О непростом религиозном пути чувашского народа
Чуваши – близкий к центру России тюркский народ, живущий в Поволжье. Давний сосед Русского Государства и Российской Империи. Его религиозный путь достоен особого внимания, ведь до сих пор для чувашского народа характерно распространение как православия, так и ислама, но в то же время и некоторые языческие обычаи до сих пор не утеряны.
В древности на востоке Руси жили чуваши, известные русским своим "языческим нравом". И даже когда русские приняли христианство, чуваши продолжали держаться язычества. Им пытались привить православие, но было все без толку. Потому чуваши, проживающие среди татар, стали видеть впоследствии в исламе средство своего социального сопротивления против русских. Однако принятие ислама вело к обязательному “отатариванию”, так как, в отличие от православных священнослужителей, тогдашние исламские миссионеры требовали отрекаться от чувашского языка и чувашской национальности при переходе в ислам. Таким образом, некоторые чуваши “уходили в татары” (*тутара тухна”). Из преданий чувашского народа, равно как и из российской истории, мы знаем о том , что чуваши, принимая ислам, автоматом становились “этническими татарами”.
Однако в XVII в. русское правительство издает ряд указов, которые разительным образом облегчают положение чувашей, принявших православное христианство, при этом серьезно сужая права язычников. Так, с тех времен местный феодал, не имеющий церковного крещения, не мог владеть православными крестьянами, а в случае его смерти имущество передавалось в казну Российского государства или же родственнику усопшего и обязательно православного вероисповедания. Условия складывались таким образом, что рачительные хозяева из чувашей принимали христианство и постепенно сливались с коренным русским элементом, или же создавали свою православную чувашскую общину. Историк Н.В. Никольский это отмечает так: “Чтобы сохранить свои права на земли, владетельные особы из чувашей принимали христианство”.
Другие же чувашские родоначальники сближались с татарскими князьями. Таким образом, чуваши стали народом, “раздираемым” между двумя цивилизациями – восточно-славянской и тюркской. Историки отмечают, что знаменитые чувашские мурзы Нижегородского края, о которых упоминали в 1647 году, уже к началу XVIII века не существовали – “они отатарились и омусульманились”. В условиях противостояния ислама и православия в Поволжье, чувашские мурзы и кньязьки-язычники обрусевали или же отатаривались, в итоге большая часть чувашского этноса культурно ассимилировалась.
Другие же чувашские родоначальники сближались с татарскими князьями, чтобы совместно противодействовать ограничительным мероприятиям правительства. Чувашские мурзы Нижегородского края, упоминаемые под 1647 г., к началу XVIII в. не существуют: «они отатарились и омусульманились». Tаким образом, в условиях противостояния ислама и православия в Поволжье чувашские мурзы и князьки, то есть та часть чувашей-язычников, которая была в социально-культурном плане наиболее развитой частью этноса, или обрусевала, или “отатаривалась”, перенимая ислам.
Отношения между русскими и чувашами развивалась дальше, причем очень интересным образом. Так, в 1720-1722 гг. Петр I создал несколько новых указов, посвященных христианизации Поволжья. Они предоставляли трехгодичных льгот тем, кто принимал крещение. Это было масштабное освобождение от податей и сборов, от рекрутской повинности. Тем не менее, представители неславянских этносов креститься не стремились. Для того чтобы их крестить, стали применять комплексный подход, состоящий из ряда методов, в том числе организации штатов проповедников и церковных чиновников. Прибегая к подобным методам, правительство Российской Империи снова обещало новокрещенным временные льготы. Важным пунктом списка таких льгот было освобождение на три года от податей и рекрутской повинности, выдача крестов, денег и одежды. В результате, подати и рекрутская повинность крестьян была переложена на некрещеных. Так формировались сословия и особенности политики региона.
Результатом действий Российской Империи стало то, что до сих пор половина чувашей исповедует православное христианство, которое крепко вжилось в родовую память народа. Христианизация чувашей поспособствовало развитию просвещения, при этом большой упор был сделан на изучение родного чувашского языка. И сегодня в Чувашии, помимо мечетей, действует свыше 400 православных храмов.
Никита Панов
25 апреля 2018