Юкагиры

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 1802 человека

Основной регион - Республика Саха (Якутия)

Родной язык - юкагирские (тундровый и лесной)

Владение родным языком - .

Истоки - Восточная Сибирь

Содержание:

  1. Происхождение народа юкагиры
  2. Численность и место жительства юкагиров
  3. История юкагиров
  4. Язык юкагиров
  5. Религия и обычаи юкагиров
  6. Культура юкагиров
  7. Танец юкагиров
  8. Традиционное жилище юкагиров
  9. Внешность юкагиров
  10. Известные юкагиры

Юкагиры – один из древнейших народов северо-восточной Сибири и один из самых загадочных: учёные до сих пор спорят о его происхождении.

Происхождение народа юкагиры

Исследователи И. Г. Георги и Л. И. Шренк приписывали праюкагиров к палеоазиатам. То есть, роднили их с чукчами и коряками, а также были убеждены в том, что эти три народа - родственники коренных жителей Северной Америки, а их предки перекочевали в Сибирь в незапамятные времена.

Согласно более популярной теории, юкагиры как этнос произошли из урало-юкагирской общности эпохи мезолита.

Одни исследователи включают юкагирские языки в уральскую семью языков, а другие считают юкагирские языки изолятами, то есть не имеющими аналогов.

Кроме того, существует версия, которая связывает этот северный народ с глазковской культурой, представители которой обитали к западу от Байкала во втором тысячелетии до нашей эры.

Этнографы сходятся, по крайней мере, в том, что древнеюкагирский этнос жил на обширных территориях Сибири. В Арктику юкагиров, скорее всего, вытеснили племена тунгусов и якутов. А сами юкагиры гнали к морю чукчей и коряков.

Во всяком случае, русские первопроходцы застали народы Сибири в таких распрях.

Само слово «юкагир», по-видимому, придумали казаки. Хотя его происхождение тоже туманно. Многие верят, что этот этноним родом из тунгусского языка. Возможно, пришельцы с Запада неправильно записали со слов эвенков название «дюкэгир», что означает «ледяные люди». Любопытно, что сами тунгусы называли этим словом своих мифизических первопредков – неких «ледяных стариков».

Что же касается коренных жителей Колымской долины, то они называли себя по-другому: в зависимости от места их расселения либо «одул» («жители лесов»), либо «вадул» («жители тундры»). Оба слова, вероятно, также означали «сильный», «могучий».

Несмотря на похожесть самоназваний, лесные и тундровые роды противопоставляли себя один другому и, по мнению некоторых исследователей, к одной общности их приписывали соседние племена, а не они сами.

Численность и место жительства юкагиров

По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 1 597 представителей этой народности. Живут они преимущественно в бассейне реки Колыма – в Якутии (1 267), Чукотском автономном округе (205) и Магаданской области (70). По данным Переписи населения 2020 года - 1802. 

В Республике Саха юкагиры в основном сосредоточены в национальном муниципальном образовании Олеринский Суктул Нижнеколымского района.

В 2013 году Новосибирскстат опубликовал результаты исследования национальной принадлежности жителей Новосибирской области. Один из них обозначил себя как «юкагир».

Колымских аборигенов причисляют к коренным малочисленным народам России.

История юкагиров

С русскими местные племена познакомились в 1635 году. И, если верить юкагирскому фольклору, первое знакомство закончилось плохо.

В. И. Шадрин цитирует юкагирское предание, в котором говорится о приплывшем в их края человеке «с шерстью на лице, с громадным, как шишка берёзы, носом, в котором две черные дыры, подобные норкам горностая». По легенде, незваный гость спрыгнул с лодки и утащил в лес одну из танцевавших на берегу юкагирок.

Соплеменники спасли девушку и убили пришельца, скинув его в реку со словами «Откуда река привела, туда и уведи».

Но уже в 1636 году казаки отправились в поход на юкагиров и атаковали племя у реки Яны, заручившись поддержкой якутов.

Юкагиры яростно и небезуспешно защищались. Временами им удавалось выгнать пришельцев из своих владений. Например, сохранилась информация о поражении юкагирского похода Василия Ермолаева Бугра в 1648 году. По крайней мере, если верить его донесению, у племени юкагиров получилось не только убить одного из сподвижников Бугра – «Матюшку Мидника» – но и снять с него доспехи, пока казаки собирались с новыми силами.

К концу 80-х годов XVII века русским удалось-таки обложить местное население ясаком. Но даже тогда юкагиры не перестали сопротивляться. Самой масштабной «изменой» русскому царю стало юкагирское восстание 1681-1684 годов под предводительством вождя ходынцев Канивы. Его войска даже осадили Анадырьский острог, но сотник Иван Курбатов с помощью ясачных чуванцев всё-таки сумел разгромить мятежников.

После поражения Канивы его соплеменники прекратили вооруженное сопротивление. Все сибирские племена оказались приписаны к острогам и зимовьям и вынуждены были платить дань пушниной. Юкагиры стали называть русских «нохшоччо», что означало «охотник на соболя».

Конечно же, московские власти требовали от атаманов действовать с туземцами «ласкотой, а не жесточью». Но кто в далекой Сибири следовал этим наставлениям? Служивые до того увлеклись сбором ясака, что некоторым племенам приходилось платить его по нескольку раз. А чтобы платежи были более стабильными, захватчики брали в плен «лучших людей» - шаманов, родовых старост или их детей. Нередко в плен брали и молодых юкагирок. Если верить антропологу Б. О. Долгих, в период с 1770-го по 1780-й год в домах русских управляющих жили 10% тогдашнего юкагирского женского населения.

Конечно, казаки бывали разными. В частности, в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН хранится челобитная, в которой племя алаев просит оставить в Алазейском зимовье казачьего десятника Никиту Родионова, поскольку этот сборщик ясака не притеснял коренных жителей и даже делал им подарки.

Подкупить аборигенов можно было железными изделиями, которых у них не было. Согласно другому документу, тот же Никита Родионов просит Москву прислать ему пластины для изготовления доспехов, чтобы он мог снабдить ими туземцев. Ведь облагавшиеся данью племена получали защиту от нападений неясачных сибиряков. Юкагиров донимали неспокойные соседи: якуты, эвены, чукчи…

При этом приход казаков спровоцировал новые конфликты между сибирскими племенами. В частности, спасаясь от поборов, на юкагирские земли бежали якуты, с которыми коренным жителям пришлось воевать.

Русские первопроходцы, использовали представителей племен Колымской долины как проводников при освоении Чукотки, что ещё раз поссорило тех же юкагиров с чукчами.

Межплеменные стычки не прекращались и после того, как полуостров окончательно вошёл в состав России. Его коренные жители никак не могли взять в толк, по каким таким непонятным причинам им теперь запрещено терроризировать своих старых недобрых соседей.

Но больше всего юкагиры пострадали не от поборов, не от войн и не от рабства в плену, а от принесённых поселенцами новых болезней.

Первая известная историкам эпидемия «большой болезни» – оспы – прошла по их землям в 1663 году. Затихая время от времени на пять-семь лет, она просыпалась вновь, чтобы собирать свой кровавый урожай и сеять панику среди оставшихся в живых.

Любопытно, что в местном фольклоре оспа до сих пор ассоциируется с русскими и изображается как русоволосая женщина, поедающая тени.

Эта смертельная болезнь чуть не выкосила всех юкагиров. Например, от поветрия 1690-х погибли все туземцы, приписанные к Омолонскому зимовью. 

Освоение Крайнего Севера сказалось и на экологической обстановке в регионе. В конце XVIII-начале XIX века там начали меняться маршруты миграции оленей, уменьшилось количество лосей, водоплавающих птиц и рыб. Тем более, что люди стали ловить намного больше рыбы, чем раньше, - для кормления беговых собак, которые были необходимы им для доставки ясака.

Это привело к массовому голоду, ведь охота была для аборигенов основным источником пищи.

Сохранились челобитные местных старост, которые в 1810 году после полноводия на Колыме просили российские власти о помощи в связи с тем, что коренное население стало вымирать от голода.

Все вышеперечисленные факторы, как уже было сказано, едва не привели к вымиранию юкагиров как этноса. В 1897 году в Российской империи насчитали всего 754 представителя этого северного народа. Постоянные миграции из-за поборов, болезней и голода приводили к тому, что немногочисленные жители приграничных районов ассимилировались с другими племенами или европейцами. В итоге юкагиры сохранились только в долине Колымы.

В 1822 году вышел «Устав об управлении инородцев». До него имперские власти почти не вмешивались в самоуправление сибиряков, а с этого времени решили организовать «управление» в соответствии с жизненным укладом и историческими особенностями каждой народности.

Юкагиры были отнесены к «бродячим инородцам», объединённым в роды, которыми управляли старосты – «князцы». Старосты должны были собирать подати, следить за исполнением повинностей, вести учёт инородцев и предоставлять властям сведения об их численности, а также выполнять распоряжения вышестоящих начальников и некоторые полицейские функции. И только случаи убийств и нанесения увечий расследовала настоящая полиция.

Важную роль в самоуправлении юкагиров играл «родовой сход», в котором участвовали все члены рода, включая женщин и детей.

Этот порядок изменился только с приходом советской власти.

В Гражданской войне колымские племена, в отличие от якутов или тунгусов, участия почти не принимали. Тем не менее, раскулачивание не обошло стороной и их. Раскулачиванию подверглись родовые старосты, родовая знать и, разумеется, шаманы.

Это также нашло отражение в фольклоре. В частности, сохранились легенды, в которых хитрый шаман обманывает агентов новой власти с помощью своих магических способностей.

Для борьбы с «белобандитами» и укрепления советской власти комиссарам понадобилась поддержка местного населения. Так появились родовые советы, которые впоследствии позволили юкагирам создать национальные административные объединения.

После принятия новой конституции СССР и РСФСР эти национальные объединения были включены в органы местного самоуправления Якутии. К тому времени кочевые племена Колымской долины начали переходить к оседлому образу жизни.

Дать политике СССР в отношении юкагиров после 1954 года однозначную оценку сложно. Почти все исследования на эту тему относятся к советскому периоду и отличаются политической ангажированностью. Но и современные исследователи склонны оценивать национальную политику в отношении этого народа скорее положительно. В частности, они отмечают, что в 70-х годах прошлого века количество юкагиров начало увеличиваться, хотя до этого на протяжении двух веков оно уменьшалось.

К 1989 году юкагиров в СССР стало примерно 1 100 человек – больше, чем в Российской империи. Возможно, за счёт того, что сотрудники статистических учреждений перестали путать их с эвенами.

Язык юкагиров

О происхождении юкагирских языков известно столь же мало, сколько и о происхождении самих юкагиров. Некоторые ученые склонны считать эти языки изолятами, настолько они не похожи на языки соседних народов.

Но если эти языки и относятся к уральской семье, то они отделились от неё очень давно. Даже раньше, чем произошло разделение на самодийские и финно-угорские языковые семьи. То есть, более восьми тысяч лет назад.

На сегодня известно два юкагирских языка – северный (тундренный) и южный (колымский). Во время переписи 2010 года их объединили в один. При этом в базовой лексике двух этих как бы диалектов есть такие серьезные расхождения, что ученые подозревают о существовании языка-субстрата. Иначе многим непохожим ни на какие другие юкагирским словам было просто неоткуда взяться.

Помимо этих двух живых юкагирских наречий известно и два вымерших – чуванский и омокский языки. На первом говорили в низовьях реки Анадырь, на втором – в низовьях Колымы. 

Что касается двух сохранившихся языков, то, скорее всего, они были общими наречиями, хорошо понятными всем аборигенам.

Сегодня на тундренном языке разговаривают в районе реки Алазея, в селе Андрюшкино, в низовье Колымы, в селе Колымское и посёлке городского типа Черский. На колымском – в селе Нелемное Верхнеколымского района Якутии и посёлке городского типа Сеймчан Магаданской области.

На общение юкагиров сильно повлияло взаимодействие с русскими, якутами и чукчами. На реке Анадырь, например, юкагиры заговорили на корякском и чукотском. На верхней Колыме в XIX веке они свободно общались на якутском. Времена СССР привели к русификации юкагиров, ведь в местные деревни приехали русскоязычные специалисты.

Сейчас юкагирские языки находятся под угрозой исчезновения. На северном наречии, по данным 2010 года, разговаривают всего около 60 человек, а на южном – только 10, в основном пожилые люди.

Свой кириллический алфавит этот народ получил относительно поздно – в 80-е годы прошлого века. До этого у них в ходу была своеобразная идеографическая письменность на бересте «шангар-шорилэ».

Любопытно, что пользовались ею в основном женщины для своих любовных посланий. Интересно также, что юкагиры изображали людей в виде лиственниц. Это отголоски древних поверий о духовной связи людей и деревьев.

Автором первого юкагирского алфавита стал местный писатель и лингвист Г. Н. Курилов. 28 апреля 1983 года якутский совет министров одобрил разработанные им правила орфографии.

Но до сих пор в разных изданиях встречаются разные варианты юкагирской азбуки. Чаще всего – с использованием якутских букв.

Религия и обычаи юкагиров

Традиционная религия юкагиров – шаманизм. Шаман был важным членом рода, а иногда и возглавлял его.

Жители Колымской долины делили Вселенную на три части: верхний мир (боги во главе с верховным правителем Хойлом), средний (люди и духи, олицетворяющие силы природы) и нижний (делился в свою очередь на мир мертвых и более глубокий мир злых духов).

Юкагиры верили, что шаман умеет путешествовать по всем трем и общаться с его обитателями.

Умерших шаманов юкагиры не закапывали и не жгли. Мясо мертвого кама скармливали лучшим беговым собакам. Кости рубили на мелкие кусочки и носили с собой как обереги. А череп оставляли. По праздникам, чтобы почивший шаман порадовался вместе с соплеменниками, его голову устанавливали на специальное устройство, похожее на вешалку, а снизу к ней подвешивали кафтан.

Как и для большинства арктических народов, для юкагиров важен культ домашнего очага. С культом солнца связан их национальный праздник Шахадьибэ – «сбор всех племен», который они отмечают с древнейших времён, чтобы задобрить духов-первопредков.

Разные источники называют разные даты начала христианизации коренных жителей Колымской долины. Русские первопроходцы не слишком рьяно занимались миссионерством. Если верить «Красной книге народов Российской империи», первые попытки обращения туземцев в православие начались только в XVIII веке после строительства Спасской церкви в остроге Зашиверск.

Сейчас эта церковь находится в Новосибирской области в Историко-архитектурном музее под открытым небом. Ее родной город до наших дней не дожил, придя в упадок после уменьшения популяции пушного зверя и эпидемий оспы.

Впоследствии в умах местных жителей библейские притчи тесно переплелись с языческими легендами. В частности, иногда Иисус и Хойль в этих сказаниях предстают единой сущностью, которая вместе с братом Сатаной путешествовала по первобытному океану срединного мира на юкагирских лодках.

При этом своих шаманов юкагиры продолжали почитать вплоть до периода раскулачивания.

В конце 90-х годов прошлого века по данным словаря «Религии народов современной России», большая часть жителей бассейна Колымы причисляли себя к православным.

Культура юкагиров

Одежда юкагиров не делилась на мужскую и женскую. Представители обоих полов носили распашной кафтан, передник, штаны, рукавицы и обувь из оленьих, заячьих и медвежьих шкур.

Отсутствие гендерных различий в одежде юкагиров не случайно, ведь вплоть до XX века в юкагирском обществе прослеживались следы матриархата.

У молодых девушек даже было свое жилище – шалаш ураса. В этом шалаше девушка встречалась с подругами и молодыми людьми (по мнению некоторых исследователей в юкагирской культуре секс не был табуирован).

Посватавшийся к юкагирке парень должен был сначала год или два «отрабатывать» невесту, помогая ее родителям по хозяйству.

Любимым цветом для юкагиров был красный, который они получали из отвара ольхи. Для них это был цвет Солнца, огня, света, домашнего очага.

Солярные круги в орнаментах и украшениях юкагиров также свидетельствуют об особом отношении к солнцу. Розетка «Солнце» воспринималась ими как глаз, защищавший носителя от злых духов.

Танец юкагиров

Юкагиры до наших дней сохранили свой национальной танец, который В. И. Иохельсон описывал в 1909 году так: «Весь танец состоит из четырех па. Сперва левая нога двигается по земле налево, после этого правая нога тем же движением продвигается к левой и, наконец, танцор ударяет о землю дважды обеими подошвами, становясь на полупальцы не двигаясь с места».

В 1959 году тот же исследователь наблюдал в посёлке Нелемное Верхнеколымского района ещё одно очень интересное движение юкагирского хороводного танца: прыжок, который танцор совершает с согнутой правой ногой на полупальцы левой ноги. Это танцевальное движение можно увидеть у юкагиров и сегодня, только они стали исполнять его в более быстром темпе.

Юкагиркие хороводы нередко начинаются с запевов: запевала несколько раз приглашает всех желающих встать в круг, выводя «талэ-талэ-ку, талэ-талэ-ку, ала наиде галику».

В современном юкагирском хороводе, в отличие от эвенского, чукотского и якутского, есть солисты, которые, по одной версии, подражают лебедю и лебёдушке, а по другой – изображают удачливых охотников и с помощью жестов хвалятся своим уловом.

Традиционное жилище юкагиров

Древние юкагиры были оседлыми жителями речных берегов и ютились в землянках – чандалах. В качестве основы для строительства своего жилища они брали четыре рядом стоящие дерева, предварительно очищенные от веток. Рядом выкапывали собственно землянку и покрывали её дёрном. На пол сыпали ветки и клали шкуры животных.

Перейти на кочевой образ жизни полярных охотников, скорее всего, заставили казаки, из-за которых юкагирам стало не хватать охотничьих угодий. Кочевой стиль жизни они переняли у эвенов. У них же, скорее всего, переняли и новый вид жилья – конические чумы. Это когда деревья складывали в конус и покрывали корой и ровдугой.

Внешность юкагиров

Жителей колымского бассейна относят к северной азиатской расе. Они похожи на некоторых других её представителей – эвенков, тувинцев, хантов, ненцев.

Юкагиры - это люди среднего роста, у которых крепкое и стройное телосложение, а также вытянутые лица с большим ртом и толстыми губами.

Глаза преимущественно темные, волосы тоже.

Известные юкагиры

Два самых известных юкагира связали свою судьбу с литературой и родным языком.

Первый – Николай Иванович Спиридонов, которого соплеменники звали Текки Одулок («маленький юкагир»). Он прославился не только как основоположник юкагирской литературы, но и как первый представитель народа, получивший высшее образование.

В 1931 году он окончил этнографическое отделение Ленинградского университета, а в 1934 защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук в Институте народов Севера.

Николай Спиридонов публиковался как журналист и ученый. Он, в частности, написал статьи «Юкагиры» и «Юкагирский язык» для Большой советской энциклопедии.

После экспедиции на Чукотку он написал повесть о чукчах в царской России – «Жизнь Имтеургина-старшего». Эта книга три раза издавалась при жизни автора и была переведена на английский язык под названием «Снежные люди».

В 1938 году Текки Одулок был расстрелян по обвинению в шпионаже. А в 1955-м – посмертно реабилитирован.

Еще один известный писатель – Гаврил Николаевич Курилов, или Улуро Адо. Он известен как автор первого юкагирского алфавита и главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Выпустил около 20 книг на юкагирском, русском, якутском и эстонском языках.