Воскресенье, 5 Май 2024
Связаться с нами

Путешествие в Тофаларию

Этнические новости

••Конная подготовка, военно-спортивные игры и традиционные казачьи ремёсла – все это могут освоить отдыхающие в детском лагере "Казачок" в Азовском районе. За три смены здесь отдохнут 500 детей из кадетских корпусов и казачьих школ Дона. Свой лагерь юные казаки называют станицей. Здесь нет отрядов, а есть сотни. Место вожатых занимают сотники, им помогают урядники. Живут станичники не в корпусах, а в куренях. И руководит всем атаман.

••Выставка национальной игрушки открылась в городском краеведческом музее Комсомольска-на-Амуре. В экспозиции представлены уникальные игрушки ручной работы известных нанайских мастеров и мастериц из музейных фондов. Есть игрушки размером с булавку, выполнены из мелких рыбьих косточек, миниатюрные куклы в нанайских халатах, орудия труда и охоты. Особый интерес представляют игрушки, двигающиеся и звучащие, как музыкальные инструменты. Есть в коллекции даже специальная игрушка, имитирующая звук сталкивающихся льдин.

••Во Владивостоке продолжается фестиваль национальных культур Приморья. В мемориальном Доме-музее семьи Сухановых открылась выставка прикладного творчества удэгейцев "Удэгейские мотивы". На выставке представлены национальные костюмы удэгейцев, сэвэны, обереги, предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Участники выставки проводят мастер-классы по национальной кухне.

••На территории псковского Кремля прошел межрегиональный открытый конкурс декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая». 45 мастеров со всех концов страны, не только представляли зрителям свои готовые изделия, но и демонстрировали способы их изготовления. В конкурсной программе принимали участие только те изделия, которые были созданы на глазах у зрителей. Победителей определяли в номинациях: «гончарство», «глиняная игрушка», «резьба по дереву», «ткачество поясов», «плетение из бересты и лозы» и «ковка».

••На Чукотке в селе Лорино пройдет культурно-спортивный фестиваль "Берингия-2005". В парусно-весельной регате участвовали жители сел Лаврентия, Лорино и Инчоун. Соревнования были организованы впервые более десяти лет назад с целью возрождения национальных видов спорта, традиционных видов транспорта и культуры морских охотников. С момента проведения соревнований в округе стали возрождать строительство кожаных байдар. В программу ежегодно включались новые виды спорта, такие как гонки на байдарах, гонки на вельботах, бег по прибрежной линии, тройной национальный прыжок, метание гарпуна в цель, метание чата. Всего в программу мероприятия включалось до 16 видов состязаний.


Сами о себе

Гость программы: Раиса Александровна Киштеева, член Алыгджерской территориально-соседской тофаларской общины. Община эта расположена в Иркутской области в селе Алыгджер. Если сказать коротко: Тофолария. Правда, такого понятия, на географической карте России не найти, но по тофоларской земле можно пройти…

Справка:

ТОФАЛ‘АРЫ, тофа, тоха (самоназвание), карагасы (устаревшее название), народ в России, населяют горно-таёжную территорию Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия и др. Численность свыше 730 человек. Говорят на тофаларском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие Тофалары - православные. Сохраняется шаманизм.

Основу традиционного хозяйства Тофалар составлял охотничий промысел (белка, соболь, выдра, бобр, лисица, лось, марал, косуля и др.), сочетавшийся с оленеводством. В домашнем производстве известны кузнечество, обработка дерева, бересты, кожи и рога. Некоторые изделия Тофалар наряду с пушниной и кожами шли на продажу, в том числе подбитые камусами лыжи, курительные трубки, сёдла, некоторые берестяные изделия, меховые унты.

До перехода на оседлость основным жилищем Тофалар был конический шестовой чум, который летом покрывали полосами вываренной бересты, а с наступлением холодов (до весны) - полстями, сшитыми из выделанных шкур лося или марала при помощи сухожильных нитей. После перехода на оседлость в посёлках строили срубные дома.

Традиционная одежда Тофалар (мужская, женская и детская) существенных различий в покрое не имела. Зимнюю изготовляли из шкур копытных, главным образом лося, марала, оленя. Зимней традиционной одеждой служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом летней верхней одежды служил халат, который шили из изношенных оленьих шкур или косульей ровдуги. Зимним головным убором женщин была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом - платок из покупной ткани. Многие мужчины летом носили кафтан с суживавшимися внизу рукавами, сшитый из сукна или ткани. Традиционная одежда в последние десятилетия постепенно вышла из обихода.

Употребляли главным образом варёное мясо диких копытных - оленя, лося, косули, кабарги, а также медведя, зайца, белки, промысловых птиц. Молоко оленей пили в кипячёном виде, в основном добавляя в чай. Основной пищей служили лепёшки из ржаной муки, замешанной в горячей воде. Ели также мучную болтушку с солью.

Сохранялись некоторые черты родового быта, в том числе осознание своей принадлежности к одной из восьми различавшихся своей численностью родо-племенных групп. Вплоть до начала 20 века сохранялась память о кровных родах "нён", члены которых вели своё происхождение от общего мифического предка, имели родовое имя, общую территорию расселения.

Наряду с родом существовали патронимии, представленные группами родственных семей, главы которых вели своё происхождение от одного предка по мужской линии. Каждая патронимия состояла из отдельных малых семей, имевших в своей собственности оленей, орудия промысла, утварь, жилище и т.п. В последние десятилетия всё больше создаётся национально-смешанных семей.

Тофалары сохранили в своей устной традиции песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки. Важную роль играли дохристианские культы, а также шаманизм. (С.И. Вайнштейн)

По данным Переписи населения 2002 года численность тофалар, проживающих на территории России, составляет 1 тысячу человек.

Добавил: Администрация ресурса "НацАкцент", 11 августа 2005

Радиопередача