Картины для "галочки"
Выставка заняла один зал. На стенах — картины уроженцев Чувашии, а в середине зала — работы школьников на чувашские мотивы.
У входа расположена экспозиция изделий из металла молодой пары, студентов академии Штиглица Марии и Атиллы Балтаевых. Посетители медленно проходили по залу, рассматривая работы художников, постепенно перемещаясь в другую комнату, где проходила пресс-конференция. Лишь некоторые заинтересованные подходили к экспозиции молодых мастеров.
— Я представил каминный набор и кованного оленя, — объясняет Атилла — На каминном наборе изобразил мать — хранительницу очага. Женщина в чувашской культуре занимает центральное место. Над её головой я изобразил птицу, по-чувашски она называется «куйгырыш». Она символизирует счастье. Как домовой у русских, у чувашей — это «куйгырыш». И если птица улетит, то счастья не будет в доме. А олень тоже занимает важное место в чувашской культуре, потому что по легендам как раз в созвездии Золотого Оленя (так наши предки называли созвездие Большой Медведицы) находится наше родовое гнездо, а именно в рогах Золоторогого Оленя.
«У чувашей есть тотемные животные. Волк — это санитар леса, у чувашей это символ покровителя животным. Мой папа сделал такой значок, и теперь его ношу я».
На визитке Атиллы — не логотип, а знак рода. По чувашски это «тонга», руна. Все его предки до седьмого поколения ставили этот знак.
На его жене Марии чувашский пояс. Все украшения на нём сделаны из белого металла. Их звон по чувашским повериям отгоняет злых духов. В центре пояса — символ солнца, а ракушки по бокам — символы возрождения.
— С каждым годом у чувашского народа «выкачивают» культуру. Самое печальное, что носители культуры, наши бабушки и дедушки, которые жили в деревнях, умирают или обрусевают, говорят со своими внуками уже на русском. В Интернете публикуют котят, то есть ничего интеллектуально значимого. Все занимаются популяризацией западной культуры. А когда человек, напротив, сохраняет свою культуру, он остаётся человеком. Проблема всех народов в том, что они не интересуются своей культурой. В школе людям не прививают этого интереса, как не прививают и их родители. А здесь как раз и возникает затруднение. В России очень сложная экономическая ситуация, поэтому у родителей нет времени заниматься детьми, потому что им тупо надо зарабатывать деньги. Получается порочный круг.