ПЕСАХ. Важная неделя

ПЕСАХ. Важная неделя

Прошедшая неделя была очень важна для православных христиан, так как проходила Страстная седмица Великого поста перед Пасхой. Но немногие знают, что эта неделя также особенно важна для евреев. Студенты Владикавказской школы межэтнической журналистики именно в эти дни познакомились с региональной общественной еврейской культурно-просветительной организацией «Шолом» в РСО-А.

Иудеи всего мира отмечают Песах, праздник, или еврейская Пасха, который оказал гораздо большее влияние на мировую историю и культуру, чем любая другая религиозная дата. В переводе с иврита Песах означает «миновать, пройти мимо». Название уже полностью отражает всю суть данного праздника и события. 
Праздник Пeсах связан с реально произошедшим историческим событием – исходом евреев из Египта, где они долгое время находились в положении рабов. Поэтому для них этот праздник имеет не только религиозное значение. Это очень важный, в наше время ключевой момент, на который не евреи обращают гораздо меньше внимания. По сути, Песах – поворотное событие в формировании еврейского народа. До исхода из Египта евреи были просто подданными фараона, низшей социальной прослойкой со своей религиозной спецификой, с неким налетом самобытности. После него они стали народом.

Именно те события послужили, говоря современным языком, стимулом для пробуждения национального самосознания. То есть мы можем с уверенностью сказать, что евреи как нация полностью сформировались в то время, когда подавляющее большинство современных народов еще не существовало. И более того, из всех многочисленных народов той эпохи только евреи сохранили себя как нация, народ, то есть как единая общность, объединенная языком, культурой, религией и главное – самосознанием.

Учитывая то, что описываемые события происходили более 3 тысячелетий назад, становится понятно, почему у евреев, в отличие от многих их современных соседей, никогда не возникает проблем с национальной самоидентификацией. Любой еврей независимо от степени его религиозности, даже совершенно ассимилированный, принявший чужие веру и обычаи, все-таки всегда знает, кто он.

До наступления праздничной недели евреи собирают по всему дому все квасное (хамец) и сжигают в утро перед Песахом. Квасным считается любое мучное блюдо, при готовке которого в тесте прошел процесс брожения (во все дни празднования Песаха запрещено есть квасное и предписано избегать продуктов, которые могут забродить).

Кроме того, существует традиция собирать перед началом праздника «меотхиттим», что когда-то означало деньги на муку для мацы, а позднее — деньги на праздничный стол для бедняков (маца — это особые пресные лепешки из неквашеного теста; их пекут в память о том, как евреи, покидавшие Египет в спешке, взяли с собой хлеб, наскоро сделанный из теста, которое не успели заквасить).

Утром накануне Песаха мужчины-первенцы символически постятся в память о спасении первенцев Израиля при десятой казни египетской. В первый и седьмой дни празднования иудеи не работают, в остальные дни работа разрешается, но с некоторыми ограничениями.

Первая ночь и первые два дня праздника (в Израиле — только первый день) называются Йом-Тов, «добрый, праздничный день». В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение: читается молитва о росе, а также псалмы благодарения Богу под названием Халлел.

Вечером 14-го нисана еврейские семьи собираются за трапезой дома, где читают Седеркорбан Песах (порядок пасхального жертвоприношения), после чего собственно начинается Песах. Трапеза называется седер, ее совершают в первую и вторую ночи праздника в строго определенном порядке. Во время седера принято читать Хаггаду, молитву, в которой рассказывается об Исходе израильтян из Египта.

И, конечно, нужно уделить должное внимание праздничному столу и приготовлению пасхального седера. Он очень важен в праздновании Песаха. За время трапезы каждый должен выпить четыре бокала вина в честь четырех чаш, упоминаемых в Торе, а на столе должны быть три (иногда две) мацы, положенные одна на другую. Кроме того, куриное яйцо и куриное крылышко как символ жертвенного агнца, сосуд с соленой водой — напоминание о слезах израильтян во времена египетского рабства, марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава) и харосет (сладкая смесь из фруктов, орехов, вина и муки) в память о глине, из которой евреи делали кирпичи во времена египетского рабства. К концу трапезы открывают входную дверь, обозначая начало исхода — «ночь бдения» для всех сыновей Израиля. Принято также на седер приглашать всех нуждающихся.
В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, в синагогах читают Хазкарат Нешамот — молитву поминания погибших. Кроме того, существует традиция в этот день пойти к водоему и петь отрывок из Торы, посвященный событиям Исхода, под названием «Песнь на море». Седьмой день Песаха, как уже упоминалось, — нерабочий.

Изучать культуры других наций и стран важно и необходимо. А культуру такого народа, как евреи, чья история богата событиями – особенно. Ведь что только ни выпало на долю народа, а они выстояли и сохранили все традиции, сохранили себя как нацию, единое целое. И даже спустя столько лет эти люди не забывают свою историю и не перестают чтить своих предков и традиции! 

Марина КОЖИЕВА

9 апреля 2018