Содержание:
- Происхождение народа телеуты
- Численность телеутов
- История телеутов
- Занятия и быт телеутов
- Язык телеутов
- Религия телеутов
- Традиции телеутов
- Культура телеутов
- Жилище телеутов
- Внешность телеутов
ТЕЛЕУТЫ, теленгеттер, паяттар, татарлар (самоназвание), народ в России, большинство живет в сельской местности и городах Кемеровской области. Небольшие группы - в Алтайском крае и Республике Алтай.
Происхождение народа телеуты
Телеуты – это тюркский коренной малочисленный народ России. Свое происхождение народ телеуты ведет от племени хуннов, которые в древности заселяли земли восточнее Енисея. Сегодня телеуты компактно проживают на территории РФ в Кемеровской области.
Телеуты называют себя «байат-пачат», «тадар» и «теленнет» от древнетюркского этнонима «теле». Сибирские воеводы прозвали их «белые калмыки» за характерную внешность. А за развитое родоплеменное занятие металлургией – «кузнецами». По мнению антропологов, именно телеуты сыграли главную роль в энтогенетическом формировании групп как северных, так и южных алтайцев.
Численность телеутов
По данным переписи 2010 года, в России насчитывается 2643 телеута. По данным Переписи населения 2020 года - 2217. Более 2000 живут в селах невдалеке от Большого и Малого Бачата (Обь) – это бачатские телеуты. Часть народа живет на Алтае и в Монголии.
История телеутов
Упоминания о многочисленных воинственных племенах телеутов встречаются в летописях IV века. Они кочевали в Верхнем Приобье и предгорье Алтая вплоть до XVIII века. Проживали в основном между реками Иртыш и Томь.
В период, когда «все воевали против всех», телеуты попадали в зависимость к жужаням и тюркам, оказывались под властью Китая и Монгольской империи.
У них сформировались прочные феодальные отношения. Родовые объединения телеутов управлялось местными князьями. Князья в свою очередь подчинялся каану или хану.
Наибольшего расцвета телеутское объединение родов достигло при вассальной зависимости от Джунгарского ханства. В это время телеуты нередко участвовали в войнах против маньчжуров и давали отпор русским воеводам, осваивающим Сибирь.
Наибольший урон телеуты понесли в XVIII веке, когда полумиллионная китайская армия смела Джунгарское царство вместе с телеутами, из которых выжили менее 10 %.
Телеутские князья-зайсаны в первые же месяцы войны с китайцами обратились к коменданту Бийской крепости с предложением строить города на земле телеутов «где приглянется», чтобы помочь им избежать уничтожения. Телеуты без возражений приняли условие выплатить ясак наперед и поставлять русской армии при необходимости до двух тысяч воинов.
Русскими поданными телеуты стали в 1756 году, когда в крепость Бийска прибыли около 13 тысяч беженцев с кибитками.
Занятия и быт телеутов
Телеуты издавна делились на полукочевых скотоводов и охотников. Скотоводы разводили крупный рогатый скот, баранов и свиней, но в основном занимались коневодством. В каждом роду было свое тавро. Социальный статус телеута зависел от числа голов в табуне.
С XIV века телеуты обрели славу искусных наездников. Они знали много способов, как стреноживать и объезжать самых норовистых лошадей.
Охота нужна была им и для прокорма семей и для уплаты ясака шкурами. Кроме того, телеуты ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи.
После объединения с русскими телеуты научились пахать землю и разводить пчел. Телеуты всегда славились изготовлением из кожи арканов, плетей и конской сбруи.
Язык телеутов
Язык относится к хакасским тюркской группы алтайской языковой семьи. Некоторые выделяют его в отдельную группу как самодостаточный. Другие считают его южным диалектом алтайского языка.
В России насчитывается всего около 1000 носителей телеутского языка. Остальные телеуты говорят и пишут по-русски.
Религия телеутов
Древние верования телеутов смешались с бурханизмом и шаманизмом. Некоторые свои традиции телеуты переняли у других малочисленных северных народов, а также у тюрков, алтайцев и русских.
Традиционная религия телеутов – шаманизм. Шаманы видят Вселенную, как конструктор из сфер. Небо в их представлении состоит из 16 слоев. В каждом обитают свои ульгени (духи).
Шаманство у телеутов передавалось по наследству, при этом шаманами могли становиться как мужчины, так и женщины.
Главные атрибуты шамана:
- чалу – бубен шорского типа.
- орбу – колотушка.
- особая шапка.
Шаманы поддерживали культ эмегендеров – охранниц детей и рожениц. Кукол-эменгендеров изготавливали из тряпок, без конечностей. Очертания лица у них обязательно были нечеткие, как будто смытые, вместо глаз - бисеринки. Обрядовых кукол передавали по женской линии.
Моления и обряды телеуты совершали в священных местах. До наших дней известно такое место на горе Шаату («Звенящая») в Шанде. Телеуты считают, что это место обитания духов их предков. Они верили, что если загадать желание и стать в одну из впадин на этой горе, то можно услышать или звон как знак того, что желание сбудется, или гром как предвестник беды.
Как уже было сказано, телеуты преуспели в кузнечном деле и особо почитали кузнецов, которые в телеутской мифологии изображены как повелители огня.
С XIX века началась христианизация телеутов. Большую роль в этом сыграли миссионеры из Алтайской духовной миссии. Они открыли для телеутов первые школы и начали формировать в народе образованное сословие.
Традиции телеутов
Однако принятие христианства не помешало телеутам сохранить их традиционные праздники. Например, Троицу они празднуют вместе с Сомо. В этот весенний праздник у них принято было молиться вместе с шаманом самым уважаемым богам в березовой роще. По окончании праздника каждая семья приносила к своей изгороди «сомо» – символ бога, воплощенный в молодой березке. Шаман камланием освящал берёзовые стволы, после чего к ним привязывали белые и красные полоски материи. Эта традиция сохраняется у телеутов и доныне.
Кроме того, у них очень долго, вплоть до середины XX века сохранялся обычай общего угощения после забоя скота.
У телеутов брак можно было заключить двумя способами: через сватовство и через похищение. До начала XX века телеуты практиковали браки с несовершеннолетними, когда половозрелую девушку выдавали за 12-летнего мальчика.
Церемония состояла из куды (сватовства), яраштыка (мирения) и той (пира). Обычно за невесту необходимо было заплатить калым в 2-3 лошади плюс туша барана или кобылы, плюс алкоголь и деньги. Невеста готовила к этому дню приданое, куда входили платья, шубы, домашная утварь и постельные принадлежности.
Свадебный наряд шился только из красной материи, а с изнанки обшивался синими лентами, которые символизировали небо. Традиционная шапка для этого торжества называется «киш порук» и украшена синей кистью.
Золото, серебро и ткани аналогичных оттенков имели сакральное значение, ведь телеуты верили в покровительницу женщин Маг-ана с серебряными волосами, которая защищает свой народ, вооружённая золотым луком. Верховный бог Бай Ульген, кроме того, обитал на вершине золотой горы и сидел на золотом троне в золотом дворце. Поэтому воротник женских свадебных и просто нарядных платьев расшивали нитями из золота и серебра, а также украшали акчей – металлическими бляшками.
Наряды для свадебных торжеств, кроме того, украшали нагрудниками из бересты, обшитыми тканью, бисером, монетами и вышивкой. Эти нагрудники состояли из двух частей, символизирующих женское и мужское начало.
Женщины обязательно надевали на свадьбу серебряные серьги, браслеты и накосники с каури, поскольку телеуты верили, что ракушки каури защищают от сглаза. По этой же причине они клали каури в колыбельки детей.
Еще один интересный телеутский ритуал – укладывание новорожденного в колыбельку. Обряд совершался в новолуние, обязательно в присутствии старейшины рода.
Похороны и поминки у телеутов-христиан совершаются по канонам православия. Умерших обычно хоронили через два дня после кончины. В пути на кладбище исполняли сыгыт – плачи. В гроб клали гостинцы для умерших, посуду из дерева с надломанным краем, что-то из любимых вещей усопшего. Умершего обряжали в национальный костюм сообразно времени года.
Очень важный момент – наряд лошади, которая везёт гроб. Эту лошадь покрывали коврами, обвивали шалями, вплетали ей в гриву ленты. После похорон самый старший член семьи объезжал на этой лошади всю родню усопшего. Или водил ее в похоронном убранстве по знакомым и родне покойного. Все они должны были покормить эту лошадь овсом, а провожатого напоить чаем и вином.
Поминки делали на седьмицу и сороковины. Во время поминок обрядовую лошадь закалывали, мясо её съедали, а убранство раздавали. Иногда лошадь отдавали в бедные семьи.
Траур соблюдали три года. В первые 40 дней вдова не выходила из дома. Она распускала косы и носила вывернутую наизнанку одежду с распоротым воротником.
Над могилой устанавливали сруб.
Культура телеутов
Духовная культура телеутов основывается на эпосах, самые известные из которых – о героях: «Алтай Куучун» и «Козийка и Баян-Слу». Эпос исполняют кайчы – сказители, которые аккомпанируют себе на шертме-комысе - струнном инструменте из кожи жеребца.
Песни телеутов рассказывают о главных моментах истории народа: о джунгарских войнах, о битва с китайцами, о вступлении в Россию. Легендарные герои этих песен – Шюню-богатырь, Мамыт-князь и Балык.
У телеутов также очень развит ритуальный фольклор:
- алкыш – благопожелания на свадьбы, семейные торжества и новорождённым;
- сыгыт – похоронный плач;
- заклинания шаманов;
- табыр – плясовые песни под балалайку или гармонь.
Современные телеуты стараются возрождать традиционный промысел валяния шерсти и изготавливают из неё национальных кукол.
У старшего поколения сохраняется традиция встречать гостя песней. Так телеут показывает, что его сердце открыто. Гость в ответ тоже должен открыть свое – а значит, тоже спеть. У телеутской молодёжи больше популярна традиционная чайная церемония.
Жилище телеутов
Традиционное жилище телеутов называется «аланчык». Это коническая постройка, в которой в качестве каркаса использовались жерди, покрытые корой, берестой и обмазанные глиной. Сверху телеуты натягивали шкуры. Позже кочевые племена телеутов перешли на монгольские юрты.
Земляной дом телеуты называют «йер». Зимник – «кышту». Это прямоугольная срубная полуземлянка с плоской или двускатной крышей. В зимнике и йере стены обкладывались дерном и обшивались плетнем. Глинобитная печь по традиции располагалась справа от входа. Вход всегда смотрел на восток.
«Йайла» – летнее жилье телеута. Оно срубное, просторное со сторонами длиной от четырёх метров. С XX века йайла используется как хозяйственное помещение.
Рядом с домами телеуты строили «мылча» – бани, амбары, загоны для скота, курятники, хлев.
Все жилища, кроме йайлы, делились на женскую и мужскую части с соответствующей обстановкой. Люльку ставили на женской половине.
Быт телеутов прост. Очаг они устраивали в центре жилища. За ним располагалась специальная подставка «дьаныртык», на которую устанавливали деревянный ящик с резьбой – «кайырчак», в котором размещались хранители рода – деревянные куклы идолов. Лица этим идолам мог вырезать только шаман. Божков кормили раз в год, а все остальное время их берегли и передавали по наследству.
Внешность телеутов
Антропологически телеуты относятся к монголоидной расе центрально-азиатского типа. Но наряду с типичными монголоидными признаками у них во внешности есть европеоидный: светлый оттенок кожи.
Традиционной прической мужчин была косичка на темени выбритой головы. Девушки носили три и больше косичек (главное, чтобы нечётное число). Замужние женщины – две косы.
Традиционная одежда телеутских женщин – шаровары и туникообразное платье кунек с широкими рукавами и суженными манжетами. Воротник-стойку отделывали декором, как и пояс. Это наряд сакральный, телеуты верили, что он защищает женщину от злых духов и поддерживает её способность к деторождению. На всех элементах одежды, которые соприкасаются с открытой кожей, нашивали красную ткань – символ благодати и деторождения.
Мужская одежда телеутов к началу XX века утратила традиционные черты. Сохранились «телен» – кафтан, «сырмал» - стеганый теплый халат, «каптал» - шуба и «чарыки» (обувь из кожи).
Праздничные шелковые халаты с накладным нагрудником называются «чиймек» и «очкар».
На ногах телеуты носили чарыки или мынту – сапоги из овчины, кожи. Подъем высокого голенища вышивали шелком или шерстью.
Головные уборы у мужчин и женщин – конические стёганые материей и бархатом шапки с кистью на макушке. Женщины также носили ситцевые платки.
Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6