Вьюнки, танкИ и карагоды - все это хороводы
Задумывались ли вы о том, в чём сила народного танца? А хоровод в какую сторону водить знаете?!! Давайте-ка всё это выясним у музыковеда и фольклориста, кандидата искусствоведения Елены Александровны Зайцевой.
Оказалось, что водить хоровод – целое искусство. А готовиться к нему так вообще – история! Хочешь парня очаровать – вставай в хоровод. Хочешь урожай достойный собрать – пляши вьюном на лесной поляне.
А если забудешь какие-то па – прялка тебе в помощь. Потому что танцевальные элементы на неё нанесли для особ забывчивых.
В какой-то момент хороводы так закрутили, что танец этот народный попал под царский запрет – в 1648-м году Алексей Михайлович Тишайший издал указ «О запрете хороводов как игрищ бесовских». Да и Иван IV Грозный называл хороводы «эллинскими беснованиями».
Но хороводу всё нипочём. Он по-прежнему готов принять добрых людей в свои дружеские объятия. Главное, всё-таки не перепутать направление – по какому поводу и куда хоровод крутить - целая наука!
Порядок таков: сначала – против часовой стрелки, чтоб от всего ненужного избавиться. А потом по часовой – чтоб закрепить успех и встретить всё хорошее.
Вот такое оно солнце на земле, да в разных воплощениях – змейка, вьюнок, танок, карагод – всё это хороводные вариации.
Звуковыми иллюстрациями к рассказу служат экспедиционные записи из личного архива Елены Зайцевой, записанные ею в Смоленской, Владимирской и Московской областях в разные годы.
***
01’00” «Вдоль по морю, морю синему» (исп. Никонова Александра Матвеевна (1925 г.р.), Бондарева Мария Ивановна (1927г.р.), Руликова Надежда Николаевна (1927 г.р.), Володина Наталья Кирилловна (1919 г.р.); Смоленская область, село Новоспасское; запись 1979 года)
02’50” Почему хоровод круглый
03’05” Противусолонь – посолонь – куда хоровод водим
03’50” Змейка. Другие формы хоровода
04’14” Карагод
04’40” Карагод «Тимоня»
05’19” Вьюнок
05’46” Каре или Монастырь
06’05” Усть-Цилемская Горка
06’30” Спираль в народной хореографии
06’50” Фигуры хоровода на прялке
08’30” Нечётный хоровод
09’20” «Посеяли девки лён», уральская хороводная
10’00” Хоровод как оберег
11’00” Способ коммуникации и самопрезентации
12’30” Когда музыка и текст о разном
12’40” «Заиграй моя волынка»
14’14” Про «Панёву»
14’46” «Наварю я пива хмельного» (исп. Царева Арина Александровна 1908 г.р., д. Дрошино Егорьевского района Московской области)
16’40” О запрете хороводов как игрищ бесовских
17’10” Танец народного протеста
17’21” Хоровод в опере «Борис Годунов» Мусорского
18’00” Брачные игры
18’13” Хоровод «Просо» - стенка на стенку