Содержание:
- Место проживания талышей
- Численность талышей
- Внешность талышей
- Язык талышей
- Этноним талышей
- Талыши - происхождение народа и история
- Религия талышей
- Традиции талышей
- Искусство и быт талышей
- Флаг талышей
Место проживания талышей
Народ на севере Ирана и на юго-востоке Азербайджана, проживающий в Талышских горах и в предгорьях у побережья Каспийского моря, в России – в основном в Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Кроме того, официальное «Талышское национальное движение» под руководством президента Талышско-Муганской автономной Республики Алиакрама Гумматова со штаб–квартирой в Гааге действует в Нидерландах и имеет своё отделение в Стокгольме. Существует также Талышское правительство в эмиграции.
В 2008 году в Москве была зарегистрирована региональная общественная организация (РОО) "Талышское возрождение", её председателем является Исмаил Шабанов.
Численность талышей
Талыши считаются иранским народом, сведения об их численности разнятся. По одним данным, в мире проживает 267 300 тысяч талышей, а по другим – до 619 тысяч.
Всероссийская перепись 2002 года насчитала в нашей стране почти 3 тысячи человек, которые указали национальность талыш. По данным Переписи 2010 года, в России проживает 2529 представителей нации талыш. По данным Переписи населения 2020 года - 3595.
Внешность талышей
Талыши – представители европеоидной расы, генетические родственники азербайджанцев. Внешне они относятся к переднеазиатскому типу, а жители горных районов больше похожи на иранцев.
Впрочем, некоторые генетические исследования обнаружили у талышей много общего с финно-угорскими народами, а также, как ни странно, с белорусами.
Язык талышей
Талышский язык относится к иранской группе индоевропейских языков и близок языку азари (иранскому).
Одни исследователи насчитали 218 100 носителей талышского языка, а другие утверждают, что в мире на талышском языке говорит более миллиона человек (1 300 000). Сегодня он используется в основном сельскими жителями. Поэтому, например, в Азербайджане во время переписи талыши нередко указывают национальность «азербайджанец», так как не владеют родным языком.
В Советском Союзе для талышей в 1928 году была впервые создана письменность на основе латиницы, а позднее – кириллицы, но кириллическая осталась невостребованной. В двадцатые-тридцатые годы прошлого века в Ленкорани издавалось 19 наименований периодики на талышском языке, но в конце тридцатых годов все они были закрыты.
В настоящее время за счёт роста национального самосознания у талышей есть СМИ на родном языке, развивается издательская деятельность.
Этноним талышей
Арабский историк Аль-Табари, который жил в IX-X веках, называл представителей этого народа «ал-тайласан». Он писал, что этот народ живёт в горах Азербайджана, не подчиняется арабам и сохранил независимость.
Про «страну Талыш» впервые упоминается в истории Александра Македонского, а вернее, в её переводе на армянский язык с греческого, который был сделан в XVI веке.
Одни исследователи считают, что этноним «талыш» произошёл от названия племени «далеев», и роднит этот народ с остальными кавказскими народами, другие исследователи полагают, что праталыши происходят из племён, которые назывались «каспиями», и роднит их с индийцами и греками.
Талыши - происхождение народа и история
Учёные считают, что талыши являются хранителями мидийской культуры и мидийского языка и таким образом пронесли через века элементы доиранского сознания прикаспийских народов.
В XV веке талыши объединились с кызылбашами в борьбе против ширваншахов, а впоследствии вошли в объединение шахсевенов. К тому времени исторические источники насчитывали около 600 талышских семей.
После распада в XVIII империи Надир-Шаха образовалось Талышское ханство со столицей сперва в Астаре, а потом в городе Ленкорань. Население это страны занималось в основном выращиванием риса и скотоводством, но в государстве было создано постоянное войско.
Однако в 1785 году талыши попали в зависимость к Фатали-хану, который начал подчинять себе прикаспийские территории. И в 1795 году правитель Талышского ханства Мир Мустафа-хан попросил покровительства у России.
Во время русско-персидской войны талыши выступили на стороне России. В 1809 году Россия берёт Талышское ханство под свой протекторат. Однако в 1812 году персидская армия осадила столицу ханства Ленкорань и овладела талышской крепостью. Но уже через несколько месяцев, 1 января 1813 года, отряд под командованием генерала П. С. Котляревского штурмом вернул России эту цитадель.
По Гюлистанскому мирному договору часть Талышского ханства отошла Персии, но персидский двор этим не удовольствовался и предпринимал всё новые и новые попытки вернуть себе Северный Талыш в обмен на другие территории.
Переговоры с персами вёл сам генерал Ермолов, но он остался непоколебим. В 1828 году по Туркманчайскому мирному договору после очередной русско-персидской войны к Талышу вдобавок была присоединена часть Зуванта.
Сохранилось свидетельство о том, как тяжело персидский принц Аббас-Мирзе переживал утрату Талышского ханства, но вынужден был смириться с этой потерей.
Интересно, что после вхождения в состав Российской империи Талышское ханство так и именовалось «ханством», хотя все остальные ханства в России были упразднены. Управлял этим ханством «диван» из двух местных беков, над которыми главенствовал русский генерал.
В 1919 году в Ленкоранском уезде Бакинской губернии была образована Муганская советская республика, но просуществовала она всего два месяца.
Во время раскулачивания многие талышские семьи были высланы в Казахстан. Однако при советской власти талыши до 1938 года имели свою культурную автономию, которая помогала им сохранять язык и традиции.
После развала Советского Союза талыши Азербайджана основали Талышскую партию, переименованную чуть позже в Партию Равенства, которая отстаивала их права на Карабахскую территорию, но создать в Азербайджане национальную автономию талышам не позволили. При этом несмотря на сложные взаимоотношения с Азербайджаном, Армения поддерживает стремление талышского народа сохранять свою культуру.
В Иране талыши исторически живут на территории области Гиляна, откуда в прошлом столетии началась Иранская революция. Даже после того, как она была подавлена, вдохновлённые советским народом гилянские талыши ещё долго продолжали вести подпольную деятельность, и до сих пор конфликтуют с иранскими властями.
Религия талышей
В древности талыши исповедовали культ рощ и священных деревьев, поэтому когда они строят себе новые дома, то стараются не повредить растущие рядом деревья.
Когда-то талыши также поклонялись божествам домусульманского общеиранского пантеона, а впоследствии испытали на себе влияние зороастрийского культа природных стихий.
В настоящее время азербайджанские талыши исповедуют ислам шиитского толка, а иранские – суннитского. Кроме того, у них есть Иджма как совет авторитетных духовных лиц, к которому можно обратиться за консультацией.
При этом талыши допускают многожёнство, только если первая жена сильно заболела.
Традиции талышей
Азербайджанские талыши переняли немало обычаев у азербайджанцев, а иранские талыши позаимствовали многое у гиляков.
За невесту у талышей положен выкуп, о размере которого принято вести долгие переговоры. Талышские юноши обычно женятся в 20 лет, девушек выдают замуж с 16. Также одно время у талышей бытовал обычай женить совсем молодых парней, которым не исполнилось ещё 20 лет, на взрослых женщинах, поскольку считалось, что опытная женщина будет лучше вести домашнее хозяйство.
Соблюдая общие для многих народов Кавказа обычаи избегания, талышские девушки особенно усердно прячут лицо от посторонних глаз.
Когда молодая жена впервые переступает порог мужниного дома, её осыпают рисом и деньгами, а в старину прямо перед ней разрезали барана. Теперь барана режут заранее, но, как и в древности, бросают его голову в одну сторону, а туловище – в другую. Невеста должна коснуться дверного косяка руками, которые она предварительно окунула в мёд (чтобы оставить свой след), и пройти между двумя частями барана.
Как и другие народы Кавказа, талыши очень гостеприимны.
Искусство и быт талышей
Традиционные жилища талышей (анджинака) изготовлены из дерева, имеют конусообразную крышу, земляной пол и обмазаны изнутри глиной. У бедняков в домах не было ни окон, ни трубы: свет в их хижины проникал через дверь, дым уходил тоже через дверь, поэтому дверь делали высокую – под самую крышу.
Люди спали на циновках, ели с низких столиков. Часто они только зимовали в своих домах, а летом, когда становилось сыро, уходили пасти скот в горы и строили там шалаши.
Традиционная одежда талышей мало отличается от азербайджанской. Мужчины кроме рубахи и штанов носили папаху или войлочную шапку, женщины тоже одевались в рубаху и штаны, а также носили широкие сосборенные юбки, платки.
И мужчины, и женщины носили архалыг – азербайджанский плотно прилегающий к телу кафтан из тирьмы, шёлковых тканей или бархата. Девушки надевали на голову похожую на тюбетейку шапочку – арахчин.
На свадьбу или по праздникам талыши облачались в одежду из ценных тканей с золотыми и серебряными украшениями.
Вместо хлеба талыши едят круто сваренный рис.
Традиционно представители нации талыш занимались выращиванием риса, скотоводством и шелководством, плели корзины и циновки, вырабатывали шёлковые и хлопчатобумажные ткани.
В настоящее время жители Талыстана, кроме того, занимаются выращиванием чая, цитрусовых и овощеводством.
Считается, что талыши позаимствовали гончарное искусство у древних персов, Ахеменидов, и поэтому с незапамятных времён научились изготавливать богато украшенные орнаментами и изображениями животных керамические сосуды с ангобным покрытием. Во времена Арабского халифата талыши также научились делать глазурованные плиты для облицовки, которыми украшали мечети и мавзолеи.
Издавна ценятся и талышские ковры, которые украшают самые знаменитые музеи мира. Когда-то талыши даже использовали эти ковры в качестве денег: ими оплачивали налоги, давали взятки, одаривали родственников. Коврам придавали мистические свойства. Талыши, например, верили, что передаваемые из поколения в поколение ковры защищают род, берегут людей от болезней. Обычно на талышских коврах вышиты цитаты религиозных деятелей, а также элементы мусульманской архитектуры.
У талышей богатейшая песенная культура. Обычно талышские женщины поют в хороводе под аккомпанемент бубна. Они исполняют «халай» - композицию из семи пар песен, которые наполнены глубоким космологическим смыслом и воспевают силы природы.
Флаг талышей
На флаге талышей изображено солнце. Первая версия этого флага возникла в начале 90-х годов прошлого века, когда талыши пытались создать в Азербайджане свою автономию.
Это было полотнище, разделённое по вертикали на красную, белую и зелёную полосы и в центре с солнцем над волнами. Синие волны символизируют Каспийское море и райскую реку Кавсар, красная полоса - борьбу за свободу и кровь мучеников, белая - чистоту и мир, зеленая - ислам. Эти три цвета также считаются в мире паниранскими и являются символами трёх социальных групп древнеперсидского общества: военной знати, духовенства и скотоводов-земледельцев.
Этот флаг использует Талышское правительство в эмиграции, он также используется в России как символ тех, кто имеет национальность талыш.
Позже появилась ещё одна версия талышского флага с вписанным в окружность оранжевым солнце с двенадцатью волнистыми загнутыми по часовой стрелке лучами. 12 лучей солнца символизируют пророка Мухаммеда и 12 джафаридских имамов.
В 2009 году сторонники полной независимости Талышистана учредили красный флаг талышей с солнечным символом «Хаштпар» в центре, утверждая, что он используется уже почти 2700 лет, так как впервые был поднят предводителем антиарабского восстания Бебеком. В России подобный флаг у «Союза талышской молодёжи» при Талышской Национально-Культурной Автономии Москвы. Однако с некоторыми видоизменениями: по нижней и верхней кромке этого флага идут белые и зелёные полоски.