Екатерина Антонова: «Устьцилёма - особенный народ»

Екатерина Антонова: «Устьцилёма - особенный народ»

Далеко на севере в Республике Коми стоит древнее село Усть-Цильма, вокруг которого располагаются несколько деревень — они образуют целый район. Здесь, как и везде, есть свои проблемы и свои радости, однако сегодня село пустеет, идет большой отток молодежи в город. Уезжают все, кто только может. Но есть люди, которые отличаются от большинства — они возвращаются в родной дом. Студентка Сыктывкарского Государственного Университета им. Питирима Сорокина Екатерина Антонова родилась здесь, как и ее мама, как и мама ее мамы. Их род живет на этой земле со времен ее основания и уезжать они никуда не собираются. Девушка получила образование в городе для того, чтобы вернуться и сделать свое село лучше. Она поделилась своими мыслями и рассказами о том, как протекает жизнь в их спокойном крае и что тянет ее домой.

 

            Культура древнего народа

 

Село Усть-Цильма известно своими традициями и уникальной культурой. Усть-Цилемская горка — один из важнейших праздников. Корни этого события  произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу - «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами. Вторым важным праздником для устьцилемов является Петровщина.  В ночь с 11-го на 12-е июля в Усть-Цильме варят кашу - это отголосок ритуально-поминального обряда. Раньше люди верили, что в это время стираются границы между живым и загробным мирами, а душа человека превращается в птицу. Важным элементом этого праздника является река. Здесь река — символ дороги в загробный мир. Именно в эту ночь устьцилемы собираются на ее берегу.

На этой земле живут старообрядцы. У них своя культура, свои храмы, свои традиции и костюмы. Даже молятся они здесь совсем иначе. Но это все лирика…

 

            Я остаюсь

 

            Сегодня во времена глобализации очень сложно сохранить свою национальную самобытность. Культура отходит на задний план, когда передавать ее некому. Вся молодежь села старается «рвать когти» и улетать из родного гнезда в мир больших возможностей: «У нас не хватает работы. «Мне везет, потому что меня ждут в редакции газеты, а куда идти остальным, я даже не могу себе представить. Это одна из причин, почему уезжают молодые люди. Для них здесь нет карьерного роста, они просто не смогут зарабатывать столько денег, сколько сейчас получают в городских условиях. Да, большинство хочет более простой жизни там. Проще прийти на готовое, нежели попробовать поднять село. Есть те, кто желает остаться, но их очень и очень мало. А жаль!», - признается Екатерина.

            Катя называет себя «человеком села». Для нее возвращение в родные края всегда является чем-то долгожданным и прекрасным. В этом году она заканчивает факультет журналистики и собирается возвращаться домой, где ей уже предложили работу в газете. На мой вопрос «Почему?!» она ответила с улыбкой: «Я еду домой, потому что я соскучилась по родным местам. Мне в городе тоскливо. У нас там такая природа, огромный участок земли на берегу реки — здорово просто сидеть и созерцать эту красоту.  Здесь у меня нет такой возможности.  Там больше свободы во всех смыслах этого слова. Да и потом, я хочу привнести что-то новое в журналистику в Усть-Цильме, не зря же я получала образование. Оно обязательно должно быть полезным!».

 

            Общество непотребления

           

            Когда я спросила Катю про развитие малого бизнеса, она посмеялась:  «Мне кажется, у нас в селе очень сложно что-то открыть. У нас не так развито общество потребления. Взять ту же проблему переработки мусора. Например, у нас в семье есть овцы. Продукты, которые мы не доедаем — мы отдаем овечкам, не выкидываем. В городе же сложно избавиться от этих пищевых отходов, их приходится выбрасывать. Все, что можно сжечь — мы сжигаем в печке. Пакеты мы собираем в пакеты и так далее. У нас нет этого ярко выраженного желания потреблять. Может быть, поэтому у нас не приживается никакой бизнес. Когда-то давно один молодой человек решил открыть у нас магазин «Savage». И никто ничего там не покупал, никому эта одежда не нужна была. Спустя какое-то время там начались огромные скидки на товар, он чуть ли не даром все раздавал — и все равно никто ничего не покупал и не забирал. У нас вообще очень любят построить торговый центр или здания под аренду, а в итоге там все стоит. А если нет бизнеса, то и нет рабочих мест. Вот такой замкнутый круг».

           

 

            Рыбак рыбака

 

            Такие практичные и такие добрые, кажется, что устьцилемы отличаются от нас не только своей богатой культурой, но и отношением к жизни. Сомневаюсь, что кто-то из нас может назвать имена своих четвероюродных братьев. Да и выражения «четвероюродный» у нас нет, а у усть-цилемов есть, потому что так или иначе все они там одна большая семья: «Двоюродные братья у нас называются «братаны», а четвероюродные - «троюродные братаны» и так далее. Двоюродных сестер мы называем «сестреницами». Это очень удобно! У нас есть свои «локальные» фамилии, например, Чупровы или Поздеевы. Когда я нахожу человека из другого региона России с такими фамилиями, сразу понимаю, что они так или иначе связаны с нашим селом. Однажды в школе учительница всем девочкам сказала: «Выходите замуж за Егора Варламова, с ним вы точно не окажетесь родственниками!». В Усть-Цильме сложно найти человека, который не будет являться членом твоей огромной семьи. Но эта тенденция идет на спад, сейчас у нас очень много разных национальностей проживает в селе».

            Люди в Усть-Цильме отличаются не только своим нравом, но и удивительным говором. Сама Катя не считает это чем-то уникальным и особенным, даже не сразу вспомнила, а когда вспомнила - рассмеялась: «Я считаю, что мы - особенный народ. Более того, устьцилем устьцилема узнает издалека. Например, по говору. Мы говорим очень быстро. Наш говор — это никем неповторимая речь. Когда живешь в этом, не можешь точно объяснить, чем именно она отличается. У нас любят говорить «чёли» и «какли».  Я даже не могу сказать «акаем» мы или «окаем». Когда живешь в этом — сложно определить отличия речи, для нас мы нормально говорим, как все люди».

 

            Связь поколений

 

            Сегодня ходят слухи, что Усть-Цильма утрачивает свои традиции. Говорят, молодежь не заинтересована в сохранении своей культуры. Однако Катя категорически не согласна с этим мнением. Она считает, что традиции и культура села сохранятся людьми, которые просто об этом не кричат: «Говорить, что новое поколение не интересуется нашей культурой, — неправильно. Да, мы не гуляем по селу в расписных юбках наших бабушек, но это не значит, что мы всё забыли. Надо отметить тот факт, что при советской власти мало кому были интересны даже наши праздники. У нас многие дети занимаются в кружках, связанных с народным творчеством, а молодежь несет эту культуру в большой мир. Например, моя  одноклассница сейчас учится в консерватории в Питере на фольклорном отделении. Наша культура не исчезает. Пусть она среди молодежи не так популярна, но с возрастом этот интерес все равно приходит. Рано или поздно ты начинаешь задумываться и понимать — ты устьцилем! У тебя есть особенная история и культура! Вау! Это так круто!».

            В последнее время в село приезжает все больше и больше туристов, чтобы увидеть древнерусские гуляния и посмотреть на старообрядческие храмы. Многие начинают удивляться, почему подобная красота так неинтересна молодежи. Однако такие туристы забывают, что если каждый день есть икру ложками, то и икра станет пресной, но есть ее не перестанут: «Для местных людей сходить на Усть-Цилемскую горку — это посмотреть на людей. Туда приезжает много усть-цилемов, уехавших из села. Здесь можно увидеть огромное количество интересных лиц, которых не видел много лет или присмотреть  симпатичных мальчиков. А саму горку смотрят приезжие люди. Мы на ней каждый год бываем — нам это уже не так интересно. Так и получается: туристы смотрят на нас, а мы смотрим на них! (смеется) А вот Петровщина — это настоящее гуляние для жителей села! В этот день все люди приходят на берег реки и угощают друг друга вкусной едой и питьем!»

            У любой семьи в Усть-Цильме есть вещи, которые передаются из рук в руки. Где-то это платки и сарафаны, где-то иконы, а в семье Кати — это древние рукописные книги, которые достались ей от бабушки. Теперь эта реликвия хранится в доме ее отца. От старшего поколения переходят не только материальные предметы культуры, но и духовные: «Мы старообрядцы. Это очень строгая вера. Я честно скажу — в этом мало разбираюсь. Но я хочу заметить, что у нас очень мало атеистов. В селе атеизм — это, скорее, модное веяние, которое в итоге пройдет. Религиозность у нас в воздухе витает. Даже у моей бабушки, которая жила в атеистическом Советском Союзе, всегда стояли иконы в доме. Еще мы крестимся иначе. Нам учительница рассказывала, что древние жители деревень, которые стоят на реке Пижма (Пижемцы), были настоящими старообрядцами. Их отличало уважение к земле, на которой они живут. На улицах там была полнейшая чистота: они сами выходили и чистили их, в этом не было ничего особенного. Сейчас у нас в селе проблемы с мусором: мусорят в основном школьники, они никак не могут понять, что это плохо и совсем не красит их. Вера помогала нашим предкам с уважением относится к окружающим людям и к своему дому.  Может быть у нас сейчас просто теряется этот стержень». Однако проблемы с неухоженой местностью встречаются повсеместно: чем больше город — тем выше свалка. Назревает вопрос — неужели мы настолько не любим свою землю, что сами своими же руками творим с ней такой беспредел?

 

            Послесловие

 

            Перед тем, как дать мне интервью, Катя скромно предупредила меня, что мнение ее является субъективным и она не может говорить за всех жителей села. Но то, с какой любовью она говорила о своем доме меня поразило. Очень редко можно встретить человека, который не рвется покорять Москву, а хочет просто вернуться домой. Я считаю ее настоящим патриотом своей малой родины, который не только хочет жить в окружении прекрасной северной природы, но и сделать свое село лучше: «Да, сейчас история нашего села интересует меня не так сильно, как старшее поколение, но я знаю, что скоро это придет и, возможно, через несколько лет я сама буду танцевать на Усть-Цилемской горке в народном костюме!».

 

 Софья Авдеева