"Мы формируем эту реальность, которая называется российской нацией"
«Подвижность» этничности, этнические группы — понятие очень размыто — и гражданская идентичность как определяющий фактор, который объединяет российскую нацию.
Эти и многие другие непростые аспекты были освещены на лекции Леокадии Дробижевой об актуальных вопросах межнациональных отношений на факультете журналистики МГУ 25 апреля, которую посетили студенты Школы межэтнической журналистики.
Леокадия Михайловна одна из ключевых фигур в современной российской этносоциологии. Доктор наук преподает в НИУ ВШЭ, руководит Центром исследования межнациональных отношений Института социологии РАН. Эксперт рассказала о том, как обстоят дела с гражданской идентичностью у нас в стране.
«Данные в среднем по больнице»
- У нас всего 5-7 процентов людей, которые чувствуют какую-то ущербность от того, что они являются представителями какой-то национальности. Это, конечно, данные в среднем по больнице, - Леокардия Михайловна начала лекцию с обнадеживающих данных, согласно которым около 80 процентов населения признались, что они не испытывают негативные чувства по отношению к представителям других национальностей. - Раньше — до 2013 года — этот показатель был абсолютно другой. Он мог достигать 50, даже 60 процентов.
Сейчас показатели улучшились по двум причинам. Во-первых, в стране создали Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) и приняли Стратегию государственной национальной политики, и это, согласно Дробижевой, «имело значение». По её мнению, это расширило пространство для диалога по вопросам этнической напряженности в стране.
Хороший враг — внешний враг
Вторым ключевым фактором для изменения в лучшую сторону этих показателей стало, как ни парадоксально это может показаться, присоединение Крыма в 2014 году.
- Вся идеологическая ориентация прессы была перенесена на эту ситуацию. Одновременно, развился конфликт с Украиной, и опять было переключено внимание. А дальше 15-й год, 16-й год, мы получили реакцию на эти важные для нас события, которые не признал мир, и образ врага был перенесен на внешнего врага - рассказывает Дробижева. - Поэтому стали улучшаться наши внутренние отношения. Это не совсем простая, но довольно очевидная картина, потому что абсолютно все исследовательские центры дают одинаковые цифры, везде у всех улучшающиеся межэтнические отношения, потому что перенесен центр внимания на другие проблемы.
Она добавила, что о том, что внешний враг может быть сплачивающим, говорили классики социологии:
- Это не мы придумали. Внешний враг сплачивает общность.
Сложности формирования общероссийской идентичности
- Российская нация является надэтнической общностью. У нас была такая общность — Советский Союз и советский народ, но СССР перестал существовать и сам советский народ тоже теперь общность, которая потеряла свою деноминацию, несмотря на то что многие и сейчас считают себя советскими людьми - поясняет этносоциолог.
По ее словам, советский народ «все-таки был идеологической общностью», а современная российская нация формируется не идеологическим образом, а за счет интеграции, объединения, и базируется она на осознании людьми, в первую очередь, своей гражданской принадлежности.
- Это конструируемая реальность, и постепенно мы формируем ту реальность, которая называется российской идентичностью - убеждена эксперт.
При этом она отметила, что будет преждевременным говорить, что у нас есть гражданская нация, как, например, во Франции:
- У нас есть элементы гражданской нации. Есть молодежное движение, выборный процесс, выбирающие институты. Мы выбираем власть. Раз есть институты и элементы ответственности, мы вроде бы можем говорить, что мы — гражданская нация. Но при этом мы как социологи знаем: наши люди не чувствуют ответственности за судьбу страны и не считают, что сами могут что-то решать. А это очень важно. Поэтому, чтобы быть реалистами, мы говорим, что мы государственно-гражданская нация, которая только формируется как гражданская.
Этносоциолог отметила, что главное — это гражданская общность, когда человек чувствует себя гражданином государства, выполняет нормы государства, живет по его законам.
- Эта гражданская общность как бы снимает этнические особенности, которые разделяют всех людей. У нас есть данные, что у тех, кто считает себя в первую очередь гражданами России, а потом уже русскими, чувашами и т.д., лучшие этнические установки. Это доказанный факт, - отмечает эксперт, заключив что «и с точки зрения межэтнических отношений, и с точки зрения интеграции страны, интеграции народа, очень важна именно гражданская коллективная и общеполитическая идентичность.
Анна Савина, Школа межэтнической журналистики в Москве.
26 апреля 2018