Бурятия. Проблемы есть?
Бурятия – многонациональная республика, в которой проживают представители более 100 национальностей. Поэтому тут, так же как и в России, национальные отношения были и остаются одной из самых значимых сфер общества. Межнациональные отношения в республике определяются, главным образом, взаимоотношениями между двумя наиболее крупными национальными группами - русскими и бурятами. Численность этих двух и других этнических групп составляет: русские (66,1%), буряты (30,0%), другие национальности (3,9%).
По данным различных социологических исследований, Бурятия является одним из самых спокойных в этом отношении регионов. Серьезные конфликты – относительная редкость. В основном, они возникают стихийно. Последний громкий конфликт на межнациональной почве был в марте 2017 года. Продавец киргизской национальности оскорбил старую женщину и бурятский народ в целом. Об этом написали многие республиканские СМИ. Тогда на этот стихийный митинг собралось более 200 человек, которые желали услышать публичные извинения от представителей киргизской диаспоры. Все закончилось мирно, но со стороны власти с митингующими говорил только Михаил Харитонов, председатель Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы РБ и некий сотрудник полиции. Однако в деле обеспечения межнационального согласия должны были, на мой взгляд, участвовать все ответственные федеральные и муниципальные структуры. Этого, к сожалению, не было.
В основном, конфликты в Бурятии возникают в молодёжной среде. Так, четыре года назад в среде молодежи шли баталии, связанные с тем, что победительницами конкурса красоты в Бурятии становятся лишь русские девушки. Однако, модельные агентства и правительство Бурятии, уловив негативные настроения, стали делать все, чтобы этот конфликт не вышел на межнациональную плоскость. А также местные СМИ при освещении конкурса старались не делать акценты на национальную принадлежность победительниц. Сегодня победительницами конкурса становятся девушки разных национальностей.
Наряду с этими проблемами, стоит еще одна важная проблема - вымирание бурятского языка. По данным исследователей, 70 % бурятов не знают свой родной язык. Парадокс заключается в том, что некоторые русские ребята знают бурятский язык лучше, чем носители этого языка. Такое явление можно объяснить рядом причин. Для русских людей это в диковинку, а для бурята это стало обычным явлением. Возможно, многие буряты не ценят свою культуру, потому что она тянет их в прошлое, а не двигает вперед. Это можно объяснить на примере отношений русского и английского языков. Почему английский язык так активно внедряется в нашу жизнь? Почему он престижнее? Почему большое количество слов заимствовано в русской речи из английского языка? Во всем виноват технический прогресс. В англоговорящих странах создано много технических изобретений, инструкции на английском. Следовательно, тем, кто хочет идти в ногу со временем, необходимо изучать этот язык. Тоже самое можно применить и к бурятскому языку. На нем разговаривают в основном в деревнях, на окраинах региона. А когда молодой человек приезжает в столицу Бурятии, то видит, что все разговаривают на русском.
В Бурятии, тем не менее, многое делается для того, чтобы бурятский язык не вымирал. Проводятся различные туры, гранты, конкурсы. Однако это все лишь фантик, обложка. На самом деле, бурятский язык может стать по-настоящему популярным, если на нем постоянно разговаривать. Прежде всего, в семье. Многие буряты стесняются этого.
На территории Бурятии проживают две этнические группы, относящиеся к коренным малочисленным народам Сибири (КМНС) – эвенки и сойоты. В 1991 году в Бурятском государственном университете открыта специальность- преподаватель эвенкийского языка, на сегодня там обучаются 32 студента. После окончания студенты работают во всех уголках России, где есть хоть небольшая эвенкийская диаспора. В Санкт-Петербурге печатаются книги на эвенкийском языке, в основном это учебники и пособия по изучению языка.
С языком сойотов ситуация сложнее. Во-первых, в Бурятии некоторые лингвисты не считают его отдельным языком, а всего лишь диалектом бурятского языка, во-вторых письменности у сойотов, как одной из главных характеристик языка, не было до 60-70-х годов 20-го века. По классификации ЮНЕСКО, сойотский язык считается полностью вымершим. На этом языке когда-то разговаривали жители горной Оки, что на границе с Тувой и Монголией. Сегодня проводятся традиционные эвенкийские и сойотские национальные праздники республиканского значения «Больдер» и «Улуг-Даг», Дни сойотской и эвенкийской культуры, а также мероприятия межрегионального характера с участием представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В этом году правительство Бурятии выделило 9,6 млн. рублей из федерального бюджета на поддержку экономического и социального благополучия эвенков и сойотов, проживающих в Бурятии. Однако, в свете столь особое внимание к проблемам КМНС высвечиваются проблемы другого характера. Некоторые особо находчивые люди сегодня пытаются причислить себя к этим народам, чтобы пользоваться благами, особыми льготами от государства, прикрывая свою незаконную деятельность в сфере добычи недр и ловли ценного омуля. Известно, что многие ограничения не распространяются на эти этнические группы. Конечно, все это не может не вызывать возмущения и недоверия в обществе.
Несмотря на все вышеперечисленное, я все же считаю, что республика – гармоничная, а народы действительно живут в мире и согласии. Одно из доказательств – в Бурятии создается много интернациональных семей. А еще здесь сложилась добрая традиция - вместе справлять самые разные народные праздники: Сагаалган, Навруз, Пасха, Троицу, Сурхарбан, Рождество. Сегодня в Улан-Удэ действует 25 культурно-национальных центров. Каждый из них – активный участник городских и республиканских культурно-массовых мероприятий. Благодаря им жители города, республики имеют возможность знакомиться с культурой другого народа. Все это и развивает толерантность и уважение, а у детей воспитывает доброту, любознательность.
Софья Гуртовая
7 мая 2018