Александр Лузгин: «К национальному селу нужно относиться очень бережно»

Александр Лузгин: «К национальному селу нужно относиться очень бережно»

Участники обучающего курса «Многонациональная Россия глазами СМИротворцев» в Саранске совсем недавно встречались с председателем исполнительного комитета Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, профессором, доктором исторических наук А.С.Лузгиным. Встреча прошла в форме пресс-конференции. Руководитель курсов Николай Иванович Петрушкин отметил, что Александра Степановича хорошо знают не только в Мордовии, но и за её пределами. На протяжении пяти лет он возглавлял министерство печати и информации Мордовии, десяти лет – министерство по  национальной политики РМ. Поэтому проблемы межэтнического общежития, сотрудничества и взаимодействия в регионе Лузгин знает не понаслышке, а изнутри.

Именно при его активнейшем участии создавались в Мордовии  автономии татар, азербайджанцев, армян, евреев, белорусов, украинцев и т.д. Александр Степанович очень тесно работал с мордовской диаспорой за пределами республики. Жители диаспоры до сих пор помнят незабываемые встречи с известными деятелями мордовской культуры, науки, спорта, литературы и искусства, которые организовывал и проводил Лузгин. Очень яркими и запоминающими для эрзян и мокшан России были Дни Мордовии в Челябинской, Оренбургской, Омской, Ульяновской, Пензенской, Самарской, Нижегородской,  Калининградской областях, Приморском, Алтайском и Краснодарском краях.

Председатель движения рассказал студентам о работе Исполкома Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. Дело в том, что эрзяне и мокшане дисперсно расселены по всей России, и даже за ее пределами. Мордовские диаспоры есть в Канаде, США, Австралии, Армении, Казахстане, Грузии, Таджикистане, Франции, Эстонии, Латвии, Литве, с некоторыми из них у исполкома сложились очень тесные и тёплые взаимоотношения.

Александр Степанович рассказал  участникам межэтнической школы журналистики, что совсем недавно они проводили мероприятие в Самаре. Этот город был выбран неслучайно. По численности мордовского населения Самарская область занимает одно из лидирующих позиций в России. В 1921 году здесь проходил первый съезд мордовских коммунистов и активистов, на котором поднимался вопрос о создании государственности эрзи и мокши народа в Самаре. Тогда Самарская губерния была самой  крупной  мордовской диаспорой, где проживало около 300 тысяч эрзян и мокшан.

Наряду с Самарой выездные заседания прошли в Саратове, Москве, Ульяновске, Пензе и в других городах. Такого рода мероприятия позволяют воочию  увидеть как живет наш народ, как сохраняются язык и культура, какие нерешённые проблемы  стоят сегодня перед нашими соплеменниками. На эти мероприятия как правило приглашаются члены исполкома, руководители национально-культурных автономий, общественные деятели и активисты, известные люди и личности и все те, кто искренне уважает, любит и переживает за будущее своего народа.

Сегодня самая животрепещущая проблема, которая стоит перед мордовским народом, это, конечно же, сокращение его численности. Это показала перепись 2010 года. Одна из основных причин – глобализация,  вымывание культур и традиций. Единственным очагом сохранения национальных языков, культуры и традиций остается село. Однако и здесь незадача, в селах нет не то чтобы достойных, а вообще никаких рабочих мест. В связи с чем молодежь уезжает в город, здесь же остаются только старики и старухи. Сегодня к национальному селу нужно относиться очень бережно, – говорит Александр Степанович Лузгин.   В первую очередь здесь нужно создавать условия для хорошей, нормальной работы. – Вот неплохой пример, недавно заседание исполкома мы провели в Ардатовском районе Мордовии. Руководители этого муниципалитета понимают значимость сохранения коренного народа. Жители района уделяют огромное внимание народным промыслам и ремеслам. В Урусове и Жабине валяют валенки,  которые давно уже стали настоящим брендом Мордовии, молва о них ходит не только по стране, но и далеко за ее пределами. В селе Баево, где родился и вырос всемирно известный великий скульптор Степан Эрьзя, чье 140-летие мы будет отмечать в этом году, проживают настоящие мастера по рытью колодцев. Они без всяких приборов и техники,  а так по народным, эрзянским приметам и обычаям определяют, где есть вода, а где её нет и в каком месте следует рыть тот или иной колодец и при этом никогда не ошибаются. Они сами изготавливают и бетонные кольца для этих колодцев. По научному это называется предпринимательством,  созданием рабочих мест и условий труда.

Участники школы поинтересовались, как изучаются эрзянские и мокшанские языки в саранских школах. Лузгин  ответил, что  вот уже более десяти лет эрзянский и мокшанский языки изучаются в саранских школах. И этот положительный пример мы готовы растиражировать на всю Россию. Конечно, здесь есть проблемы с квалифицированными кадрами, качеством и самим процессом обучения, с нехваткой методических программ, учебников, книг, но это все решаемые проблемы, хотя, быть может, они и не одного дня и месяца, а нескольких лет.

В заключении мы, студенты школы межэтнической журналистики, поблагодарили Александра Степановича за столь интересную, разноплановую и тёплую  пресс-конференцию.

 

Юлия Мамаева,

студентка Школы

межэтнической журналистики, г. Саранск