Немного о мёртвых для живых
Погребальные ритуалы у представителей любого народа преимущественно консервативны. Они проносят основные древние традиции с незначительными изменениями через всю историю своего существования. Тема погребальных процессий – одна из самых закрытых сфер для обсуждения, но в силу того, что мы все живые люди и нам всем когда-нибудь придётся умирать, от неё никуда не убежишь.
Барнаульская Армянская апостольская церковь держит контакты со своими прихожанами, и в случае смерти всегда готова морально поддержать и выполнить свой христианский долг – передать душу в лучший мир по всем церковным канонам. Выделяется несколько этапов похоронного процесса. Естественно, всё начинается с того, что человек умирает. Священник идёт домой к покойному, чтобы выразить соболезнование родным и прочитать над телом песнопения и отрывки из Библии, которые собраны молиться и обращаться к Иисусу, чтобы тот принял душу усопшего. Согласно армянским христианским вероисповеданиям и толкованиям, когда человек умирает, его душа вместе с ангелом-хранителем борется с бесами. Это происходит уже не на земле, но ещё не на небе, а в промежутке между этими двумя мирами. Бесы – это грехи человека. Ангел-хранитель старается вырвать дух из их коварных лап. Чем больше человек грешил при жизни, тем с большим количеством бесов приходится бороться небесному стражу. Священник и родные, если у них ещё есть силы, кроме скорби и переживаний, молятся, чтобы помочь ангелу своего родственника. Уже в агонии человек видит своего хранителя и чувствует, куда ему следует идти. Если он причащался при жизни и покаялся в дурных делах, тогда идёт в пристанище для спасённых. Если же нет, то дорога ему в пристанище для мучеников, где огонь будет жечь его вечно.
На следующем этапе тело берут и относят в церковь, где проходит основная часть отпеваний. В древние времена делали ещё помазания, но сейчас этой чести достойны только священнослужители. Если человек часто приходил в церковь и его там все знают, то прощаются с усопшим все прихожане. После этого следует финальный этап – покойного везут на кладбище. Сначала освящается могила, которая должна стать пристанищем. Родные прощаются. Свойственно при этом то, что к могиле женщины не подходят, мужчины завершают обряд захоронения. Священник ставит печать над могилой. Эта печать нерушима, и её может разрушить только Иисус Христос во время своего второго пришествия.
Церковь против суеверий, но народные придания гласят, что нужно закрывать зеркала, чтобы душа не заблудилась. По армянским поверьям мужская часть родственников не должна бриться до 40 дней, но эта традиция сейчас уходит на второй план. Ведь для современного человека не всегда удобно соблюдать древние национальные обряды. Пока покойный ещё находится дома, ночью принято сидеть возле него, чтобы злые духи не посмели к нему подобраться. О музыке и танцах речи быть не должно, сейчас в эту же категорию запрета попадает и включенный телевизор.
Настоятель Маштоц Акопян: «Я сравнивал с моим другом из русской православной церкви тексты молитв, и они практически совпадают. И это правильно, потому что, Бог один для всех, и души похожи друг на друга, не зависимо от национальности. Если люди состоят в христианской конфессии, то их святые отцы общие. Я также считаю, что места для сумбурности в похоронах нет. Ведь смерть – это великое горе, а задача окружающих – проводить человека в последний путь и достойно похоронить. Не знаю, может быть где-нибудь в Америке его захотят в космос отправить или в холодильнике охладить. У нас же всё одновременно приземлено и приближено к Богу».
Представление о смерти и похоронные обряды католических христиан схожи с армянскими взглядами. Также после кончины на родственников ложится обязанность прилично позаботится о теле родного. Они или сами хоронят или идут за помощью в свою церковь, если человек был крещенный. Отпевания – обязательный обряд. Это происходит в зале храма или дома. Повсеместна практика выезда священника, так как не каждый живёт в городе, и не у всех есть возможность снять зал. Над телом усопшего читаются псалмы, Евангелии. Идёт проповедь священника, который, если знал человека, говорит о его лучших поступках и качествах. Слово божье говорит священнослужителям и верующим людям, как они должны позаботиться о теле и душе.
Католической церковью официально не признается никакая версия того, что видит человек после смерти. Согласно Библии есть чёткое разделение Ада для грешников и Неба для праведников, но никто достоверно не может этого подтвердить. Никто из мертвых не возвращался. Конечно, есть рассказы тех, кто пережил клиническую смерть. Но где гарантии, что это были не игры разума?
Похороны порой очень красивы и светлы, хоть это и очень больно, когда теряешь близкого. Бывают редкие случаи, когда к умирающему в последние минуты жизни приезжает священник, и человек получает полное прощение своих грехов. Католики называют это господней благодатью. Именно в такие моменты следует радоваться. Всевышний сделал выбор, доказывая этим то, что усопший жил праведной жизнью. А значит и смерть легка, и душе после расставания с телом легко.
После погребения родственники ходят в церковь и заказывают священнику мессу. Молиться человек может только на земле, а, умирая, ему требуется помощь из мира живых. Ведь нужно предстать перед лицом господа очищенным и прощенным. Мессы заказывают как за одного человека, так и за группу людей (за всех родственников).
Раньше было строго с процессом похорон самоубийц - их не отпевали. Но сейчас хоронят и таких по всем христианским канонам. По словам сестры Марии, служащей в барнаульской Римско-Католической церкви, запрет ослаб в силу того, что никто из нас не знает и не видит душу человека, не в состоянии прочитать его мысли. Может больший грех лежит на другом человеке, который, возможно, довел до самоубийства, или же в случившемся виновата страшная болезнь. Не зная обстоятельств, мы не имеем права осуждать, значит, не должны выделять таких людей из ряда других усопших. Каждый имеет шанс на спасение души.
В противовес вышесказанному обратимся к культуре тех, кто не ведёт оседлый образ жизни. Цыгане – народ, чьи традиции значительно отличаются от остальных и не несут сильно религиозный характер. Они завораживают людей и порой даже пугают. Их представления о правилах погребения усопших также отличаются особой спецификой. Конечно, если цыгане выбирают место для постоянной жизни, то они перенимают традиции тех, в какое общество попадают. Куда интересней дела обходятся с кочевыми таборами. Относятся они к смерти, как к чему-то грязному и порочному, и поэтому если человек находится при смерти, то его переносят в специальный шатёр, где он и ожидает переход в иной мир. Это делается для того, чтобы не очернить общий дом. Если всё же смерть застала на кровати, то её принято сжигать или избавляться любым другим способом. Вещи покойного спускают в могилу вместе с ним, чтобы они не могли никого энергетически загрязнить. Цыганские похороны – богатые похороны. Родственники порой несколько лет копят средства на достойные проводы старшего в роде. Они покупают дорогие надгробия и даже иногда обустраивают могилу как комнату, обставляя её мебелью и прочей утварью, чтобы усопшему на том свете было комфортно существовать. Такое обычно происходит при смерти цыганского барона. Бедные же кочевники могут просто похоронить своего родственника в поле или в лесу. Молитв нет, читают специальные погребальные заговоры. Скорбить у них не принято, похороны проходят с песнями и плясками, так как они считают, что жизнь души после смерти куда приятнее реальности. Там нет боли, страданий и прочих горестей и сложностей жизни. Цыганских колдунов и ворожей опасаются и после их смерти. И чтобы они не встали из гроба, им отрезают голову и кладут её лицом вниз. Так и поступили в одной алтайской деревне. Могилу того цыгана увенчивает толстый деревянный крест. Кстати, все надгробия ставятся у них в ноги, а не в голову, как принято, скажем, у православных. Но основное таинство всех ритуалов остаётся за закрытыми дверьми от окружающего мира, от других, не вхожих в табор, людей.
Неважно, к какой конфессии ты относишься. Перед всеми стоят одни задачи в случае смерти близкого человека: позаботится о теле, достойно похоронить, чтить и помнить. Реакция людей зависит от личного восприятия событий. Кто-то замыкается в себе, кто-то легко переносит, кто-то живёт всю жизнь с мыслью об этом горе. Но стоит понимать, что усопшему очень трудно без помощи живых. Да и живым куда проще и спокойней думать, что с их человеком, ушедшим в другой мир, всё как надо. Он свободен. Ему теперь не страшны горести реальной жизни.
Светлана Молоканова, слушатель школы межэтнической журналистики
18 апреля 2018