Что общего у евреев, мусульман и христиан, или лекция Сергея Кавтарадзе "Храм, город и Град небесный"

Что общего у евреев, мусульман и христиан, или лекция Сергея Кавтарадзе "Храм, город и Град небесный"

 

В заполненном зале книжного клуба «Петровский» готовится к выступлению Сергей Кавтарадзе.

В рамках проекта  «Открытое пространство» в Воронеж с лекциями регулярно приезжают лучшие учёные России. Благодаря таким встречам жители города знакомятся с новейшей научной информацией в области культуры и искусства, политики и экономики, психологии и других областей знания.

Сергей Кавтарадзе приехал в столицу Черноземья с лекцией «Храм, город и Град небесный». Главный вопрос, поставленный Кавтарадзе ещё во время учёбы в МГУ, - «Как получить удовольствие от архитектуры?»  стал основой для его научных и публицистических работ.

Многие люди подвержены суевериям. Бизнесмену никогда не продадут картину с пароходом, тот вряд ли захочет, чтобы деньги вылетели в трубу. Любительница фэн-шуя по этой же причине никогда не поставит сумку на пол.

Какие-то суеверия всегда есть в любой культуре, считает лектор. И есть специальные сооружения, чтобы связываться с потусторонним миром, – храмы. Первые храмы можно было встретить ещё 3,5 тысяч лет до н.э. Строили их, в основном, из камня. Но это археологическая история. А есть еще и сакральная история. Именно о ней, об иудаизме, христианстве и исламе, о переплетениях в этих религиях и пойдёт речь далее.

Авраам=Ибрахим, а сельская церквушка=столичному храма

Однажды Иакову, сыну Авраама, явился Бог. И на этом месте Иаков поставил камень. И так появился храм. Это свидетельствует о том, что не может быть храма в месте, не связанном с Богом.

Должна присутствовать в нем и тема жертвы. Важно помнить: если чего-то просишь у высших сил, придётся чем-то пожертвовать. Речь идёт не о материальных ценностях, но чего-то важного можно лишиться. Здесь лектор приводит библейскую историю о жертвоприношении Иакова. История, когда Бог попросил Авраама принести единственного долгожданного сына в жертву. В честь этого же события мусульмане празднуют Курбан-байрам. В исламе пророк Ибрахим отождествляется с библейским Авраамом.

В христианстве храм – это место, где признаётся таинство. В нём хлеб превращается в тело Христово, а вино в кровь. Литургически любые храмы равны. Один деревенский храм равнозначен во всём одному храму в Москве или Риме.

Что было круче: храм Соломона или храм Ирода?

Не всегда храм имел ту привычную форму, какую мы видим и знаем сейчас. Когда-то Бог дал Моисею скрижали с десятью заповедями. Сначала для их переноса использовали носилки, затем переносной храм, который назвали «скиния». Скиния – носитель Бога. Скинией могли называть позже Богородицу, ибо она носила в себе Бога.

Изначально храм был проектом Бога, каким его и увидел Моисей. Все, кто были после Моисея, не авторы, а посредники, создатели, воплощающие проект Бога. Если архитектор берётся за храмовое строительство, он становится соавтором божественного провидения.

Давид – великий царь, победитель Голиафа мечтал построить великий храм. Но Бог не позволял ему сделать это, ибо Давид был воином и руки его были в крови. Тогда Давид купил площадку под строительство храма (гумно). При его сыне Соломоне в 957 г. до н.э. началось строительство Первого храма. В отличие от скинии в храме появилось хозяйственное помещение, где хранились ножи для жертвенных убийств,  и «море» – чан для омовения, жертвенник.

Архитектором храма принято считать Хирама Абиффа. По правилам камни для строительства храма не должны быть осквернены. То есть к ним не должен был прикасаться металл. Поэтому Хирам пошёл на хитрость и обрабатывал их у моря.

В 586 г. до н.э. наступил Вавилонский плен. В то время произошло разрушение Первого храма. Спустя почти 50 лет Кир Персидский победил вавилонцев и вернул завоёванным народам их богов.

В 516 г. до н.э. был построен Второй храм. Он был гораздо беднее первого. Впоследствии царь Ирод (известный своей жестокостью) перестраивает Второй храм, делая его масштабнее и богаче. Все евангельские события, связанные с храмом, происходят здесь (изгнание торговцев, обручение Марии и т.д.).

«Кто не видел храм Ирода – тот не видел красивого храма», - написано в Талмуде. В 70 г. н.э. Второй храм был разрушен римским императором Титом. С тех пор Иерусалимский храм не восстановлен. Археологически ещё были храмы, но сакрально – нет. Вот и синагога – место для моления, но не храм. Первые синагоги появились ещё во время Вавилонского гонения. Синагога может находиться в любом здании, иметь абсолютно разный архитектурный стиль. Главное – это соблюдать ряд условий: фасад всегда обращён к Израилю, желательно в сторону Иерусалима, строительство производится по возможности на самом высоком месте в городе и т.д.

В 537 г. был возведён храм Святой Софии в Константинополе. «Соломон, я превзошёл тебя», - воскликнул император Юстиниан, делая отсылку к Первому храму. Это означает, что Константинополь можно называть не только вторым Римом, но и вторым Иерусалимом. Условная, но все же интересная отсылка, отмечает лектор. София – символ мудрости. Соломон тоже символ мудрости. Когда турки завоёвывают Византию и делают из этого храма мечеть, название они всё-таки оставляют.

Мечеть - это синагога?

У мусульман также есть один огромный всемирный храм. Куб каабы – алтарь мусульманского храма, куда запрещен вход иноверцам. И любая мечеть в мире – это часть этого храма. Даже мусульманский коврик для моления – микромечеть. В этом прослеживается сходства ислама и иудаизма. Нет специальной священности в «доме молитв», как в христианской традиции. Достаточно лишь соблюдать определённые правила: кибла (ориентация) на священную Каабу, михраб – ниша в стене, дверь в иной мир, навес, двор и т.д.

Как евреи учили крестоносцев секретам выживания

В 1119 г. крестоносцы завоёвывают Святую землю. Они находятся в хороших отношениях с иудеями. Хотя обычно в других местах крестоносцы неприветливо относились к представителям этого народа. Почему же здесь ситуация изменилась? Легенда гласит, что местные иудеи поделились с крестоносцами некоторыми секретами. Например, что воду в пустыне нужно сначала прокипятить, а затем уже охладить.  При ранении в бою лучше обработать рану алкоголем. Святую землю завоевали крестоносцы с низким финансовым статусом, в основном это были младшие сыновья, которые не получали родительского наследства. Иудеи порекомендовали ввести им систему чеков – своеобразную расписку за посещение Святой земли.

Весь мир – это храм, а Бог – великий архитектор

В XVII в. появился интерес к тому, что же на самом деле написано в Ветхом завете. В головах у многих архитекторов таились мысли «как визуально изобразить храм Соломона». Так в XVIII в. возникли масоны (в переводе «неотёсанный камень»). Сейчас бы сказали, что это своеобразная социальная сеть. Они собирались для обмена идеями. Их заговоры – это не самая важная часть сообщества. В их ложах не было различий по сословиям. Их принцип «Свобода, равенство, братство» стал лозунгом Великой французской революции.

Масоны хотели построить/возродить храм Соломона. И если из камня не получится, то тогда возродить храм духовный. Согласно одной из легенд масонов, архитектора Хирама убили злодеи (циркулем, мастерком и т.д.).

Любимые символы масонов - циркуль, угольник, буква G, что означает Бог (God) или Геометр. Они считали, что Вселенная создана Великим Геометром. Этот мир – это храм, Бог – великий архитектор. Когда мир становится слишком научным, объяснимым, появляется изотерика. Архитекторы хотят показать присутствие Бога в своих работах и ищут для этого разные способы.

Лейтмотивом лекции Сергея Кавтарадзе звучала мысль, что, несмотря на множество различий в иудаизме, исламе и христианстве, существует столько же пересечений и взаимодействий в архитектурном и культурном их следе.

 

Анна Березовская, студентка воронежской Школы межэтнической журналистики

Фото Дмитрия Турецкого

9 апреля 2018