Саамы

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 1530 человек

Основной регион - Мурманская область

Родной язык - саамский

Владение родным языком - .

Истоки - Северная Европа

Содержание:

  1. Где живут саамы, занятия саамов
  2. История народа саамов
  3. Особенности саамского языка
  4. Религия саамов
  5. Традиции саамов
  6. Фольклор саамов
  7. Одежда саамов
  8. Жилище саамов
  9. Особенности внешности саамов
  10. Известные саамы

Саамы или саами – это малочисленный финно-угорский народ Северной Европы. Первое упоминание о саамах или о «лопарях», как русские называли в старину все народности, жившие в Лапландии и по берегам Ладожского озера, встречается в новгородской летописи в 1216 году.

Финские экзонимы lappi, lappalainen очень похожи с русским «лопь», от которых произошло название Лапландия или Лаппония, Лаппоника – что значит, «земля лопарей». По мнению этнографов, слово lapp придумали викинги.

А вот самоназвание саамов, скорее всего, произошло от слов ẑeme, sabme, zemas, которые в балтийских языках означали «земля, низкий, низменный».

По другой версии, народ саами получил своё название от уральских этнонимов «речной, водный».

Где живут саамы, занятия саамов

Этот коренной европейский народ много веков приспосабливался к суровым условиям Арктики и теперь проживает на территории четырёх государств: России, Швеции, Финляндии и Норвегии.

Шведские саамы (17-20 тысяч человек) – в основном горные, кочевые. Их традиционный промысел – горное оленеводство. Небольшие группы горных саамов встречаются также в Норвегии и Финляндии.

В Финляндии живут лесные саамы (6-8 тысяч человек), которые охотятся на пушного зверя и оленя. Они ведут полукочевой образ жизни и иногда занимаются оленеводством.

В Норвегии саамы традиционно занимались главным образом рыболовством. Это приморский, оседлый народ. Сейчас в Норвегии насчитывается 40-60 тысяч саамов.

В России на Кольском полуострове также живут оседлые саамы – оленеводы, рыбаки и охотники. Но их предки когда-то кочевали, как и у шведских саамов.

Российские поселения саамов находятся в основном в Мурманской области. Их неофициальной столицей является посёлок Ловозеро, где насчитывается 860 саамов. А всего в России проживает около 2 тысяч саамов. По данным Переписи населения 2020 года - 1 530. 

История народа саамов

По мнению учёных, саамы – народ, который ведёт свою родословную от самого древнего населения Северной Европы. Предки саамов пришли на север из Западной Европы 10-11 тысячелетий назад. Под названием finoi полудикие северные племена европейских охотников, рыболовов и собирателей упоминаются в 325 году до нашей эры у древнегреческого автора Пифея. Древние римляне называли их fenni.

Под натиском финно-угорских и славянских народов предки современных саамов начали мигрировать на Север с VII по X век и заселили землю, известную как Фенноскандия. Эта природная страна была выделена геологом Вильгельмом Рамзаем в 1898. Она охватывала немногим меньше 2 миллионов квадратных километров и включала территории, принадлежащие сегодня Швеции, Финляндии, Норвегии, а также западную часть Архангельской и Олонецкой губерний Российской империи. Ассимиляция с другими арктическими народностями привела к тому, что у саамов теперь находят такие же гаплогруппы, как, например, у якутов.

В IX-XI веках саамы Кольского полуострова попали в зависимость от Новгородского, а затем - от Московского царства, а также подверглись угнетению со стороны датских, шведских и норвежских государей. Бывало, что кольским саамам приходилось платить налоги сразу нескольким правителям.

Предкам саамов, которые проживают нынче на российской территории, стало полегче, когда к власти пришёл Александр Невский и прекратил посягательства на их добро со стороны иноземцев. Они начали платить русским дань пушниной, рыбой и оленьими шкурами, а чтобы было сподручнее собирать эту дань, вплотную занялись оленеводством.

Во второй половине XIX века с началом промышленного освоения Севера к саамам пришла новая напасть. Их взяли в оборот купцы. Бессовестные менялы начали спаивать коренных жителей российского Севера, чтобы за бесценок забирать у них меха.

В советское время традиционный уклад жизни саамов подвергся ещё одному испытанию. Принудительная оседлость и насаждаемая сверху коллективизация привели к тому, что мужчина вынужден был уходить на промысел без семьи, а, следовательно, он не мог в полной мере передать свои традиционные знания и накопленный предками опыт детям. Проблема усугублялась тем, что многие саамы пристрастились к алкоголю и слишком рано умирали от пьянства.

В итоге в начале XXI века лишь десятая часть российских саамов по-прежнему занималась оленеводством.

Власти Швеции в XX веке нанесли традиционному образу жизни своих саамов непоправимый урон. В 1919-1937 году шведские саамы подверглись принудительному переселению, а их дети до 1971 года обучались в отдельных школах и пострадали от сегрегации.

Однако все эти притеснения привели к тому, что саамы Норвегии, Финляндии и Швеции ещё в пятидесятые годы прошлого века начали бороться за возрождение своего национального самосознания. Они стали проводить международные конференции, создали саамские парламенты и добились особого статуса саамских языков.

Саамы России после развала Советского Союза также добились для себя статуса коренного малочисленного народа, который закреплён в том числе в Уставе Мурманской области. В селе Ловозеро был создан Саамский национальный культурный центр. У кольских саамов появились собственное радиовещание и Музей истории, культуры и быта.

Особенности саамского языка

Саамские языки образуют особую подгруппу финно-угорских языков уральской языковой семьи. Ведь треть субстратной лексики, которую они употребляют, ни имеет аналогов ни в одном другом финно-угорском языке. Да и сами по себе языки саамов настолько разные, что до сих пор ведутся споры, насколько правомерно объединение их в одну языковую группу. Предполагается, что саамы сохранили элементы языка древнейшего населения севера Европы, а потом примешали к нему прибалтийско-финский говор.

Выделяются две большие группы саамских языков: западносаамская и восточносаамская, в которых насчитывается десять разных диалектов. Девять саамских языков до сих пор используются, у шести из них есть литературные формы.

В России саамы говорят на языках восточносаамской группы: на терско-саамском (2-10 носителей), на кильдинском (около ста носителей), на нотозерском (примерно 20 носителей).

Для сохранения саамского языка во всех четырех государствах, где проживают саамы, сегодня введено преподавание на этом языке в детских садах, школах и вузах. В РФ преподавание на саамском языке ведётся в Мурманском университете.

Религия саамов

Современные саамы - лютеране и православные.
Традиционно у них было три культа:

  1. Промысловый. Поклонение духам, покровительствующим промыслу. В ловле рыбы саамам помогал человек-рыба Аккрува и дух в облике моржа. У охотников был свой дух - покрытый шерстью хозяин леса. Покровительницей оленей была Луот-хозик - дух с человеческим лицом и покрытым мехом телом.
  2. Культ предков. Саамы приносили своим умершим предкам гостинцы. просили у них удачи в ремёслах.
  3. Культ идолов и сейдов. Сейд – это священное природное место (загадочные ущелья, пещеры). В сейдах саамы совершали жертвоприношения, исполняли обряды. Идолами становились камни, напоминающие животных.

Саамы верят в своего Деда Мороза – лесного духа Мунь Каллсы, который спасает заблудившихся охотников.

Традиции саамов

Саамы жили небольшими семьями из двух поколений. Детей у них было помногу: 10-12. По саамской традиции, старший сын отделялся, а младший оставался в родительском доме.

Брачный возраст у саамов наступал в 20-25 лет. Девушек выдавали замуж только по их согласию. Пары создавались во время общих праздников. Потом по сговору приезжали сваты от жениха с подарками обсудить будущий союз.

Невеста после этого приезжала к мужниным родственникам тоже с подарками. Жених при этой встрече должен был поцеловать её в губы, прижавшись носом. Иначе поцелуй не считался настоящим.

Жених готовил к свадьбе выкуп – оленей. Невеста приводила своё стадо.

На рождение ребёнка у саамов принято дарить оленя. К совершеннолетию у каждой девушки должно было образоваться собственное стадо.

В семье муж и жена занимались каждый своим делом, полагаясь только на собственные силы. Мужчина был добытчиком, женщина хранила дом, поднимала ребятню. Но пара совместно занималась промыслом и сообща вытачивала кухонную утварь.

У кольских саамов был матриархат. Они верят, что у женщины сильнее душа. Саамским женщинам разрешено шаманить, то есть, становиться нойдами.

Охота на медведя у саамов осложнялась тем, что некоторые саамы считали медведя нечистым. Поэтому после охоты они приносили домой только шкуру, а мясо не трогали. Другие саамы прежде, чем волочить медвежью тушу в селение, вкладывали ему в пасть кусок рыбы, тем самым задабривая дух медведя, чтобы он передал своим собратьям, что их накормят, если они придут. А потом саамы устраивали в селении медвежий праздник.

Традиционная саамская пища – оленина, оленье молоко, продукты из мяса и молока оленя.

Фольклор саамов

Саамский фольклор – соло-вокал. Песни сопровождаются шаманским бубном, перезвоном колокольчиков на шее вожака оленей, свистковой флейтой.

Самая популярная и известная легенда саамского фольклора - про оленя Мяндаша. Это сын шамана и оленихи. Его мать передала сыну свой дар превращаться в человека. Как-то он полюбил саамку, но она не приняла его заветы. Мяндаш ушел в лес обратно в стадо. А чтобы спасти любимую от голода, он обучил ее искусству охоты, но поставил одно условие - никогда не убивать беременных самок. С той поры этот наказ чтится всеми саамами. Важенок не трогают и оберегают. Даже приводят в стойбище, чтоб не мерзли.

Одежда саамов

Куфт или юпа. Это холщовая, суконная прямокроенная рубаха. Ее украшали бисером, цветными лоскутами. Мужчины подпоясывали её кожаным поясом, на который крепились огниво, нож, амулеты и кошель.

Нательные штаны носили только мужчины. Поверх них летом они надевали шерстяные, а зимой - плотные из оленьей замши или шкур. Такие штаны (стикаки) носили и женщины.

Зимняя одежда саамов из оленьих либо овечьих шкур мехом внутрь называется торк. К ней надевали утеплённые мехом шапки. Замужние женщины носили кокошник – шамшуру, незамужние - цилиндрическую повязку на голову.

Обувь саамов – каньги из замши, оленей шкуры. Зимой – высокие яры (меховые сапоги).

Жилище саамов

Для оседлой жизни саамы строили дома из досок, бревен, а пол и стены покрывали оленьими шкурами. В потолке делали дырку для дыма. Каменный очаг выкладывали в центре комнаты. Их постройки прямоугольной ил квадратной формы всегда имели дверь на юг.

Для кочевой жизни на лето строилась куваксу – сооружение, формой напоминающее чум. Чем больше была кувакса, тем больше боковых опорных шестов на нее шло. В старину куваксу покрывали оленьими шкурами. Сейчас используют брезент.

Некоторые строили временные шалаши прямо на земле. Выбирали место между двух деревьев, покрывали шалаш ветками и присыпали мхом или землей с травой.

Современное жилье саамов – русские избы, скандинавские дома, построенные по ненецкой технологии чумы.

Особенности внешности саамов

Характерные черты саамской внешности: светлая кожа и яркие светлые глаза, невысокий рост, длинные по сравнению с телом руки, присогнутые колени. Лоб большой, а нижняя челюсть маленькая. Глаза широко посажены.

Саамы отнесены антропологами к особой лапоноидной группе. Это переходная между уральской и большой европеоидной. По одной версии, саамы приобрели экзотические черты внешности из-за ассимиляции с монголоидами. По другой, они сохранили внешний облик древнейшего населения Восточной Европы.

Генетики нашли у саамов общие с басками и берберами гены по женской линии. А гаплогруппы V и U5b доказывают их связь с переселенцами из Восточной Европы, которые заняли регион после ледника.

По мужской линии у саамов прослеживается генотип, общий с финнами, бурятами, якутами и удмуртами.

Известные саамы

Мать популярной английской актрисы Рене Зеллвегер, известной по многочисленным мюзиклам и кинотрилогии «Дневник Бриджит Джонс», была саами.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6