Ученые и чиновники. Отдельно или вместе?
В. Дзидзоев около 40 лет изучает межнациональные отношения на Кавказе, этнополитические процессы и конфликты постсоветского периода. На его счету более 420 научных исследований, в том числе 30 монографий (некоторые из них в соавторстве). Тема его докторской диссертации – "Национальная политика СССР, национальные движения и межнациональные отношения на Кавказе". Последняя книга в соавторстве с Магомедэмином Гаджиевым "Национальная политика постсоветской России на Северном Кавказе и проблемы выхода из кризиса" объемом в 341 страницу вышла в 2017 году.
А. Цуциев – кандидат исторических наук, доцент, заслуженный работник образования РСО–А. Автор более 40 научных работ. До назначения министром возглавлял исторический факультет СОГУ.
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
В. Д.:
– К сожалению, или нет, но на Кавказе еще не отменили национальность. И не только на Кавказе. Поэтому считаю, что нам пока далеко до настоящей, а не показной культуры межнационального общения. Такая культура формируется большими усилиями всех составных частей общества на протяжении десятков лет. У нас же, особенно в постсоветский период, частенько наблюдается другая действительность: сначала суровые взгляды, потом упреки, иногда необоснованные, а там уже недалеко и до оскорблений. Культуру отношений необходимо формировать почти ежедневно в школе, университете и в дальнейшем проводить кропотливую работу. Стабильные межнациональные отношения являются одной из важнейших составляющих внутренней политики любого государства, а в России – тем более. Национальная политика – это также систематическая и ежедневная будничная работа, ненавязчивая, в высшей степени культурная и аккуратная, в результате которой постепенно, шаг за шагом, год за годом можно добиться успехов. Считаю, что в современной России такая работа ведется недостаточно.
Сейчас я бы назвал ее "политикой экстремальных ситуаций", когда проблема обострения обстановки нейтрализуется или загоняется вглубь в ситуации форс-мажора. У меня складывается впечатление, что власти слабо заинтересованы в эффективной национальной политике, им, по-моему, достаточно, чтобы не было открытых и резонансных конфликтов. А что происходит дальше, в постконфликтной ситуации, им неинтересно. Может быть, они не в состоянии анализировать проблемы постконфликтного развития?! По крайней мере, этим мало кто занимается практически. Порой кажется, что ученые-гуманитарии трудятся сами по себе, а чиновники – тоже сами по себе, хотя должны работать как единое целое во благо российского общества.
– Вы изучали межнациональные отношения и в СССР. В те годы тоже были проблемы? Или "дружба народов" действительно существовала?
– Проблемы были и в Советском Союзе. В то же время многие вопросы, в том числе и в сфере межнациональных отношений, решались значительно лучше. И этот факт у меня не вызывает сомнений. Другое дело, что в послевоенный период начались какие-то сбои и в национальной, и в федеративной политике. Но дружба народов была не мифом, и тому примеров миллион. Особенно во время Великой Отечественной войны, когда почти весь народ встал на защиту Родины. И многим "нацменам" в критических ситуациях немцы предлагали "пострелять своих русских" в обмен на свободу. Так было, например, с одним аварцем Магомедом Абдулманаповым, безграмотным крестьянином, бойцом Красной Армии. На что тот ответил: "А мы здесь все русские..." Его, конечно, расстреляли. То, чего добилась советская власть в сфере нацполитики и межнацотношений – это, при всех недостатках, выдающийся результат, и аналогов ему в мире нет. Другое дело, что потом появились проблемы: выселение то одного, то другого народа накануне и в период ВОВ, особенно наших соседей – чеченцев, ингушей, балкарцев и др. Эти проблемы попытались решить в послевоенное время… Всего же в СССР проживали более 200 различных народов.
Полностью материал Залины Бедоевой и Дианы Каировой можно прочитать в источнике.
12 апреля 2018