Вышивка и язык – богатство чувашской культуры

Вышивка и язык – богатство чувашской культуры

Иван Яковлевич Яковлев является знаковой фигурой в истории развития и становления чувашского языка и культуры. Язык и культура – взаимосвязанные единицы, которые не могут развиваться отдельно друг от друга. Вклад Ивана Яковлевича в чувашскую культуру велик. Он сам считал, что развитие чувашской истории, культуры и письменности будет важно для русского и других народов.

Иван Яковлевич никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью-Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. «Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, — писал И. Яковлев, — было всячески содействовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта.
Изучение фонетики чувашского языка привело к созданию чувашской азбуки, которая включала в себя 47 букв. Была составлена азбука и букварь, с поучительными для народа пословицами и поговорками. Вскоре стало понятно, что 47 букв достаточно трудно запомнить, и тогда Иван Яковлев переработал азбуку, оставив в 1873 году лишь 25 букв.

Действительно, тогда было сложное время. Принудив человека к изучению чувашского, можно было вызвать у него отвращение к родному языку. Нужно было показать всю красоту и богатство этого языка. Иван Яковлев поступил очень мудро. Он перевел на чувашский язык часть Библии: Новый Завет и отдельные книги Ветхого Завета. Это дало толчок к духовному развитию чувашского народа. За всю жизнь Иван Яковлевич издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке. Неоценимый вклад этих изданий мы и по сей день ощущаем на себе при изучении чувашской культуры. Культура чувашского народа имела свое отражение в вышивке. Есть множество особенностей, которые отличают наши орнаменты. Чувашская вышивка, единственная в своем роде, которая с обеих сторон выглядит одинаково. По вышивке можно было узнать, насколько домовита девушка. Родители жениха всегда внимательно изучали вышивку будущей невесты. И только если в ней не было изъянов, давали добро на свадьбу. Многие вышитые наряды не только носились всю жизнь, но и могли предаваться из поколения в поколение.

Основа вышивки - геометрический узор с обязательным присутствием растительных мотивов. Явный признак глубокого уважения и почитания матери-природы. Считалось, что вышивка на одежде влияла на судьбу человека. 

Немаловажным считался и подбор цветов для вышивки на белом фоне. Красный, зеленый, черный, желтый и оранжевый считались основными цветами, которыми пользовались рукодельницы. Каждый цвет имел определенное значение. Красный подразумевает счастье и семейный очаг, зеленый - начало жизни, желтый — солнце и радость, черный - цвет земли, кормилицы чувашей. Белый фон был обозначением чистоты. Это чистый лист, на котором можно было написать судьбу человека.

Культура чувашского народа развивается и по сей день. Яркое тому доказательство – Чувашский драматический театр имени Константина Иванова. Театральные постановки на родном чувашском языке пользуются спросом не только у жителей Чувашии, но и у гостей столицы. Для тех, кто не знаком с чувашским языком, предложены наушники с переводом постановки на русский язык. Но очень много понятно и без перевода. Костюмы, эмоции и хорошая игра актеров окунают любого зрителя в атмосферу Чувашии.

В эти дни все желающие могут посетить музей чувашской вышивки, посмотреть постоянную экспозицией «История развития чувашской народной вышивки», а также увидели ценные коллекции из фондового собрания. В музее открыта серебряная кладовая, где можно увидеть уникальные украшения чувашского народа. Такие выставки дают возможность взглянуть на культуру Чувашии по-новому и ощутить чувство гордости за принадлежность к народу, не утратившему любви к родному краю.

Анна Николаева

9 апреля 2018