"Лучший подарок на свадьбу – коза и белый валенок"
В семье Вороновых знают, как играть свадьбы. 83-летняя баба Тамара недавно выдала замуж младшую внучку. Хлопотать пришлось в восемнадцатый раз. До этого женила сыновей, собирала приданое дочкам. А еще старушка до сих пор помнит рассказы своей матери о свадьбах начала 20 века.
Мать бабы Тамары – Мария Петровна – вышла замуж в 1928 году. Жениха она знала задолго до свадьбы и в то же время не успела с ним познакомиться:
- Мама жила в прислугах, - рассказывает Тамара Константиновна. – С девяти лет работала в семье врача за еду и одежду. Хозяйская дочка была строгая. Что не скажет – выполняй или выдерут. Как-то на Святки подозвала Машуху (так они маму звали): «Хочу на зеркале погадать, да боюсь. Так что ты будешь сегодня суженого вызывать».
16-летняя Машуха тоже испугалась, но сделала все, как велено. К вечеру вынесла из комнаты иконы, погасила свет и села перед зеркалом. Хозяйка предупредила: оборачиваться нельзя. Будущий муж явится в полночь и будет быстро приближаться. Надо успеть разглядеть его отражение, а как подойдет вплотную – опустить зеркало. Иначе ударит, и шрам останется на всю жизнь. В 12 часов Машуха разглядела в зеркале мужской силуэт. Жених сделал пару шагов и остановился, сел на табурет у печки. Гадалка замерла: появилась вторая фигура. Другой суженый зашагал к ней. Машуха резко опустила зеркало, и оно с грохотом разбилось.
- Мама в слезы, - продолжает баба Тамара. – За зеркало ее точно выдерут. Пошла к хозяйке виниться, а та и слушать про стекляшку не хочет: «Черт с ним с зеркалом, суженого видала?»
Я спрашиваю:
- А вы верите, что это действительно было?
Старушка поджимает губы:
- Было-не было, а все сбылось. Приехала мама домой в Козловку, и сразу к ней сватов прислали. Жених богатый, а у мамы ни копейки за душой. Сестра жениха из засиделок – замуж никто не взял, а приданое она приготовила. Говорит: «Нам, Машуха, твои тряпки не нужны. Все свое отдам: и перины, и подушки, и ковры». Но маму за богатого не отдали. Не дело это - на чужом добре наживаться. Надо ровню искать. Стало быть, это был первый суженый. Тот, который не дошел до невесты, на табурет уселся. Потом Костя пришел свататься, мой отец. Мама его до свадьбы видала два раза и даже словом с ним не обмолвилась. Но сразу узнала – это второй суженый из гадания.
Большую свадьбу играть не стали – не на что. У невесты из приданого две маленькие подушки, и те пришлось родителям оставить. Забрала одни наволочки. Свекровь их попыталась на свои подушки натянуть, да не полезли. Машуха от стыда плакала на печке .Расписались в сельсовете – жених в рваной рубахе и отцовских штанах, невеста в нарядном желтом платье, от хозяйки досталось. Дома похлебали пустых щей, собрали два узелка и подались в другую деревню, чтобы перед соседями не краснеть.
Баба Тамара смахивает слезу:
- Мама говорила, что тогда еще поклялась: «Родится у меня дочка, начну копить. Буду только картошку с хамсой есть, но сыграю ей свадьбу».
***
Тома начала собирать приданое в семь лет: складывала в коробку лоскутки, которые оставались у мамы после шитья. Женихом она считала восемнадцатилетнего соседа Ваньку. Только он соглашался переносить крупную Тому через разлившуюся речку. Мост по весне размывало, дети сами не могли добраться до школы.
Но через год Ваньку забрали на войну, он погиб в первые месяцы. Тома много лет помнила свою детскую любовь и считала, что никогда не выйдет замуж. Поэтому приданое собирала мама. Появится лишняя копейка – купит подзорники. Продаст пуховые платки – отложит на перину. Тома снова влюбилась только в 18 лет, когда из армии вернулся гармонист Петька:
- Мы до свадьбы всего три месяца дружили, - улыбается баба Тамара. – Петя боялся, что уведут меня. Мама к тому времени мне приданое собрала. Крестная привезла из Москвы настоящее свадебное платье – белое, с блестками. И веночек из искусственных ромашек на голову. В этом веночке потом половина деревенских девок замуж выходила. А платье я после свадьбы перекрасила в зеленый цвет, по праздникам наряжалась. Семья жениха жила бедно. У них ни коровы, ни курицы не было – откуда деньгам взяться? Петя в школе учился только до четвертого класса. Валенки были одни, и он решил, что бегать в них будет сестренка Шурочка. Она хорошо училась. До 19 лет Петя ничего не нажил – одни армейские сапоги. В них и летом, и зимой ходил.
Колец у молодых не было. Жених прорезал дырочки в монетах по 20 копеек. Но «обручалки» оказались маловаты – налезали Томе только на мизинец:
- Не знаю, почему Петя их примерить не принес. В сельсовете чуть со стыда не умерли. Потом кольца сразу сняли и положили в сундук. На Рождество дед отдал их соседкам – погадать. Да так и затерялись.
За день до свадьбы невесту с приданым привели в дом к свекрови, чтобы стелить постель. Под окнами уже собралась толпа: смотрели, сколько у Томы подушек, какие простыни. Кивали одобрительно – одних только байковых одеял у нее три штуки. Первый день гуляли у жениха. Угощали лапшой, пирожками и салом, пили брагу. У невесты стол был пошикарнее: тут и щи с мясом, и котлеты, и даже кисель из брикетов.
Баба Тамара вздыхает:
- Мама все-таки накопила на свадьбу. Она нам подарила козу и овцу, чтобы сразу что-то в хозяйстве было. А свекровь – пуховый платок. Денег нам на сыр положили всего ничего. Хватало на один белый валенок. Зима приближалась, а Пете ходить не в чем. Мама потихоньку добавила деньжат, и мы мужа обули. Потом нашили ему рубашек из моих платьев...
Воспоминания прерывает приход старшей дочери:
- Мама, все сказки рассказываешь? Про свадьбу? Тогда уж и про мою расскажи.
***
- Люська-дура. Уехала из дома в 17 лет и жениха нашла в городе,- начинает мать.
Люся перебивает:
- Так мой Коля тоже деревенский, из Клеповки Бутурлиновского района. Мы и свадьбу там играли – по местным обычаям.
- Помнишь, как ты за месяц до свадьбы загрустила? Стала я тебя пытать: «Что случилось?» Говоришь: «Хоть от жениха отказывайся. В Клеповке принято всей родне мужа дарить подарки. А Кольки родственников под сто человек». Деваться некуда: жених нам написал имена всех, кого надо почтить, размеры указал. Мужикам решили покупать рубашки, а бабам – отрезы на платья.
Постель в Клеповке заранее не убирают. Молодые приехали из Воронежа уже в день свадьбы – сразу в ЗАГС. Там их должны были встретить родственники.
- К избе подогнали машину, обтянутую красной материей, - вспоминает баба Тамара. – Красный – цвет счастливый. На капоте золотыми буквами вышито: «Счастья молодым». Золото – к богатству. Я сижу у машины, ножки свесила. Время к полудню, в ЗАГС пора, а сваха не торопится. Говорю:
- Когда выдвигаться будем?
- Да как же мы поедем, если ты ничего к венику не привязала?
Оказалось, что мать невесты должна привязать к венику атласную ленту, чтобы счастье за молодыми хвостом вилось.
Люся смеется:
- Счастье полилось через край прямо на свадьбе. Только гостей за столы усадили, свекровь говорит: «У нас угощение жених с невестой подают». Я разозлилась: «Это ваши обычаи, вы их соблюдайте. Пусть Колька с тарелками бегает, а я не буду платье пачкать». Родня зашепталась. Выпили по первой рюмке и вышли из-за стола. Маму с папой усадили в центре комнаты, дали им красную тряпку. Вся родня жениха по очереди подходила. Колька шептал: «Это дядя Вася с тетей Груней». И для них искали подарок. Каждый гость должен был моих родителей поцеловать и красной тряпкой вытереть. Папа сначала протестовал: «Будут меня всякие бабки слюнявить». Но потом смирился. Обещал отомстить на второй день свадьбы – уже на нашей территории. Да только родня мужа к нам не поехала. Пришлось бы три автобуса нанимать.
***
Баба Тамара и ее дочери до сих пор хранят свои венчальные платья. Они плохо понимают, что такое «гражданский брак», и считают, что свадьба, на которой гуляет меньше ста человек, – семейный позор.
Я, автор этого текста, и есть младшая внучка Вороновых, которая недавно вышла замуж. Стоило мне заикнуться, что мы с женихом не хотим пышное торжество, семья возмутилось: «У нас традиции. Будет у тебя дочка, сыграешь ей свадьбу, как знаешь».
На пятнадцатом часу гуляния, когда счастливые родственники начали петь хором, мы с мужем решили: у нашей дочки тоже будет настоящая деревенская свадьба. Кто-то же должен беречь традиции.
Мария РЕПИНА
27 апреля 2018