Неважно, во что культура "одета"

Неважно, во что культура "одета"

Музыкальная группа «Снеги» -  команда из Северодвинска, которая уважает традиции. В интервью её участники рассказывают, в чём разница между «новой» и «старой» культурой, кто такие «мусорные» музыканты и как не похоронить историю в музее.

Духовная связь

На «Снеги» часто вешают ярлык фолк группы. Как объясняет гитарист и идейный вдохновитель Денис Лисицин, этническую музыку они не исполняют. Больше десяти лет «Снеги» оставались домашним проектом Дениса. Виолончелистка Елена Булыгина была первой, кому Денис показал материал и позвал играть. Вместе пришёл и её муж Владимир Желнов, он играет на разных духовых инструментах. Ранее музыканты были задействованы в группах «Русский продукт», «Ягода Гало», которая тогда называлась «Корни», и многих других. «Снеги» долго искали вокалистку, и именно Диана Ахметова оказалась обладательницей того самого тембра.

«Снеги» используют некоторые элементы и приёмы фолк-музыки. Помимо живых инструментов для атмосферы музыканты добавляют электронику. Большой вклад в звучание коллектива вносит барабанщик Олег Чайковский, который и создаёт большинство аранжировок.

- В некоторых «минусах» мы используем народную перкуссию, например, ложки, - рассказывает Олег. - Работаем над альбомом, записываемся, конечно, вживую. Для концертов некоторые звуки засемплены (т.е. записаны и оцифрованы – прим. авт.), я же не могу играть на 13 инструментах сразу! Нажимаю на кнопку, и всё звучит.

Однако с фольклорной традицией группу связывают не аранжировки, а темы песен. Эта связь духовная, философская, смысловая. 

- Мы пишем о том, что, как мне кажется, волновало людей 500 лет назад, и, надеюсь, будет волновать 500 лет спустя, - рассказывает Денис, - Это попытка осознать себя, осмыслить вечность, скоротечность времени. Если нашей музыкой человек заинтересуется, то неминуемо задастся этими вопросами.

И добавляет: сам он часто ездит в дикие места, на природу, путешествует в горы. Денис не религиозный человек, но для него всё это -- поиск того импульса, в результате которого появился мир. И осознание того, кто ты и для чего ты здесь.

В треке «Морская» «Снеги» используют народную песню «Как у нас на синем море». Музыканты не делали её кавер-версию: параллельный мотив выступает как дополнительный инструмент. Диана исполняет авторскую партию, а Владимир бэк-вокалом - народную. Получился музыкальный театр. В песне два персонажа - мужчина и женщина. Один из них потерянный, и его песня льётся как будто издалека. Народная песня «Как у нас на синем море» написана о севере, о людях и потерях, которые связаны с холодным морем.

- Когда я играю, думаю о своей партии, не о вечности, - смеётся Денис. - Наверное, к процессу осмысления можно отнести репетиции, создание аранжировок. На концерте я абстрагируюсь от тем песен, они уже живут внутри меня. У нас много инструментов, нам сложно отстроиться быстро, чтобы отыграть качественно. Это абсолютно камерная музыка, и театр нам, наверное, подходит больше, чем рок-клуб.

- С такой музыкой как у нас, дистанция до зрителя должна быть минимальной, - поддерживает Владимир. - Необходим прозрачный звук, чтобы было слышно каждый нюанс и текст. Для того чтобы сыграть песню, нужно понять её настроение, все подводные течения.

Зазвучало то что под рукой

Владимир в первую очередь собиратель духовых инструментов, а потом музыкант. В общей сложности у него около 50 разных инструментов. В музыке «Снегов» используются волынки, свирели, вистлы, флейты, язычковые инструменты - кларнет, жалейки.

Вистл, например, ирландский инструмент, в переводе означает «свисток». Вистл имеет ту же конструкцию, что и свирель, но у него могут быть другие тональности, не такие как у русского инструмента. Сейчас для вистла чаще всего используют пластик, который не отличается от дерева по звуку и другим характеристикам, зато не так подвержен влиянию влаги.

- Я сам сделал себе диджериду, - рассказывает Владимир. - Возможности найти выеденное термитами дерево в лесах Австралии у меня не было. Использовал берёзовое полено: распилил вдоль, убрал середину, склеил обратно - абсолютно не по технологии. Что уж говорить о том, что такой же инструмент можно сделать из пластиковой трубы!

В музыке даже есть «мусорное» течение, когда инструменты создают из «мусора». В ход идут резиновые перчатки, трубки, шланги – из них создают достойные инструменты. И, как считает Владимир, всё это проявление не новой, а старой культуры. Приверженец первой пойдет и купит инструмент в магазине, второй - сделает из того, что есть под рукой. Простейший пример - барабан, калюка, варган. Это то, что попалось человеку практически в готовом виде и зазвучало. Так и сегодня с пластиковыми самодельными инструментами: придумать, как использовать вроде бы обычный «мусор» - проявление старой культуры.

Жизнь традиции

Группа «Снеги» не считает себя фолк-коллективом. Но Денис признаётся: если люди ассоциируют  их музыку с этнической, то это большая победа. Важно то, о чём поёт народ, а не как он одет. Это и есть жизнь традиции.

- Мне интересна северная русская культура, но ничуть не меньше европейская и восточная. В одну музыку всё это собрать невозможно, что-то будет превалировать, - рассказывает Владимир. - Русская музыкальная культура в первую очередь песенная, а вот европейская – танцевальная, где мелодия заточена под танец. Мы изучаем культуру не так глубоко, но всё это интересно и остаётся в тебе навсегда, вопрос в том, как это применить. Конечно, нужна мистерия, которая будет сопровождать музыку: видео, танец, спектакль с прозой.

Цели популяризировать традиционную культуру у группы «Снеги» нет, однако, народная музыка может привлечь к ней внимание, считает Владимир. У музыканта уже был случай, когда  ещё школьник Николай Гарев увидел его аналог ирландского боурана, сделанный из пионерского барабана, и заинтересовался. А сейчас Николай играет в группе «Fest Hyp-Noz», стал великолепным музыкантом. Он один из апологетов традиционной культуры: играет бретонскую музыку на аутентичных инструментах.

Главная опасность, как говорят музыканты, не в том, что люди не интересуются традиционной культурой, а в том, что она может подменяться.

– Сегодня с фольклором ассоциируется шоу: кокошники, костюмы. Много таких ансамблей а-ля «развесистая клюква», чьи выступления ничего общего с традиционной культурой не имеют, – объясняет Денис. – Исконно народной культурой занимается немного людей, это почти научная деятельность. Сергей Старостин, Александр Маточкин и другие фольклористы находят материал, восстанавливают тексты, изучают собранные песни, сказы, которые передавались из поколения в поколение в разных областях России. А главное, они исполняют всё это на своих концертах, не дают уникальному наследию сгинуть или лежать в пыли архивов и библиотек. Для меня у традиции есть два пути, один из которых – музей. И это плохой путь. Традиция не должна умирать или пребывать в резервации. Поэтому неважно, как одеты музыканты или что происходит на сцене. Главное, что присутствует вечная тема, которая волнует человечество: жизнь, смерть, любовь, связь поколений.

Анна АЛЯСКА

Фото автора

7 мая 2018