Праздник "Новруз" у народов России и смежных стран

Праздник "Новруз" у народов России и смежных стран

Слово «Навруз» образовано от персидского словосочетания, в переводе на русский язык означающее «новый день». «Новый день» - это старинный праздник, который отмечают жители многих стран Азии и Европы. В русской культуре этот день называется днем весеннего равноденствия. Более того, ряд стран Азии, в частности Афганистан и Иран, в своем календаре отмечает этот день как первый в новом году. Такие нормы диктует астрономический солнечный календарь, который в этих странах издавна в почете.

Религиозное значение праздника «Навруз» очень емкое. Это прежде всего обновление природы и человека. Точное происхождение этого древнейшего праздника неизвестно, однако есть исторические документы, где о «Наврузе» идет речь. Это древнее писание зороастризма Авеста, где праздник «Новруз» связывается с весной и зарождением жизни. Действительно, 21 марта продолжительность дня уравнивается с ночью, после чего день постепенно ее обгоняет. Это способствует тому, что в свои права вступает весна. Кроме того, так отмечается действительное начало года сельскохозяйственных работ. Помимо Афганистана и Ирана, этот день отмечается также в Таджикистане, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Киргизии, Турции, Индии, Пакистане, Албании, а также в отдельных регионах Российской Федерации (преимущественно в Баршкирии, Татарстане, в ряде республик Кавказа и в Крыму).

Как проходит этот праздник? Как правило, при наступлении торжественного момента, все отмечающие праздник должны находиться за подготовленным столом. Собирается вся семья. Традиция предусматривает присутствие на праздничном столе помимо снеди еще и семи предметов, которые в обязательном порядке должны называться на букву «с». В их перечень входит рута (сэпанд), зелень пророщенных зерен (сабэн), чеснок (сир), яблоки (сиб), уксус (сэрке), тимьян (сатар), дикие оливки (синджид). Кроме того, посреди такого праздничного стола в обязательном порядке должен находиться большой каравай, именуемый сангаком. Важным атрибутом такого стола также является сосуд с водой, в котором обязательно должнен плавать зеленый лист, а также на посуде должны находиться крашеные яйца. Так или иначе, но все блюда должны подчеркнуть начало земледельческого года и символизировать плодородие.

Помимо праздничного стола, в обязательном порядке устраивается огненный фестиваль. Он организуется и проводится заранее, в последний вторник уходящего года. В это время на улицах разжигают костры после захода солнца. Празднующие прыгают через огонь, почти все – от мала до велика. Обстановку праздника можно подвести под общий знаменатель под названием «тихая радость» - в нем нет ничего помпезного, а только лишь радость воскрешения увядшей природы, с которой полностью сливается человек. Те же прыжки через огонь – как очищение от прошлого, подготовка к новому, что несомненно является внутренним преображением, а не внешним понтовством.

 

Никита Панов, Ростов-на-Дону

12 апреля 2018