Забытая традиция: охота на телеутку
«Будьте осторожны, гуляя по деревне. У нас парни до сих пор девушек крадут. Могут и вас украсть», - говорит экскурсовод бековского музея телеутской культуры. Киваю: «Знаем-знаем. У меня так бабушка замуж вышла».
Это случилось 38 лет назад.
«Мы с Колей не дружили ни одного дня. Он, оказывается, приехал в Беково кого-то из девушек себе выбрать и жениться», - вспоминает моя бабушка Надя.
В день похищения тогда еще 22-летняя Надежда была на танцах в местном клубе. Здесь жених ее приметил и указал на девушку своей родственнице. Та позвала Надю выйти и поговорить. Моя бабушка, которой эта женщина тоже приходилась родней (в малочисленных телеутских поселениях практически каждый связан родственными отношениями, а если родственных связей не нашли – значит нужно лучше искать) пошла за ней. Затем из клуба вышел жених и его помощник. Они взяли невесту под руки, подняли – и украли. Унесли в дом, где уже собралось застолье, и все убеждали девушку не отказывать завидному жениху. Бабушка согласилась. С одной стороны, действительно пора замуж. Но была и другая сторона:
«Много случаев, что девушки уходили домой. А потом о них начинали разные слухи распускать, чтобы замуж потом если что им сложнее было выйти», - рассказывает бабушка Надя.
Сейчас, вспоминая эти события, она смеется и в лицах описывает свое похищение. Пусть до брака с мужем она была незнакома, но 38 лет бок о бок, дочь и сын, пережитые вместе бедность, безработица, болезнь мужа – все это их сроднило. Нанешней зимой бабушка овдовела. По телеутским обычаям, 40 дней после смерти деда Коли она не выходила из дома. И даже теперь боится спать одна – везде видит его образ.
Баба Надя
Похищение невесты – обряд, окутанный романтическим ореолом. Но в современном Бекове приезжие девушки могут и не надеяться, что их «умыкнет» внезапно влюбившийся местный юноша. Обычай кражи невесты, хотя и сохранился в традиции, но редко используется – и, в основном, парами, у которых и без того дело шло к свадьбе. Крали девушку, чаще всего, чтобы не платить выкуп или если родители ее не согласны на брак.
Богатые же женихи засылали сватов. И это уже история моей одноклассницы Алины, которая вышла замуж сразу после окончания школы в 2008 году.
Приехавшие на смотрины к алининым родителям сваты договорились о том, что молодые для начала поживут вместе и присмотрятся друг к другу. Свадьбу планировали через год, но затем решили поторопиться. Организацией свадьбы и назначением даты занимались сваты - сами брачующиеся должны были просто приехать в ЗАГС в назначенное время.
Алина рассказывает: в заключении брака сватовство играет далеко не формальную роль. Например, сваты могут отменить свадьбу для пары, которая часто ругается, живя вместе до женитьбы.
Выкуп и приданное.
В телеутской семье рождение дочери означало для ее мамы большие хлопоты, связанные с подготовкой приданного. В семье моей бабушки было шесть сестер, и готовить сундуки для каждой из них прабабушка начинала практически с самого рождения.
«Мама должна была дочери обязательно кровать купить или диван, - делится бабушка Надя. - Клали в сундук три подушки, три простыни, три пододеяльника, три наволочки и три полотенца. Можно было и по шесть класть. Матрас клали и одеяла каждой дочери. Приданное положено было класть в сундуки, но сундуки были дорогие, их надо было заказывать у мастера. И мама купила каждой из нас чемодан».
В дом мужа невеста приносила не только все постельные принадлежности, но и необходимую ей одежду: платья, летнюю накидку «теле», стеганное пальто «сырмал», национальный пояс «кур» и зимнюю шубу «тон». Мать невесты шила ей и яркое национальное платье для свадьбы. Все эти вещи – ручная работа.
баба Надя показывает национальное платье, сшитое ее матерью к свадьбе.
«Когда после кражи семья жениха приехала в нашу семью для «мирения», – рассказывает бабушка Надя, – договорились обойтись без калыма. Причина веская: родители невесты, получив за нее 300 рублей (в конце 70-х это были три месячные зарплаты моей бабушки-медсестры), должны были всю семью жениха одеть в национальные одежды. Для нашей родни это оказалось слишком дорого. А, возможно, прабабушка просто уже устала шить.
народная телеутская одежда. Историко-этнографический музей «Чолкой», с. Беково Беловского района Кемеровской области.
Подсчитать размер выкупа по нынешнему курсу мне не удалось – согласно обычаю, он должен быть не меньше, чем стоимость приданного невесты. Это не символическая сумма, ведь за семьей будущей супруги до сих пор сохраняется обязанность полностью обеспечить молодых постелью.
«Мои родители в 2008 году дарили нам спальный гарнитур, постельное белье, подушки, одеяла, полотенца. У моей мамы еще, когда она выходила замуж, был сундук. Мне его уже не делали, – говорит Алина. – Выкуп со стороны жениха был, его передавали сваты родителям. Но сколько там было денег я не знаю».
Гуляния
Телеуты любят праздники – шумные, веселые, чтобы гуляла вся родня и долго потом вспоминала. Современные невесты часто жалуются, что подготовка к свадьбе длится месяцами, а сам праздник пролетает в одно мгновение. У телеутов свадебные гуляния и сейчас идут по несколько дней. А еще в прошлом веке свадьбу могли отмечать, пока во всей деревне не заканчивались припасы.
«По традиции, когда свадьбу уже отгуляли, каждый из гостей, кто был на ней, обязан был всю свадьбу пригласить к себе в дом и угостить не хуже, чем угощали его. Гуляния могли затянуться на неделю-две», - вспоминает Владимир Челухоев, телеут наполовину и научный сотрудник бековского этнографического музея. Хлебосольную традицию прервали 90-е годы, когда деревня сильно обеднела – было не до недельных застолий.
«На нашей свадьбе, начиная со второго дня, мы ходили по домам, - вспоминает бабушка Надя. - Каждый накрывал нас стол все что мог. Звали всех, песни пели, гармошка была. И так проходили по всем домам. Свадьба раньше длилась три-четыре дня. А если кто побогаче – то неделю могли гулять. Сейчас празднуют только день - два. Откупают столовую, кафе и никаких национальных платьев - и не носят, и не дарят».
Современная телеутская свадьба мало отличается от свадьбы русских и зачастую включает в себя венчание в храме. Фотографии со свадьбы дочери бабы Нади.
Ушедшая в прошлое традиция, тем не менее, не совсем забыта. И сейчас после первого свадебного дня жених, невеста и близкая родня ходят в гости к родственникам и друзьям.
В последнее время бековская молодежь стала интересоваться народными свадебными традициями и возвращаться к ним. Например, отходят от общего женско-мужского застолья. Изначально телеуты жестко разделяли гендерные территории - даже дом делили на две части. На свадьбе женщины гуляли за одним столом в юрте или доме, а мужчины собирались на улице за большой скамьей «куре». Такая «куре» есть сегодня во дворе бековского музея «Чолкой», и молодые пары все чаще просят разрешения поставить казан и устроить мужское застолье там.
Владимир Челухоев, сын основателя музея «Чолкой» на месте мужчины-главы семьи в воссозданной телеутской юрте. Правая часть юрты была женской, левая – мужской.
В семье Алины хранителями национальных традиций стали тетя и дядя жениха. Они часто упрекают молодых, что те не знают языка и культуры своего народа. И организацию гуляний непутевым молодоженам не доверили. Но рассказывая о том, как мужчины в день свадьбы ушли во двор, поставили скамейки и готовили плов, Алина не связывает это с традицией своего этноса.
В доме Алины хранятся, подвешенные к потолку в обычном пакете, национальные куколки, назначение которых – хранить мир и благополучие дома, отводить беды. Об этом Алина не знает, куколки вместе с домом достались семье от родителей. Без кукол эмегендер свекровь не принимала в дом невесту, они передавались в семье из поколения в поколение. На этом фото – подобные куколки в историко-этнографическом музее «Чолкой».
Так же как не связывает с ними исполнение национальных песен на своей свадьбе - для их исполнения пригласили бабушек в национальных костюмах из разных телеутских деревень. «Песни долгие, слушать тяжело», - вспоминает Алина. Да и телеутский язык, на котором эти песни исполняли, молодоженам был непонятен.
Про меня.
Тема свадебных традиций родилась у меня не просто так. «Почему до сих пор не замужем?» - слышу я этот вопрос едва ли не чаще, чем «Как дела?». Мне 26 – на четыре года больше, чем было бабушке Наде, когда ее украли.
Первый предмет для моего приданного – цветастый ковер – мне подарили на семилетие. Тогда же меня стращали, что украдут и выдадут замуж за родственника. И я убегала, тот рыжий мальчик мне совсем не нравился.
Сейчас я завидная невеста с ковром. Но меня никто не крадет. Вдали от телеутской деревни, там, где я живу, красть женщин не принято. За это наказывают и садят в тюрьму. Вот и приходится мне пробираться к своему женскому счастью самой – по долгой дороге, где нет указателей в виде традиций и обычаев.
Айгуль Самедова, студентка Школы межэтнической журналистики, Томск.