ЭКО, суррогатное материнство и опыт выращивания плода в искусственной матке с биоэтической точки зрения
Дискуссии «Наука и Религия» проходят в Томском государственном университете каждую неделю. Любой желающий, в том числе, не имеющий отношения к ТГУ, может заранее обозначить свою тему и подготовить доклад. В этот раз тему для дискуссий заявил врач-стоматолог, представитель религиозно-философского направления «деизм» Михаил Ночевной: «ЭКО, суррогатное материнство и опыт выращивания плода в искусственной матке с биоэтической точки зрения».
В качестве эксперта была приглашена кандидат философских наук, специалист по биоэтике Сибирского медуниверситета Тамара Мещерякова. А обсуждали тему представители разных конфессий: православные, баптисты, буддисты, кришнаиты, мармоны и те, кто не причисляют себя к конкретному религиозному или философскому течению, в том числе студенты Школы межэтнической журналистики.
И услышали мы для себя много нового. Например, что при ЭКО (искусственном оплодотворении) уничтожается часть эмбрионов. В этой связи возник спор: в какой момент человек обретает душу? С точки зрения этики когда начинается жизнь человека: с момента рождения или с момента зачатия? Можно ли делать ЭКО матерям-одиночкам? Здесь позиции разделились. Некоторые считают, что неполная семья – всегда негативно сказывается на личности человека, другие, что «если у женщины есть деньги на ЭКО, то и воспитать этого ребенка она сможет». Как относятся к искусственному оплодотворению в разных странах? Появление данной технологии не означает ли, что «человек взял на себя функцию Бога». Имел ли он на это право?
Еще один острый с точки зрения морали вопрос, вызвавший немало споров — суррогатное материнство. Я тоже не удержалась и высказала свое мнение: «Во многих культурах женщина олицетворяет божественное. Она — царица, мать. Те процессы, которые происходят при вынашивания ребёнка ни с чем несравнимы. Но это становится ужасным, когда женщина заведомо отказывается от ребёнка. Будто носит что-то инородное под сердцем». Эту позицию многие поддержали.
Анастасия Подьячева — тоже студентка нашей школы интересуется технологией ЭКО.
«Кто делает ЭКО? Те, у кого проблемы со здоровьем. И, возможно, проблемы будут и у их детей. Но ученые, кто работает с ЭКО часто говорят, что избавляют мир от наследственных заболеваний» — поясняет Тамара Мещерякова. Но это ее высказывание — повод для ещё больших споров. Если люди не могут иметь детей — это как бы естественный отбор, а технология ЭКО уже искусственный отбор.
Все присутствующие приводят разные аргументы. По-разному смотрят на семью и процесс рождения ребенка. Кто-то рассуждает с точки зрения морали, религии и так называемых «тонких энергий», а кто-то, основываясь на чистой физиологии.
«Главная опасность для человечества в том, что скоро все это станет нормой, а вот естественное оплодотворение станет экзотикой» — сокрушается в конце встречи кандидат геолого-минералогических наук Владимир Безходарнов.
Это он в том числе про ребенка, выращенного в искусственной матке. Тут согласились все — ребёнок сформировавшийся в «пакете» — что-то противоестественное. «Это уже не ребенок будет, а козленок» — вспоминая про первый опыт — выращенного в искусственной матке козлёнка. Пока над человеческими эмбрионами такие опыты не проводились.
Студентка школы межэтнической журналистики в Томске Валентина Шарипова.
На одном из фото: студентка школы Анастасия Подьячева
5 апреля 2018