Студентов сыктывкарской Школы межэтнической журналистики научили правильно играть в куклы

Студентов сыктывкарской Школы межэтнической журналистики научили правильно играть в куклы

Студенты сыктывкарской Школы межэтнической журналистики узнали о классификации традиционных этнографических кукол, а также о натуральном крашении тканей и ниток. В творческую вдохновляющую атмосферу погрузила методист Коми ремесленной палаты, победитель различных конкурсов, мастер своего дела Лидия Костарева.

Хотя вся семья выбрала учительский путь, уроженка села Подтыбок Корткеросского района Лидия Костарева решила выбрать другой вид деятельности, став художником декоративно-прикладного искусства, чем она и поделилась на встрече со студентами. На ее выбор повлияла педагог дополнительного образования, известный в Коми мастер из Корткероса Анна Сурнина.

 

7.jpg

 

Как отметила Л. Костарева, по материалу изготовления у коми особенно распространены были два вид кукол: тряпичные куклы и куклы из растительного материала. Традиционной же является кукла-скрутка. Кроме того, куклы можно поделить на игровые и обрядовые. 

Белый безликий скрутыш похож на тело покойника, завернутого в саван, что связано с похоронными обрядами. То есть кукла выступает в образе неживого человека, в том числе и по этой причине на ней не рисовалось лицо, потому что обрядовая кукла имела значение магическое - такими не играли. Для развлечений делали куклы отдельно, на них тоже не было лиц, но встречаются более поздние уже с чертами лица. В дальнейшем игровая кукла стала вытеснять обрядовую, и теперь мастерица не приветствует, когда кукле приписывают излишние магические свойства. Традиционная кукла делалась без швов, только на подвязках. Ее особенность в том, что она была разборной, ее можно собрать из подручных средств и быстро разобрать, а после использовать материал для чего-то еще.

 

8.jpg

 

С обрядностью также связана кукла-кувада, она заменяла ребенка в люльке, когда его там не было, так сказать, "грела ему место". Когда же ребенок находился в люльке, оберег вешали над кроваткой малыша, чтобы зашедший в дом человек кидал взгляд на нее, а не на ребенка, и плохие мысли оставались на этой кукле. По-другому это называется обряд подмены. С этой точки зрения кувадой могла стать не только кукла или чурочка, но и муж рожающей женщины, изображающий ее, чтобы облегчить страдания жены.

 

2.jpg

 

По простым игровым куклам люди судили о характере взаимоотношений в семье. Предвещали будущее ребенка, наблюдая за тем, как он обращается с игрушкой. Настороженно относились к негативному отношению ребенка к кукле, если он рвал, ломал и особенно если закапывал ее. 

 

3.jpg

 

Не обошли на занятии вниманием и современных губастых голубых страшилок, которые продают сразу в гробиках. По словам Лиды, "традиционный человек" удивился бы, пожалуй, лишь цвету, поскульку в ауре смерти не увидел бы ничего предосудительного: в старину дети, наблюдая за жизнью взрослых, не только кормили, баюкали и выгуливали кукол, но и хоронили их - все, как в обычной жизни. А если серьезно, она считает, что будь в России серьезная экспертиза игрушек с культурологической и психологической точек зрения, не допустили бы их до наших прилавков.

 

1.jpg

 

Говоря об изучении традиционной куклы, мастерица призналась, что в исследованиях подчас встречаются диаметрально противоположные подходы и данные. Так, есть поверья, что кукол необходимо делать из старых лоскутов, а кто-то считает, что исключительно из новых. Оба поверья обоснованы. Новая использовалась, чтобы плохая энергетика не перешла из старой ткани. А старая, чтобы передать владельцу человеческую энергетику, так как в новой ее еще нет.

 

6.jpg

 

Все куклы, которые делаются сейчас, - являются авторскими произведениями. Они не будут традиционными, если даже делались по старым технологиям, потому что они уже не станут использоваться так как раньше. Рассказывая о мастер-классах, которые часто проводятся в Коми ремесленной палате, Л.Костарева признается, что дети, изготовив куклу, не воспринимают ее как игрушку, а скорее, как музейный экспонат.

 

4.jpg

 

С собой на занятие мастерица принесла "волшебный чемоданчик", откуда извлекла альбом с видами кукол разных областей, свои работы, изделия изготовленные методом натурального крашения. Студенты могли посмотреть и потрогать куклы авторской работы мастерицы и даже понюхать их: Лидия набивает их травами, а также примерить шелковые платки ручной работы и увидеть шерсть натурального крашения.

 

5.jpg

 

В заключение занятия Л.Костарева пригласила студентов на мастер-класс по изготовлению кукол.

 

Яна Ширяева


Подробнее: https://komiinform.ru/news/162585/
© ИА «Комиинформ»

 7 апреля 2018 г.