Музыкальный "чудик"

Музыкальный "чудик"

На днях я побывала на этнографическом празднике. Там было много музыкантов, но меня особенно впечатлил один – Александр Ланин. Он играет на гармошке и сам делает этот народный инструмент.

Вот вы бы стали учиться играть на гармошке и все время и деньги тратить на их изготовление? Наверное, нет. И я нет. В жизни много полезных и приятных дел, которыми хочется заниматься или хотя бы попробовать. 
А Александр – да. В Сибири он один остался, гармонный мастер. По всей России их несколько, таких шукшинских «чудиков». И они вызывают интерес и большое уважение.

Я напросилась в гости к нему в мастерскую. Там очень много инструментов, которые, кажется, лежат в беспорядке и хаосе. Но для мастера это порядок –он знает, где что лежит и просит ничего не трогать. Говорит, что раньше мастера вообще никого к себе не пускали, инструменты не показывали, секреты при себе держали.

От язычков до кнопочек

Мастер подробно объясняет технологию. За счет мехов идет поддув воздуха, и язычок на планке колеблется. В корпусе есть деревянная камера – резонатор. Она и придает звуку объем и мелодичность. Колебательные процессы, резонанс – наука непростая. Все делается вручную. А гармошки собирает сам, с нуля, «от и до». От язычков до кнопочек. Дожать и обточить надо каждый шурупчик. Мельхиором и целлулоидом покрыть кнопочки и клавиши. На каждую гармошку уходит по 2-3 месяца. Да и дерево – отдельная тема. Должно быть хорошо просушено. Вот брусок красного дерева – тульские мастера поделились. Вот черное... 

Играет Саша с детства. Хотя близкая родня музыкальными дарованиями не отличалась. Слушал народных мастеров, пытался повторить наигрыши. А вот в музыкальной школе не понравилось. «Много теории и все зажато. Всех под одну гребенку равняли. Есть способности, нет - все едино. Не было индивидуального подхода», - говорит Александр. Когда ему было 14 лет, на гармошке соскочила пружина - залез внутрь, посмотрел, разобрался. Все разобрал, вставил – гармонь заработала. С тех пор начал интересоваться, что внутри. 

Гармони фабричные и сделанные руками опытного мастера не сравнить: на фабрике, поток, небрежность. А в изделиях мастера – душа, волшебство и работа на века. Ланин показывает гармонь. В советское время, в 1973 году ее сделал мастер Комиссаров для заказчика Козлова. Обе фамилии – на корпусе. По тем деньгам полторы-две тысячи надо было отдать за инструмент. Читаю на другой гармони – «Медов». Это фамилия известного мастера, сделавшего инструмент. Уникальный тип гармони, и инструмент уникальный. Александр показывает фото, висящее в мастерской. А потом - гармонь. На фото - пожилой человек. Это мастер Степан Скобелин, еще одна легенда Барнаула. Он в 1905 году сделал тальянку. Сейчас она гордость коллекции Ланина. Мастер занят ее восстановлением. Жил Скобелин в начале 20 века. Изумительные инструменты делал. Дом сгорел во время знаменитого барнаульского пожара 1917 года. А гармонь, заказанная у Скобелина, долго играла и пела, потом десятилетия лежала на чердаке у внука хозяина. Меха съели мыши. Потом повезло, что узнал о ней Ланин и выкупил инструмент. Вытащил с чердака, почистил, меха восстановил и долго играл на гармони. Звук непередаваемый! Мастер показывает еще одну гармошку – старинную тальянку, которая тоже была сделана у нас в крае. Купил лет шесть назад у одной бабушки.

Штучное дело

Когда-то в Барнауле был клуб гармонистов. Собирались люди без всякого музыкального образования, можно сказать, самородки. У них Саша грамотно научился играть – в классическом гармонном стиле. Об эстраде и нынешних исполнителях Ланин ничего хорошего сказать не может: «Сейчас зачастую многие баянисты профессиональные начинают гармонь осваивать. Видеоуроки игры на гармони – там люди совсем не понимают, чем занимаются. Звучит не баян и не гармонь. Берут инструмент и не знают, как к нему подойти. Вроде «поливает», пальцы бегают быстро – а в музыке ничего нет, ни души, ни колорита. Что Петр Дранга, что современные – один стиль пошел, а раньше музыканты другие были…» А на эстраде что творится – безголосица и репертуар непонятный, считает он. Вот раньше - была музыка красивой, полифония звуков, а сейчас… Многие только по нотам играют. А у Александра нет никаких нот, и никогда не было. Все со слуха, с чистого листа… 
Снимает крышку, на деке и резонаторе видим объявление: «Алтайский край, Калманский район. Севрюков. 1938 год. Панфиловский сс. Принимаю все заказы, хромки, двухрядки. Александр Иванович Машковцев…» Надо и ее восстанавливать… Много работы. В ремонте, считай, не была она. А звук чистый, классный! Вот был когда-то такой в Барнауле мастер, Самсонов, жил на горе, на улице Третьякова. Александр познакомился с его дочерью, рассказал о себе. И она подарила ему инструменты отца.

Говорим о мастерах старых и нынешних. В России их едва с десяток наберется. В Сибири – один Ланин. Да и гармонь сама по себе не сильно популярна. Что уж говорить о ее изготовлении. Дело это штучное, требует времени, опыта, усидчивости. А молодежи подавай компьютеры, гаджеты да в лучшем случае робота из конструктора могут собрать. «У меня даже смартфона нет, - говорит Александр и достает из кармана телефон, простейший, кнопочный. – Это надо в нем разбираться, и потом он много времени отвлекает. А жалко времени, да его и нет – все уходит на изготовление гармошек… «Ты, гармошка-матушка, Лучше хлеба-батюшка: Не доешь и не допьёшь, А частушки пропоешь! Гармонистов стало мало, Гармонистам был почёт. В Красну Книгу записали, Как животных, на учет»… Без нот, со слуха Ланин поочередно берет старые гармошки и наигрывает мелодии. Он играет на всех типах. На маленьких, череповецких – «черепашках», на тальянках, на елецких

И мечтает сделать самую маленькую в мире гармошку. Желание есть, времени вот мало. Кручу в руках гармошку-малютку. На изготовление одной у Александра ушло полгода.

“С тульскими мастерами связь держим, учимся друг у друга. Раньше было больше. Старое поколение уходит, а секреты некому передать….А хотелось бы человека – знающего и понимающего. Терпение такое надо, что молодежи и не снилось…»

Я уходила от Александра в восхищении - как же надо любить народную культуру и свой народ, чтобы сохранять эту почти утраченную традицию и ремесло! И пожелала ему удачи. И чтобы толковые ученики обязательно появились.

На таких вот "чудиках" Россия держится.

Анна Попова

12 мая 2018