Нагайбаки

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 5719 человек

Основной регион - Челябинская область

Родной язык - говор в составе среднего диалекта татарского языка

Владение родным языком - .

Истоки - татары

Содержание:

  1. Численность и территория нагайбаков
  2. Язык нагайбаков
  3. Религия и обычаи нагайбаков
  4. Культура нагайбаков
  5. Внешность нагайбаков
  6. Жилье нагайбаков

Численность и территория нагайбаков

Народ нагайбаки проживает на территории Нагайбатского и Чебаркульского районов Челябинской области. Местные жители считаются этнорелигиозной группой татарского народа.

Долгое время они проживали отдельно от татар и накопили ряд своеобразных традиций и обрядов, смешанных с обычаями и образом жизни. В конце XVIII века проводилась перепись населения, согласно которой численность этой этнической группы составляла 12 тысяч человек.

Численность по переписи 2010 года — 8 148 человек. По данным Переписи населения 2020 года - 5719. Нагайбаки населяют Российскую Федерацию, больше всего их в Челябинской, Тюменской и Свердловской областях. Также они проживают в Нагайбакском и Чебаркульском муниципальных округах.

В Российской империи нагайбаки сословно входили в Оренбургское казачество. Центром нагайбаков является село Фершампенуаз (районный центр Нагайбакского района).

Нагайбакский район был образован в 1927 году, а годом ранее этнос включили в список народов Советского Союза. Хотя потом стали причислять их к татарам: до 1990 года включительно в паспортах представителей нагайбаков указывалось, что они татары. При этом многие нагайбаки принадлежность к татарскому народу отрицали, говоря, что являются отдельной национальностью. В начале 90-х годов нагайбаки были признаны отдельным малочисленным коренным народом России.

Сейчас малочисленный народ проживает в Челябинской области и чтит свою историю. Современные потомки казаков на данный момент заняты мирными делами: ходят на работу, иногда ездят на заработки, занимаются ведением хозяйства.

Язык нагайбаков

На формирование данного языка как самостоятельной единицы повлияли и тесные контакты поселения с русскими.

Русская православная церковь повлияла на развитие письма. Письменность для татарской группы языков, в том числе и кряшенской, была разработана лингвистом Николаем Ильминским. Многие исследователи отмечали, что нагайбакский язык использовался для жизни и не являлся в какой-то мере литературным. А тесные контакты с другими соседними народами привели к развитию двуязычия этой этнической группы. Некоторые слова из русского языка прочно вошли в обиход и в родном языке.

Религия и обычаи нагайбаков

Представители народа в основном исповедуют христианство, но встречаются и случаи принадлежности к мусульманской религии. По данным некоторых исследований, еще в XX веке православные местные жители стали тайно переходить на сторону мусульманства. Такие перемены связаны с тесными контактами нагайбаков и татар.

Обряды и традиции нагайбаков играют большую роль в их жизни до сих пор. Военным праздником всех татар был праздник 23 апреля. В этот день все мальчики и мужчины были задействованы в обширной праздничной программе: проводились скачки, бега, все танцевали и пели.

При рождении ребенка также всегда устраивалось празднование. Накрывались столы и устраивались скачки. Казаки со своими семьями при параде приходили на главную площадь населенного пункта, где и проходили все важные мероприятия. Участие в скачках принимали все желающие, а победителю вручали конское снаряжение.

Казаки-мусульмане праздновали также Рамазан – три дня праздника после окончания Великого поста. В эти дни все ходили в гости, где их потчевали вкусностями. Второй по важности религиозный праздник – Курбан-байрам. На этот праздник в жертву приносили барана, а иногда и целую корову.

Свадьбы и все предшествующие им обряды проводились весьма традиционно. В начале родственники договаривались о калыме, потом организовывали помолвку. За помолвкой следовал девичник и мальчишник, во время которых молодые участвовали в обрядовой бане. В день венчания молодой приезжал к невесте домой и забирал ее. В церковь они попадали только объехав всю деревню по кругу. После венчания в церкви устраивалась свадьба. Обычно торжество проходило в доме жениха, а со стороны родственников молодого принято было принимать подарки – домашних животных.

Культура нагайбаков

Еще во времена формирования народа сочинялись песни, стихи и сказки, повествующие о жизни и событиях. В песнях нагайбаки воспевали все, что беспокоило, и, безусловно, они стали важным атрибутом повседневной жизни. Достаточно богат и песенный фольклор: в каждом селе поют много и по-разному.

Местная кухня традиционна и достаточно консервативна. Как и в древние времена, кухня нагайбаков – это молочные, мясные и зерновые продукты. В XIX веке в пищу использовали ячмень, гречу, овес, пшеницу. Из пшеницы делали муку, популярным блюдом на столе была выпечка. С мукой готовилась и болтушка – традиционный бульон, без теста не обходились и супы.

К столу обычно приносили и овощи с фруктами – они всегда были в изобилии у тех, кто имел свой сад и огород. На праздничном столе всегда были компоты, кисели.

Основу хозяйства нагайбаков составляло земледелие, большое значение имело также и животноводство степного характера. Земледелие - "степного" типа (залежно-переложная система, основная культура - пшеница, сеяли ещё овёс и ячмень). Практиковалось пчеловодство. Среди промыслов выделяются занятие плотницким делом и производство экипажей.

Внешность нагайбаков

Внешне нагайбаки схожи с татарами, но имеют некоторые характерные различия. Если ранее внешность их была скорее монголоидной, то сейчас прослеживается больше европейских черт. Немного плоское лицо, небольшие глаза карего или голубого цвета. Нос слегка вогнутый, губы выделяются. Волосы представителей малой народности могут быть и русыми, и черными. Мужчины среднего или маленького роста, а женщины преимущественно ниже среднего.

Ранее женщины одевались в домотканые платья, а мужчины носили рубашки, строгую казацкую форму, фуражку. Традиционный костюм – платье красного цвета с орнаментом у женщин и вышитый головной убор. У мужчин штаны, подобные шароварам, рубашка из натуральных материалов с вышитым красным поясом.

Жилье нагайбаков

Поселения (аул) - приречные, с поквартальной планировкой, с церковью. Большинство усадеб - однодворные. Хозяйственные постройки отделялись от жилища. Жилища - зимние (срубные) и летние (саманные), в основном двухкамерные. Стены домов обмазывались и белились.

Внешнюю часть дома стали белить только в конце XX века. Ранее в жилище устанавливали печь-казан, напротив которой ставили подобие кровати – нары. Только позже нары заменят на настоящую удобную кровать.