Вьюнки, танкИ и карагоды - все это хороводы

Вьюнки, танкИ и карагоды - все это хороводы

 

Задумывались ли вы о том, в чём сила народного танца? А хоровод в какую сторону водить знаете?!! Давайте-ка всё это выясним у музыковеда и фольклориста, кандидата искусствоведения Елены Александровны Зайцевой.

Оказалось, что водить хоровод – целое искусство. А готовиться к нему так вообще – история! Хочешь парня очаровать – вставай в хоровод. Хочешь урожай достойный собрать – пляши вьюном на лесной поляне.

А если забудешь какие-то па – прялка тебе в помощь. Потому что танцевальные элементы на неё нанесли для особ забывчивых.

В какой-то момент хороводы так закрутили, что танец этот народный попал под царский запрет – в 1648-м году Алексей Михайлович Тишайший издал указ «О запрете хороводов как игрищ бесовских». Да и Иван IV Грозный называл хороводы «эллинскими беснованиями».

Но хороводу всё нипочём. Он по-прежнему готов принять добрых людей в свои дружеские объятия. Главное, всё-таки не перепутать направление – по какому поводу и куда хоровод крутить - целая наука!

Порядок таков: сначала – против часовой стрелки, чтоб от всего ненужного избавиться. А потом по часовой – чтоб закрепить успех и встретить всё хорошее.

Вот такое оно солнце на земле, да в разных воплощениях – змейка, вьюнок, танок, карагод – всё это хороводные вариации.

Звуковыми иллюстрациями к рассказу служат экспедиционные записи из личного архива Елены Зайцевой, записанные ею в Смоленской, Владимирской и Московской областях в разные годы.

 ***

01’00” «Вдоль по морю, морю синему» (исп. Никонова Александра Матвеевна (1925 г.р.), Бондарева Мария Ивановна (1927г.р.), Руликова Надежда Николаевна (1927 г.р.), Володина Наталья Кирилловна (1919 г.р.); Смоленская область, село Новоспасское; запись 1979 года)

02’50” Почему хоровод круглый

03’05” Противусолонь – посолонь – куда хоровод водим

03’50” Змейка. Другие формы хоровода

04’14” Карагод

04’40” Карагод «Тимоня»

05’19” Вьюнок

05’46” Каре или Монастырь

06’05” Усть-Цилемская Горка

06’30” Спираль в народной хореографии

06’50” Фигуры хоровода на прялке

08’30” Нечётный хоровод

09’20” «Посеяли девки лён», уральская хороводная

10’00” Хоровод как оберег

11’00” Способ коммуникации и самопрезентации

12’30” Когда музыка и текст о разном

12’40” «Заиграй моя волынка»

14’14” Про «Панёву»

14’46” «Наварю я пива хмельного» (исп. Царева Арина Александровна 1908 г.р., д. Дрошино Егорьевского района Московской области)

16’40” О запрете хороводов как игрищ бесовских

17’10” Танец народного протеста

17’21” Хоровод в опере «Борис Годунов» Мусорского

18’00” Брачные игры

18’13” Хоровод «Просо» - стенка на стенку