Селькупы - народ Западной Сибири. Представителей этого этноса также нередко называли остяко-самоедами. Самоназвание этого сибирского народа произошло от слова «шелькуп», что означает «таежный человек». Оно окончательно закрепилось лишь в 30-х годах XX века.
Селькупы живут в Красноярском крае, Тюменской и Томской областях. С XVII века селькупы разделились на две группы: южную (нарымскую) и северную (тазовско-туруханскую).
Южные селькупы - прямые потомки кулайцев, которые жили в Среднем Приобье с V веке до нашей эры до V века нашей эры. Историки считают, что эта общность сформировала самодийскую языковую подгруппу.
Северные селькупы образовались в XVII веке, после того, как ушли из самодийского поселения в бассейн Верхнего Таза и реки Турухан. Формирование этой субэтнической общности окончательно завершилось только в XIX веке.
Численность селькупов
Численность селькупов в 2010 году составляла 3649 человек. По данным Переписи населения 2020 года - 3458. Они расселены по разным областям России, но в основном на Севере.
Сегодня официальными территориальными административными единицами селькупов является Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа. В Ямало-Ненецком АО селькупы проживают в основном в поселке Красноселькупское, в селах Ратта и Толька, в городе Тарко-Сале.
В Томской области есть Иванкинское национальное поселение как место компактного проживания селькупов. В Томской области селькупы также живут в селе Каргасок и городе Колпашево.
В Красноярском крае «таёжные люди» живут в селе Фарково.
Язык селькупов
Язык селькупов относится к группе самодийских языков. На нем говорит менее тысячи человек, он распространен на Востоке Сибири.
Этот язык имеет несколько наречий:
- северное;
- центральное;
- восточное;
- южное.
Селькупы, проживающие в разных регионах, могут и не понимать друг друга из-за диалектов.
До XIX века селькупский был языком межнационального общения между эвенками, хантами и кетами.
В конце XIX века на этом языке было издано несколько книг богослужебной тематики. В 1930-х годах создали и внедрили письменность, основанную на латинице. Немного позже она была переведена также и на кириллицу.
С 50-х по 80-е годы XX века селькупы практически не пользовались письменностью. Только в конце 80-х годов XX века селькупский алфавит был доработан.
Интересно, что в селькупском языке отсутствует множественное число, а распространение собирательных форм существительного привело к тому, что падежей со временем стало больше (некоторые исследователи насчитывают до 13).
История селькупов
Первое упоминание об этом этносе в письменных источниках относится к XVI веку. Вероятнее всего, селькупы вышли из кулайской культуры, о чём свидетельствует унаследованный ими богатый кулайский декор.
Предками селькупов были самодийские племена, которые обосновались в тайге в бассейне Оби. Первое селькупское поселение называется в письменных источниках XVI века Пегая Орда. Такое название было обусловлено их одеждой, которую они изготавливали из шкур разноцветных животных. Главой Пегой орды был князь Воня.
В начале XVII века Пегая Орда была разгромлена русскими и их союзниками хантами.
В результате селькупы снялись с насиженных мест и перебрались на территорию современной Томской области.
В период до русского правления селькупы жили небольшими городками, которые назывались «кэтты». Каждое поселение было обнесено рвом, валом и частоколом, поэтому подступиться к ним было нелегко, ведь они ещё к тому же были защищены по периметру луками-самострелами.
Позже селькупы стали селиться, уже не соблюдая настолько тщательных мер предосторожности – просто на возвышенностях вдоль рек Томь и Обь до реки Арган.
Известно, что в XVII веке насчитывалось восемь групп селькупов:
- сюсигула;
- чумульгула;
- шиешгула;
- сельгула;
- тегула;
- пайгула;
- соргула;
- кайбангула.
Еще до того, как Сибирь была присоединена к России, селькупские племена образовали территориальное объединение, главой которого был князь. Он формировал собственную дружину и передавал свою власть по наследству.
В XVI веке Сибирь начали активно заселять пришлые люди. Со стороны Урала возникало всё больше и больше русских поселений, с юга прибывали тюркские племена. Пегая Орда поначалу активно сопротивлялась таким изменениям, яростно защищая свои территории. На рубеже XVI-XVII веков главой Пегой Орды был князь Воня, который отказывался платить налоги в русскую казну. И только в 1596 году, когда сформировался Нарымский Острог, русские сумели обложить данью таёжные поселения коренных жителей.
Когда Пегая Орда пала, исконные селькупские территории начали заселять ханты. Южное племя селькупов осталось в Нарымском Приобье, а Северное отступило к верховьям Таза.
Традиционные занятия селькупов
Селькупы в основном ловили рыбу и охотились, а также собирали грибы и ягоды да разводили коней.
Таёжные поселения занимались и земледелием, но оно было примитивным. Чаще всего селькупы выращивали табак и ячмень.
Кстати, у селькупов в старину была своя денежная единица. В частности, в XIX веке средством взаиморасчётов у них служила связка шкурок из белки, именуемая «сарум». Лисица или росомаха равнялись одной вязке сарума, а соболь, или песец стоили целых три. Удачной охотой за сезон в XIX веке считалась добыча 2000 шкур белок и 200 соболей. Если перевести это в деньги, то сарум стоил 2 копейки, а шкура соболя – 1 рубль. К слову, на русском рынке за одного соболя в то время можно было выторговать 200 рублей. Селькупские поселения вели активную торговлю с русскими и в обмен на шкуры, ягоды и рыбу приобретали весь необходимый для работы и быта инвентарь. Среди местных жителей даже выделилось сословие торгашей.
Религия селькупов
В традиционном мировоззрении этого народа с древности прослеживается идея познания себя через окружающий мир. Без природы селькупы не мыслили себя, лес был для них не просто ресурсом, они считали себя неотъемлемой его частью.
В XVII-XVIII веках селькупы массово принимали христианство. Но несмотря на это, сейчас религия селькупов полностью основана на пантеизме. Особенно у северных жителей, которые сохранили анимистические представления о мире и природе.
Селькупы делят мир на несколько сфер, и у каждой сферы есть свой мифический хозяин. Для Неба господином является Ном, он же добрый дух и покровитель всего сущего. Хозяйку Земли зовут Илина Конта, а также Старуха Жизни. Властителем Загробного мира стал дух Кызы, он же властелин зла.
Как и у других народов, у селькупов существовали специальные священные места, где устанавливались идолы. Селькупы приносили идолам в жертву животных и разные лакомства.
Все сферы объединяют дерево и река. Река, потому что шаман по ней может спуститься в Преисподнюю, а дерево, чтобы он поднялся на небо и попросил для людей хорошей судьбы.
Шаманы делятся на темных и светлых, и соответственно, в зависимости от своего ранга взбираются на дерево или спускаются по реке. Селькупские шаманы всегда были одарёнными в музыке и поэзии людьми, поэтому они выступали на традиционных праздниках с новыми произведениями.
Исследования показали, что для селькупов когда-то было характерно воздушное погребение. Взрослых людей они хоронили в деревьях, в земле, предварительно подвесив тело. Считалось, что подвешивание помогает душе слиться с природой и обрести вечный покой. Детей хоронили на ветках деревьев, считая, что детская душа не нуждается в погребении. Над захоронениями ставили срубы из деревьев, а в могилу клали все необходимое имущество. Но перед этим вещи портили.
Традиции селькупов
Одним из интереснейших обычаев у таежных людей был процесс оживления бубна. Оживлялись не только бубны, но и другие предметы, принадлежавшие шаману. В представлении селькупов бубен – это олень, доставляющий шамана на небо к магическим защитникам.
Церемония оживления бубна всегда совершалась после прилета птиц весной. Ее проводили на протяжении десяти дней. Она символизировала перемещение в юг, где тепло и светло. Очевидно, что таким образом селькупы воздавали почести своим предкам, которые жили южнее.
Шаман должен был оставить подарок своим потомкам. А молодой шаман должен был не только принять этот дар, но и подкрепить свой авторитет посредством сексуальной связи с дочерью духа леса. Чаще всего магические способности передавались по мужской линии, но иногда шаманами у селькупов становились и женщины.
Как и многие другие коренные сибирские народы, селькупы особо почитали огонь, Они верили, что в нём живёт дух, который им управляет, и поэтому «кормили» огонь теми же продуктами, что ели сами. Запрещалось бросать в огонь испорченные продукты, объедки, ненужные вещи. Это, по мнению селькупов, могло привести к бедам из-за немилости духа. Кроме того, категорически запрещалось ругаться на огонь.
Культура селькупов
Селькупский фольклор богат и разнообразен. Это героические песни, сказки, загадки, истории о подвигах предков.
Самый популярный традиционный музыкальный инструмент — это губная пластинка, при помощи которой коренные жители создавали народные мелодии. Также селькупы играют на арфе.
Оба этих музыкальных инструмента чаще всего используют на юге. На севере все гораздо проще: там аккомпанементом для любого музыкального произведения чаще всего служит звук, издаваемый бубном шамана.
Кроме того, селькупы вырезали из кедра такие музыкальные инструменты, как пананьюх и кагабылька. Последний похож по звучанию на балалайку, а первый – на арфу.
Жители северных поселений зимой носили парки, которые делали из шкур оленя. Под шубу мужчины надевали рубашки из покупных (привозных) тканей. Женщины же ткали себе платья сами. Для лета селькупы изготавливали себе одежду из рыбьей кожи и крапивы.
Кухня селькупов
Национальную кухня селькупов весьма своеобразна. В древности они питались преимущественно рыбой. Ее сушили, вялили, варили и даже квасили (на зиму). Кроме того, на зиму селькупы заготавливали рыбий жир. Мука у них тоже изготавливалась из рыбы и называлась порсу. Из ячменя селькупы пекли лепёшки.
Разнообразить рацион селькупам удавалось за счёт дичи.
Из хлеба и ячменя они также готовили «уль» - вино. Вместо чая использовали настои трав, можжевельника.
Начиная с XIX века, когда у селькупов появилась возможность покупать продукты, у них на столе появились ржаная мука, сахар, разнообразные крупы и чай.
В старину селькупы делали себе посуду из глины и настолько искусно, что она пользовалась спросом во время бартерного обмена. Однако со временем они начисто забыли это ремесло.
Жилище селькупов
Жилищами им служили в основном землянки («карамо»). Некоторые семьи возводили небольшие каркасные дома, которые потом обкладывали дерном и песком.
Для обустройства жилья селькупы выбирали склон горы или холма (обычно это было на крутом берегу реки) и делали к землянке своеобразный проход в виде коридора. Дом в горе был двухкамерным и углубленным. Не зря же селькупов часто называли «земляными людьми».
Нередко в карамо можно было попасть только с лодки, ведь вход выходил к реке. Такое расположение позволяло хозяевам отлично маскироваться в прибрежной растительности и удобно ловить рыбу.
Чтобы жилье не затопила вода из реки, пол настилали несколько выше входа. Окна и двери были маленькими, чтобы сохранять тепло. Оконным стеклом для селькупов служила льдина или кожа оленя.
Селькупы не жили на одном месте круглый год. Летом они кочевали по берегу реки, покрывая временные чумы берестой, чтобы переходить с одного рыбного или ягодного места на другое.
Сегодня селькупы так же, как и в древности, используются летние амбары для хранения утвари и одежды, а также строят чумы для летних промыслов.
Внешность селькупов
Во внешности селькупов явно преобладают монголоидные азиатские черты. Но, в отличие от чистых монголоидов они несут в себе и признаки европейцев.
У большинства представителей этого этноса черные волосы, карие глаза, маленький нос и губы. Переносица у них зачастую вогнутая. Кожа темноватая, лицо крупное и плоское.
Рост у селькупов обычно небольшой или средний. Телосложение коренастое, мышцы развитые.
Известные селькупы
Селькупы – малочисленный народ, среди которого пока нет знаменитостей. Однако они сами по себе славны своими удивительными обычаями и самобытным образом жизни.
Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6