29 марта студенты Школы межэтнической журналистики побывали на экскурсии в Музее народной культуры и этнографии филфака ВГУ
Главный инициатор создания музея, автор многих статей по мифологии, фольклору и литературе, заведующая лабораторией народной культуры филфака ВГУ Татьяна Пухова поделилась историей образования музея и рассказала, как села Воронежской области на долгое время превратились в поле для исследования народного костюма и быта русской избы.
Чтобы объяснить многообразие убранства костюмов, Татьяна Федоровна коснулась краткой истории заселения «черной земли», как называлась из-за преобладания чернозема Воронежская область. Оказалось, что многочисленные племена кочевников определяли характер заселения Воронежского края вплоть до XVI века, пока не была построена знаменитая Белгородская засечная черта - оборонительная линия крепостей. Большинство краеведов считают временем основания воронежских сел XVI - XVII века. В эпоху Петра I государство стало присылать в Воронеж переселенцев с юга и запада. Но территория была уже занята, и приходилось сгонять коренное население с насиженных мест. Это отдельная трагическая история не только для нашего края, но и для тех, кто подвергся переселению в чужие ему земли.
Крестьяне разных областей перевозили с собой свою традицию, свою культуру. Татьяна Федоровна рассказала об особенностях некоторых костюмов, в которых отразилась жизнь людей нездешних мест:
-Например, в костюмах переселенцев из Курской области ярко прослеживается польско-литовское влияние – и в орнаменте, и даже в материале. Лен у нас растет плохо, а рубашки этих мест - льняные.
Пухова обратила внимание присутствующих на важную особенность практически всех костюмов. Узоры на одежде вышивались главным образом на манжетах, воротнике, груди. Это расположение узоров было своего рода оберегом человека от злых духов.
Этнограф отметила, что костюмы прошлых эпох очень органичны. Каждый из них сделан не только мудро и практично, но и хранит в себе отношение человека к себе, к природе и окружающим его людям.
Музей народной культуры и этнографии - это не только собрание костюмов сел Воронежской области, но и воссозданная настоящая русская изба — мазанка, или в простонародье хата. Быт обитателей дома – это прямое отражение мировоззрения прежних эпох. В такой избе, как рассказала Пухова, непременно есть сакральное место - красный угол, где располагаются иконы. Также найдется там и закрытая со всех сторон кровать - защита спящего человека от темных сил.
Многие предметы старины оказались знакомы студентам Школы межэтнической журналистики. Кто-то видел у бабушки похожую посуду, а у кого-то в семье до сих пор хранятся сшитые вручную полотенца.
Юлия Слукина, студентка воронежской Школы межэтнической журналистики
5 апреля 2018