Канун Катастрофы отметили ученики псковской Школы межэтнической журналистики
Накануне Дня Катастрофы (ивр. Йом ха-Шоа), который человечество отмечает в знак траура по жертвам нацизма, ученики псковской Школы межэтнической журналистики встретились с краеведом, лектором The Jewish Agency for Israel, участником проекта «Клеймс» Олегом Фёдоровым.
Гость рассказал им об антисемитизме в русскоязычных псковских газетах оккупационного периода и в современных СМИ.
Студенты, в частности, узнали, что в Пскове в годы Великой Отечественной войны издавалась 200-тысячными тиражами газета «За Родину», которая не только не стоила оккупантам ни пфеннинга, но даже стала для них источником доходов.
В своих воспоминаниях сотрудники этой газеты хвастались тем, что фашисты предоставляли им почти полную свободу слова и позволяли не писать о том, о чём журналистам писать не хотелось. Поэтому можно не сомневаться, что они прислуживали оккупационным властям из личных убеждений.
При этом сам же главный редактор этой газеты потом вспоминал, что в отдел писем, который он организовал у себя по примеру советских газет, приходили главным образом анонимки с критикой и угрозами.
Он почему-то гордился тем, что этими письмами у него в редакции были забиты все шкафы, а Олег Фёдоров считает, что именно это свидетельствует об истинном отношении псковичей к фашистской пропаганде.
Как и подвиг крестьянки из Псковского района, которая до войны нянчила еврейского ребёнка, а потом укрывала его у себя, каждый раз прячась вместе с ним в ближайшем лесу, когда в её деревню Коконогово наведывались немцы.
Интересно, что до середины 1942 года газета «За Родину», как и другие русскоязычные газеты оккупированных территорий, почему-то воздерживалась от откровенного антисемитизма, но перспектива открытия Второго фронта, видимо, заставила германские власти усилить человеконенавистническую пропаганду.
Хотя к тому времени они уже официально считали псковскую землю «юденфрай» и совершили для этого много страшного.
Олег Фёдоров привёл антисемитские цитаты из русскоязычных газет разных периодов оккупации. А потом предложил студентам ПсковГУ определить, к какому из этих периодов относится ещё одна – про то, как сионисты в 1917 году «захватили власть в России» и с тех пор «дурят» народ.
Ученики псковской Школы межэтнической журналистики решили, что по стилистике этот пропагандистский бред, скорее всего, соответствует 1943 году, когда нацисты уже начали всерьёз бояться союзников и поэтому до крайности обозлились.
А оказалось, что лектор процитировал антисемитскую листовку 2011 года, напечатанную на оборотной стороне квитанции за домофон, которую получила по почте одна из псковичек.
На вопрос, есть ли в сегодняшней России антисемитизм, Олег Фёдоров напомнил молодым людям, как российские православные иерархи совсем недавно вновь заговорили о «ритуальном убийстве» царской семьи, и как некоторые пользователи интернета намекали, что пожар в Кемерово был устроен некими тёмными силами специально, чтоб пролить кровь детей перед большим еврейским праздником.
Он объяснил, откуда до сих пор берутся дикие суеверия по отношению к еврейскому народу на примере нелепых измышлений вокруг облачения еврейского священника.
Оказывается, в кисточках, которые украшают это облачение сзади, некоторым представителям других религий мерещится козлиный хвост.
А где «хвост», там и «рога», видимо, думали они.
Это было бы смешно, если бы не закончилось трагически, подчеркнул Олег Фёдоров, ещё раз напомнив, как во время Второй Мировой войны из-за подобной чуши погибли 6 миллионов, а по некоторым посчётам, и больше евреев, которых едва ли не самая просвещённая нация методично уничтожала с непостижимой бесчеловечностью.
…Так что уже в 1942 году рубрика «пропал человек» в псковской оккупационной газете «За Родину» разрослась на две полосы.