рушники, положено «покатать яйцо». «По кругу три раза катаешь, каждый раз целуешь», - учит приезжую невестку «поздороваться с усопшими» ардонская свекровь.

Или в начале, или в конце праздника (тут уж кто как привык) оставляют на могилках всем по кусочку паски, крашеное яйцо. По сути всё тоже, что было на Пасхальном столе у живых. Детям кладут конфеты. Мужчинам могут налить водки или вина.

Сложнее тем, у кого родственники похоронены на разных кладбищах. «Христос Воскресе, соседи! Побегу на Бутовку. Тут мама с отцом похоронены, а на том по мужниной стороне все. Надо и к ним успеть».

Положив яйцо в карман и взяв пакетик конфет, отправляются ардонцы к могилкам родственников, соседей, друзей. Покатать яйцо, почтить память, выпить рюмочку. Редко у какой семьи нет возле могилок столов и скамеек, где накрыто угощения для себя и подошедших.

«Любил я вашу бабушку. Какие они с мамой подруги были. Обедать друг без друга не садились. Да разве бывают сейчас такие соседи? Нахулиганю что-нибудь, мамка меня во дворе бьёт. А баба Аня уже бежит, собой меня накрывает. Кричит: «Тонечка, не трогай Колю, меня лучше бей». Всегда заступалась, царство Небесное, вечный покой», - трепетно вспоминает былые времена сын нашей соседки. Они давно переехали жить в Белгород, но на Радуницу всегда приезжают в Ардонь. В этот день вообще запросто можно увидеть односельчан, уехавших отсюда ещё десятки лет назад. «Корни берут своё», - как один говорят эти новоявленные москвичи, петербуржцы, уральцы и сибиряки. Как на встрече выпускников тут пересекаются одноклассники, соседи, приятели, друзья детства: разговаривают за жизнь, вспоминают прошлое и уже в него ушедших.

Чуть позже, после обеда, на кладбище появляется батюшка – освящает могилы. Отец Владимир не одобряет, когда на кладбище устраивают застолье, поэтому ко времени его прихода большинство старается ретироваться. Но многим и до его появления хватает времени как следует помянуть покойных.

В обычный день, упомянув покойника вечером, старушки всегда говорят: «Тьфу-тьфу, где дневал, там пусть и ночует». И на Радуницу никогда на кладбище не засиживаются допоздна. Обычно на все ритуалы и поминовение уходит период между 12 и 16 часами дня. В народе про Радуницу говорят: «Утром пашут, в обед плачут, а вечером пляшут».

Снова катают ардонцы три раза яйцо – прощаются. Покрывала, домашние рушники уносят домой, а покупные оставляют до следующего года. Уходят, обронив напоследок: «Ну, не обижайтесь, спите с Богом, к нам не приходите. Мёртвым в земле лежать, а живым жить».

Анна Березовская

Фото автора

14 мая 2018