Флейта, волынка и колесная лира, или забытая музыка народа
Каждый в детстве читал былину про Садко - искусного мастера, который покорил водного царя своей дивной игрой на гуслях. Звучавшая музыка была так прекрасна, что царь захотел, чтобы мастер каждый день играл ее в его мрачном подводном дворце. Такова была сила и красота этого музыкального инструмента.
Необычный музей
Сейчас увидеть большинство русских народных инструментов мы можем разве что на картинках в книгах или интернете. А ведь раньше не проходил день, чтобы простой народ не поиграл на калюке - травяной трубке или не исполнил незатейливую мелодию на просвистели - камышовой флейте. Вернуть в жизнь своих земляков традиционные музыкальные инструменты решил Сергей Плотников - создатель воронежского музея Забытой музыки.
Собрание музыкальных экспонатов находится в здании Городского Дворца культуры, но в привычные представления о музее не укладывается. Каждый инструмент, находящийся в коллекции, Сергей изготовил сам, изучая этнографические и изобразительные источники. Но это не единственная впечатляющая особенность. Его создатель и идейный вдохновитель не читает своим посетителям скучных лекций, а поёт и играет практически на всем, что представлено в коллекции.
Все русские народные инструменты в музее делятся на три большие группы - ударные, духовые и струнные.
Что общего у пилы и бубна
Из всех представленных инструментов больше всего своим многообразием и внешним видом удивляют ударные. Когда видишь пилу, косу и даже рубиль, меньше всего думаешь, что перед тобой музыкальный инструмент, радующий душу своим звучанием. В этом кроется специфика ударных: по преимуществу это были самые распространенные предметы повседневной крестьянской жизни. Благодаря громкости и звонкости эти инструменты используются до сих пор. В Вологодской области пастухи с помощью барабана подают звуковой сигнал, означающий, что пора выгонять корову или овцу в стадо. Такое музыкальное оповещение нужно для того, чтобы пастух не задерживался у каждого двора, а мог быстро собрать животных.
Среди народных ударных инструментов наиболее известны трещотки. Они представляют собой ряд деревяшек, нанизанных на веревку или кожаный ремешок. Благодаря соприкосновению пластинок создается звук, напоминающих хлопанье в ладони. Это особенность сделала инструмент необходимым элементом любого свадебного гуляния.
В музее есть трещотки южнорусские, новгородские и круговые. В живой традиции, по словам Сергея Плотникова, до нас не дожили только новгородские. Южнорусские трещотки до сих пор очень любят в фольклорных ансамблях. А круговые благодаря биатлонным болельщикам ведут и сейчас активную жизнь.
Среди ударных музыкальных инструментов в музее много предметов, которые так любят маленькие дети. Это различного вида погремушки: деревянное яйцо с насыпанной дробью, берестяная коробочка с гуляющей в ней горошиной. Изготовить такую игрушку-погремушку достаточно просто: нужна лишь какая-нибудь полая емкость и немного бусин.
Для получения низкого глухого звука использовали бубен. На Руси он был в особом почете у скоморохов, приходивших с инструментом на разные праздничные обряды. Также бубны применялись в ратном деле для устрашения врагов.
Несмотря на многообразие ударных народных инструментов, они передают не весь спектр переживаний человека. Поэтому в жизни народа возникают духовые инструменты. Традиционно они делятся на три ветви: свистковые, язычковые и амбушюрные.
Труба, рог и рожок
Как объяснил Сергей Плотников, в амбушюрных музыкальных инструментах звук извлекается губами. В зависимости оттого, сжаты или расслабления губы - меняется высота звука.
Самый простой из амбушюрных - труба. Она может быть пластиковая, металлическая, деревянная или из травы.
Для подачи звукового сигнала на охоте использовался рог. При одинаково размере с трубой рог звучит намного громче. Такое усиление звука достигается за счет конусообразного расширения.
Во Владимирской, Костромской и Ярославской губернии существовала своя традиция игры пастухов на рожках. Рожок отличается от трубы и рога наличием воздушных отверстий, которые позволяют играть мелодию. Рожки тоже бывают разные. Есть длинный рожок, в котором звук низкий - это бас. Короткий рожок с соответствующим средним звуком - полубас. А совсем маленький рожок называется визгунок.
Где взять свисток
Научиться играть на таких народных инструментах довольно просто, чего не скажешь о свистковых. Инструменты, называемые свистковыми, характеризуются тем, что у них нет … свистка. Его музыканту необходимо создать своими губами или языком. В этом состоит большая сложность игры на них. Чтобы инструмент "зазвучал" требуется большое умение и мастерство исполнителя.
Одними из самых древних свистковых инструментов, несправедливо забытых в наши дни, являются многоствольные флейты, или кугиклы. Такое название они получили по материалу, из которого сделаны. Кугой на Руси народ называл болотные растения. Выбирая 5 самых крепких стволов камыша или тростника, мастер соединял их между собой. Так получался инструмент. Здесь необходимо добавить важную деталь: кугиклы были исключительно женским народным инструментом.
"Женщины, играя на кугиклах, добавляют ноту голосом, взвизгивая. Из-за этого получается красивый двойной звук. Мужчины так не умеют", - рассказывает Сергей Плотников.
Кроме многоствольной флейты в музее можно встретить большое разнообразие флейт одноствольных. Например, из камышинки делали просвирельку или просвистель.
Другой вид флейты, заслуживающий внимания, - травяная трубка, или калюка. Делается она из обычной полевой травы. Традиция игры на ней угасла относительно недавно. В 80-х годах прошлого века в Белгородской области народные коллективы ещё играли на этом музыкальном инструменте.
Так как травяная трубка предназначена только для ритмического рисунка, для мелодии народ придумал дудку. Она была зафиксирована в Курской губернии.
Для облегчения игры на свистковых инструментах люди изобрели приспособление в виде пыжа - деревянной пробки на конце флейты. Пыж сам направляет воздух в необходимое место. Флейта с таким нововведением получила несколько названий - пыжатка, сопелка или свирель.
"Но у нас народ всегда хотел, чтобы играл один человек, а звучал оркестр, - шутит Сергей. - Поэтому делали сопелки сдвоенные. Двойную свирель всегда называли черной. Почему? Никто не знает до сих пор".
От пищука к волынке
После свистковых народных инструментов наступает черед язычковым. Такие музыкальные экспонаты непременно имеют вибрирующую тонкую пластинку - язычок. Именно она становится источником звука.
Как рассказал Сергей, язычки бывают двойные и одинарные. Традиционно на Руси делали только одинарные.
Самым первым открывает ряд язычковых инструментов пищук - трубочка из соломы с воздушными отверстиями. Несмотря на свою несерьезность по сравнению с более "зрелыми" музыкальными “коллегами" пищук позволял музыканту сыграть несколько нот.
Существовала традиция изготовления двойных пищуков. Однако вскоре люди поняли, что играть на них очень сложно: не хватает воздуха. Мастера стали думать, как можно устранить недостатки пищука. Их усовершенствования привели к созданию любимой всеми волынки.
Волынка представляет собой воздухонепроницаемый мешок, сделанный из шкуры животного. К нему прикрепляются игровые трубки с одинарными или двойными язычками. По словам создателя музея, у всех народов мира был такой музыкальный инструмент, только назывался он в каждой стране по-разному.
О гуслях и скрипке
Шествие народных инструментов замыкают струнные. Из них самым знаменитым считаются гусли. В музее Забытой музыки можно увидеть сразу несколько их видов.
Шлемовидные гусли появились на Руси только в XIV веке. Но их всегда соотносили с библейской историей. Царь Давид - правитель Израиля повелел исполнять церковные псалмы под многострунные инструменты. С тех пор во всех дошедших до нашего времени источниках Давид изображен с ними. Но, как и в случае с волынкой, у каждого народа инструмент был свой. Поэтому в европейской летописной традиции в руках у царя арфа, а у нас - псалтырь или шлемовидные гусли.
"До XIV века у нас были только лировидные гусли, - рассказывает Сергей Плотников. -Поэтому Садко, Боян, Добрыня Никитич - все, кто у нас в былинах на гуслях играют, должны были играть на таких". Так как струн в таком инструменте мало, постепенно на смену лировидным гуслям приходят крыловидные. На них народ играл вплоть до 80-х годов XX века. Больше всего крыловидные гусли были распространены в Новгородской и Псковской областях.
Мир современной музыки невозможно сегодня представить без смычковых струнных инструментов. Однако мало кто знает, что положил начало всему их многообразию гудок - старинный музыкальный инструмент. Несмотря на наличие лишь трех струн, он имеет богатый полутонами звук. Музыковеды считают этот инструмент "дедушкой" скрипки.
Разные образы
Переходя к следующему экспонату, создатель музея не спешит с объяснениями, а садится и играет на нем народную детскую песенку:
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги
Куплю Маше и серьги.
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки.
А останутся полушки,
Куплю Машеньке подушки.
Все потому что этот истинно народный инструмент не нуждается в представлении. Балалайка давно стала самым узнаваемым символом музыкальной культуры России. А ведь ещё два столетия назад инструмент выглядел совсем иначе. Вместо треугольной формы балалайка была полукруглой, похожей на калмыцкую домбру.
Сергей Плотников объяснил, что привычный нам образ инструмента возник благодаря музыканту Василию Андрееву. Именно он распространил концертный вариант балалайки в виде треугольника. Так у инструмента началась новая жизнь.
Грустный инструмент
Бродячие музыканты на Руси любили играть и на колесной лире. Прообразом этого музыкального инструмента был европейский органиструм, однако по сравнению с ним лира выглядит более компактно. Внешне она очень похожа на скрипку. Но колесной лиру назвали не случайно: роль смычка в ней выполняет колесо, которое извлекает из струн мелодию. Инструмент звучит грустно и тоскливо, поэтому под него бродячие музыканты исполняли исключительно духовные песни. В основном это были мотивы покаяния и сюжеты о расставании души с телом. Лира была очень популярна в южных областях государства и сохранялась в живой традиции до 60-х годов XX века. Потом инструмент вышел из употребления и был забыт.
Музеи, подобные воронежской мастерской Сергея Плотникова, очень важны. Нельзя, чтобы целая часть культуры навсегда осталась в прошлом.
Каждый инструмент — это душа своего народов. И с помощью музыки она может рассказать нам свою историю, поведать о своих тяготах и печалях.
Юлия Слукина
27 апреля 2018