Этноним сойоты
Этноним сойот восходит к одному из родовых названий - соян (соет, сойонг).
К нему же восходит название горного хребта - Саяны (Саянская землица в русских документах 17-18 веков), место, где обитали люди, принадлежавшие к роду (или родам) саян. Сойоты ранее занимали достаточно большие территории в горах и в Тункинской долине.
Окинский район Бурятии, в котором проживает основная часть сойотов, граничит с Тоджинским районом Республики Тува, где живут тувинцы-тоджинцы, и с Хубсугульским аймаком Монголии, на севере которого живет родственный им народ цаатаны. Все три этнические общности - сойоты Бурятии, тоджинцы Тувы и цаатаны Монголии близки друг другу по языку (все три языка относятся к уйгурской подгруппе тюркских языков), типу хозяйства (охотники и таежные оленеводы, разводившие яков, хайнаков и оленей)), образу жизни.
Происхождение сойотов
Сойоты являются потомками древнейшего самодийского населения Восточных Саян, впоследствии подвергшихся тюркизации. Позднее в результате тесных этнокультурных контактов с бурятами произошла вторичная смена языка, сойоты переняли навыки скотоводства, заимствовали частично одежду, пищу.
Сойоты - где живут и численность
Известно, что по переписи населения 1926 года на территории Тункинского района, куда входила она, проживало всего 161 человек сойотов. Хотя в конце XIX века на данной территории насчитывалось более 2000 человек. По данным Переписи населения 2020 года - 4 368.
История сойотов
В 1926 году Иркутским местным комитетом Севера была организована экспедиция для полного статистико-экономического, бытового и медико-санитарного обследования окинских сойотов. Возглавлял ее профессор Б.3. Петри. Начался процесс консолидации этноса, в результате чего сойоты сосредоточились в районе нынешней сойотской администрации в Окинском районе Бурятии, образовав сойотский родовой туземный Совет. Одновременно была послана делегация с просьбой помочь создать национально-территориальное образование и признать сойотов малой народностью Севера. При содействии Б.Э. Петри, по представленным им результатам экспедиции, ЦИК СССР признал сойотов таковыми.
Образованный Сойотский туземный родовой Совет просуществовал недолго, так как национальные лидеры, руководившие его работой, были репрессированы советской властью. О дальнейшей судьбе народа Н. Л. Жуковская пишет: «Окончательный удар нанесла сойотам ликвидация в 1963 г. оленеводства как непродуктивной отрасли хозяйства. А когда в Окинском районе Республики Бурятия (тогда Бурятской АССР) был создан Госпромхоз, все лучшие охотничьи угодья отошли к нему, и сойотам стало негде охотиться. Исчезло традиционное хозяйство, а с ним и соответствующий ему образ жизни. Исчезло самоназвание народа, т.к. в переписях населения, проводившихся после 1926 г., сойоты как самостоятельная этническая единица уже не упоминались и записывались как буряты".
В 1992 г. по инициативе жителей с. Сорок Окинского района был создан Центр сойотской культуры, призванный содействовать культурному и духовному возрождению этноса.
В октябре 1993 года о сойотах - возрождающемся этносе Бурятии было заявлено на Международной научной конференции по проблемам малочисленных народов Севера. В июле 1993 года Указом Президиума Верховного Совета Республики Бурятия был создан Сойотский национальный сельский Совет (ныне Сойотская сельская администрация), создана ассоциация сойотов Окинского района. В середине 90-х годов, Совет Министров и Верховный Суд Республики Бурятии неоднократно обращались в Правительство Российской Федерации (т.т. Ю.Ф.Ярову, С.М.Шахраю и др.) с просьбой рассмотреть и решить сойотский вопрос. Однако, по разным причинам и, главным образом, ввиду того, что сойоты как народность не были учтены в переписях населения 1959, 1979, 1989 г.г., вопрос на федеральном уровне не рассматривался.
Основной мотив отказа федерального Центра сводился к тому, что "по мнению Госкомстата России необходимо четкое компетентное заключение специалистов-этнографов для решения вопроса о выделении сойотов как самостоятельного этноса, а также отнесение их к группе малочисленных народов Севера". Указывалось и то обстоятельство, что к моменту переписи 1989 года сведения о сойотах отсутствовали в словарях национальностей и языков - основных документах, по которым производилось кодирование данных о национальности.
Распоряжением Президента Республики Бурятия № 36-РП от 01.11.94 г. Госкомстатом республики в январе 1995 г. была проведена локальная перепись населения Окинского района. По итогам переписи в статистических материалах было зафиксировано 4615 человек, из них отнесено к сойотам 1973 человека, что составляет 42,8 % из общего числа населения района. На данный период имеются ряд научных исследований, подтверждающих наличие национального самосознания и процесса возрождения сойотов как самостоятельной малочисленной народности в Бурятии. К их числу относятся аналитические исследования известных ученых-этнографов Санкт-Петербургского института имени Миклухо-Маклая Л.Р. Павлинской, Н.Л.Жуковской, социолого-статистическое исследование научных сотрудников БНЦ СО РАН на тему "Социальные проблемы Оки" (1998 г.), "Круглый стол" с участием ученых г. Иркутска, Улан-Удэ и др.
Для возрождения сойотского языка в 2001 году впервые для него (сойотского варианта сойотско-цаатанского языка) была разработана письменность на основе кириллицы, начато издание букваря и учебных пособий. В 2003 году издан «Сойотско-бурятско-русский словарь». С 2005 года началось постепенное внедрение преподавания языка в начальных классах сойотских школ Окинского района Бурятии.
Традиционные занятия сойотов
До 1951 года в районе стабильно развивалась такая отрасль животноводства как оленеводство, поголовье которых достигло 557 голов, это было практически основным, наравне с охотой, занятием сойотов.
Основным занятием сойотов на протяжении веков, как и сейчас, является кочевое оленеводство и яководство. В качестве подсобного промысла остаётся охота.
Социальная организация сойотов
В основе традиционной социальной организации — объединение нескольких родов, во главе которых стоит совет из родовых старейшин. Известны роды иркит, хаасуут и онхот.
Возрождён национальный сойотский праздник Жогтаар («Встреча»), который в 2004 году был переименован в Улуг-Даг («Великая гора» — в честь горы-покровителя Бурин-хан).