Содержание:
- Этноним крымчаки
- Происхождение крымчаков
- Крымчаки - где живут и численность
- Язык крымчаков
- История крымчаков
- Религия крымчаков
- Традиции крымчаков
- Жилище и одежда крымчаков
- Занятия и ремёсла крымчаков
- Кухня крымчаков
- Современные национальные общественные организации и периодика
- Известные крымчаки
Крымчаки – это самый малочисленный народ полуострова Крым, этнолингливистическая тюркоязыческая национальность, представители которой традиционно (до Второй Мировой войны) жили в Крыму, говорили на крымчакском диалекте крымскотатарского языка и исповедовали талмудический иудаизм.
Этноним крымчаки
До 1917 года народ крымчаки называли себя «еухуди» – «иудеи» и «Срэль балалары» – «дети Израиля», современное самоназвание – «кърымчахлар», в единственном числе – «кърымчах».
Слово «крымчаки» впервые появляется в официальных документах с 1859 года. Российские власти, по всей видимости, ввели этот термин, чтобы отличать крымских евреев-раббанитов (приверженцев талмудического иудаизма) от живших там же караимов и ашкеназов.
Крымские ханы называли и крымчаков, и караимов «иехудилер», что значит «евреи». Крымские татары в обиходе прозвали крымчаков «зюлюфлю чуфутлар» («евреи с пейсами»), а караимов – «зюлюфсюз чуфутлар» («евреи без пейсов»)
Происхождение крымчаков
Вероятнее всего, формирование крымчаков как народа началось в XIV—XVI веках из представителей еврейских общин Европы, Малой Азии, Кавказа и Ближнего Востока.
Исследователи начала XX века выдвигали гипотезу, что крымчаки произошли из хазаров или являются потомками тюрков, которые приняли иудейскую веру от поселившихся в Крыму в начале первого тысячелетия немногочисленных евреев, которых при императоре Адриане изгнали римляне.
Крымчаки - где живут и численность
В XIV-XVI веках центром крымских евреев-раббанитов был город Каффа (ныне Феодосия). Согласно переписи, проведенной турками во времена султана Сулеймана I (1520–66), в Каффе насчитывалось 92 еврейские семьи и один еврей-бобыль.
В конце XVIII века большинство крымских евреев проживали в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который продолжал оставаться центром крымчаков до двадцатых годов XX века, после чего большая их часть переселилась из-за голода в Симферополь.
По подсчётам русских чиновников, в конце XVIII века в Карасу-Базаре было 93 еврейских дома. В петиции Александру I сказано о 150 дворах. Перепись 1897 года зафиксировала 3345 крымчаков в Крыму и ещё 153 еврея-раббанита на Черноморском побережье Кавказа.
В 1913 году крымчаки провели общинную перепись и насчитали в 19 городах Крыма и Кавказа 5288 представителей своего народа. В не охваченных этой переписью 14 населенных пунктах, в том числе и в Симферополе, тогда проживало еще 2500 крымчаков.
Советская перепись 1926 года насчитала 6383 крымчаков.
В 1948 году десять крымчаков (две семьи) проживали в Карасу-Базаре, 150 – в Феодосии, 100 – в Керчи, 400 – в Симферополе, и всего несколько человек – в Евпатории, Севастополе и Джанкое.
В 90-е годы прошлого века несколько десятков семей крымчаков переселились из Крыма в Израиль.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в России проживало около 200 крымчаков. По данным переписи 2010 года, национальность «крымчаки» в анкетах указали 90 человек. По данным Переписи населения 2020 года - 954 человека.
Всего в мире насчитывается около 1,2-1,5 тысячи крымчаков, в том числе 600-700 – в Израиле, 126 – на Украине, примерно 370 – в России, из которых 228 – в Крыму и Севастополе (согласно переписи населения в Крымском федеральном округе в 2014 году). Кроме того, 173 представителя национальности крымчаки живут в Узбекистане.
До 1981 года в Тель-Авиве существовала крымчакская синогога, но теперь израильские крымчаки смешались с остальным еврейским населением и не образуют собственной общины.
Язык крымчаков
Крымчакский язык относится к кыпчакско-половецкой группе тюркских языков. Его также считают этнолектом крымско-татарского языка. До Октябрьского переворота крымчаки общались между собой на этом языке, а переписывались и вели религиозные службы на древнееврейском. Соответственно, как и караимский, крымчакский язык отличается от других тюркских гебраизмами – то есть, заимствованиями из древнееврейского языка.
В фонетике крымчаковского языка прослеживается османское влияние, он также сохранил архаичные черты, которые сближают его с карачаево-балкарским языком.
В области морфологии крымчакский язык совпадает со средним диалектом крымскотатарского языка.
Более 30 % фамилий крымчаков отражают профессии и ремесла (Атар – аптекарь, Колпакчи – шапочник), внешность (Косе – безбородый, Чубор –рябой), этническую принадлежность (Гурджи – грузин), а также происхождение (Мангупли – из Мангупа, Суружии – из Сурожа).
Имена у крымчакских мужчин обычно библейские, а у женщин встречаются также персидские (Гули, Гулюш), арабские (Мелек, Дунья), болгарские (Пырва), латинские (Виктория, Дона).
Всего известно не более 120 крымчакских фамилий и это способствовало тому, что у крымчаков очень распространены прозвища (лагъап), по которым крымчаки старшего поколения иногда быстрее определяют родственные связи. Например: Ара-баджи Мнемакай — дядя Мнэм извозчик; Амамджи Стерапай — тетя Стера банщица; Балыхчи Нисим — Анисим рыбник; Къокъов Сах — Исаак-заика.
История крымчаков
Первые евреи появились в Крыму во II-I веках до нашей эры, когда началась эллинистическая колонизация берегов Чёрного моря. Вероятнее всего, евреи прибыли в Крым из Малой Азии, но могли также переселиться с Кавказа во времена ассирийского и вавилонского пленения.
Сохранились документы I века нашей эры об освобождении крымских рабов их владельцами-евреями и надгробные иудейские надписи в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове. Причём в документах об освобождении рабов им предписывалось продолжать посещать синагогу под присмотром еврейской общины.
Во II-III веках евреи начали расселяться на западе южного побережья Крыма. Они упоминаются, в частности, в связи с восстанием местного населения против насильственной христианизации.
Когда в VII веке большую часть Крыма заняли хазары, крымские евреи наверняка способствовали иудаизации Хазарского ханства. В это время часть крымских готов также приняли иудаизм, кроме того еврейское население Крыма увеличилось за счёт еврейских беженцев из Византии.
В 909 году в Каффе была построена самая древняя синагога из всех, которые известны на постсоветском пространстве (уничтожена бомбёжкой во время Великой Отечественной войны).
После того, как князь Святослав нанёс хазарам в 965 году сокрушительное поражение, византийский император Алексей I приказал изгнать из Херсона всех евреев и конфисковать их имущество. Однако и спустя 70 лет путешественники свидетельствовали о том, что в византийской части Крыма живут еврейские общины.
Когда степная часть Крыма в XIII веке вошла в состав Золотой Орды, на южном побережье полуострова возникли генуэзские колонии, благодаря которым развиваются торговые связи жителей Крыма. Это привлекает туда много еврейских иммигрантов из Персии, Малой Азии, Египта, а также Италии и Испании и способствовало культурному развитию еврейской общины Крыма: в 1358 году была создана первое письменное произведение крымских евреев – книга Аврахама Кирими (то есть «Крымского») «Сфат ха-эмет» («Язык истины») как комментарий к Пятикнижию.
В том же XV веке в Крыму появились евреи из Литовского государства: пленники татар и беженцы, в том числе пленный раввин Моше бен Я‘аков из Киева, который во многом способствовал сплочению общины крымчаков.
Крымские евреи нередко посредничали при выкупе татарских пленников, а также предоставляли убежище еврейским беженцам – в частности, евреям, которые бежали от резни 1648-1649 годов на Украине. Таким образом, крымчаки много веков ассимилировали евреев из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии и с Кавказа, а также пленников, захваченных на Востоке татарами, о чём свидетельствуют многобразные крымчакские фамилии: тюркоязычные (Демарджи, Бакши, Женгин), малоазиатские (Токатли, Ханбули), кавказские (Абаев, гурджи), итальянские и испанские (Анджело, Манто), ашкеназские (Берман, Лурье), иврито-арамейские (Шамаш, Нееман, Песах).
Крымчаки ассимилировались с пришлыми евреями на основе принадлежности к иудаизму раввинистского (некаримского) образца, и при этом перенимали у своих соседей крымских татар разговорный язык, одежду и обычаи. Однако в начале XVI раббанитская община Кафы всё ещё делилась на землячества в зависимости от молитвенного ритуала: ашкеназского, романиотского или вавилонского, хотя к тому времени Моше а-Голе выработал для крымских евреев общий молитвенник.
В XV веке Крымское ханство и Турция начали теснить генуэзские колонии в Крыму. Стремясь предотвратить межконфессиональные конфликты, генэузские власти издали устав для своих черноморских колоний, провозглашая свободу вероисповедания, который предписывал местным властям не вмешиваться в дела евреев.
Крымские евреи тем временем упрочили отношения с двором крымских ханов и даже выступили посредниками в переговорах князя Московского Ивана III с Крымским ханом Менглы-Гиреем. Соответственно, часть переписки между этими правителями велась на иврите.
Чтобы защитить себя от притеснения местных феодалов, еврейские купцы в Крыму начали получать ханские ярлыки.
В XIX веке община крымчаков настолько обеднела, что просила российские власти освободить её от свечного сбора, хотя и безрезультатно. В 1840 году 140 крымчаков основали сельскохозяйственную колонию Рогатликой, но в 1859 году земледельцев этой колонии перевели в статус мещан города Карасу-Базар, а их земли отдали русским переселенцам.
Но потом за крымских евреев вступился новороссийский генерал-губернатор А. Строганов и крымчакам были предоставлены некоторые льготы по налогом и рекрутчине.
Первые школы для крымчаков с преподаванием на русском языке появились в Крыму только в XX веке. Приобщившись к русской культуре, некоторые из них восторженно восприняли Октябрьский переворот, а затем активно включились в сионистское движение.
Когда фашисты в 1941 году оккупировали Крым, они сделали специальный запрос в Берлин относительно этого малочисленного народа, потому что не были уверены, что крымчаки относятся к «еврейской расе». Из верховной ставки пришёл ответ, что крымчаки должны быть уничтожены. Подсчитано, что из 40 тысяч евреев Крыма, уничтоженных нацистами, около 6 тысяч имели национальность крымчаки.
В послевоенное время в Советском Союзе крымчаков называли особой «народностью» смешанного этногенеза, которая с каждым годов всё более ассимилировала, утрачивая свои национальные черты. |
|
Религия крымчаков
До завоевания Крыма Россией почти все евреи-раббаниты, которые прибывали на полуостров, ассимилировали с общиной крымчаков. Поэтому у крымчаков возникла особая форма религиозных обрядов с элементами разных толков.
Примирению различных толков посредством выработки единой формы религиозных обрядов стал возможным благодаря рабби Моше бен Я‘акова из Киева (Моше ха-Голе), который прибыл в Крым из Киева как татарский пленник. Он составил новый молитвенник «Махзор минхаг Каффа» и установил крымчакам единые правила общинного устройства.
В целом крымчакский молитвенный толк окончательно сформировался к XVII веку под влиянием Константинополя и Эрец-Исраэль.
У крымчаков также были распространены суеверия, возникшие от их усердных занятий каббалой.
Традиции крымчаков
В древности у крымчаков было распространено многожёнство, у них также было принято женить родственников. Но когда в конце XIX века главным раввином Карасу-Базара стал Хаим Хезекия Медини из Иерусалима, многожёнство прекратилось. Хотя девушек по-прежнему выдавали замуж в раннем возрасте, браки между родственниками допускались, а вдовам запрещали вступать в новый брак.
Крымчаки особо почитают заповедь «возлюби ближнего как самого себя» и всегда много занимаются благотворительностью, заботясь о вдовах и сиротах. Поэтому в их общине не было нищих, и самые бедные бесплатно получали от общины дрова, муку и свечи.
Как и самаритяне, крымчаки всегда стремились достигать в жизни как можно большего, проявляя трудолюбие и упорство.
Сохранились сборники крымчакских легенд, песен, загадок и пословиц, которые писали от руки еврейскими буквами и передавали из поколения в поколение.
Жилище и одежда крымчаков
Крымчаки традиционно жили в доме из бутового камня, стены которого они обмазывали раствором глины, а белили известью. Окна в таком доме обычно выходили только во двор, потому что крымчаки старались не показывать свой быт посторонним.
Земляные полы в домах они устилали войлочными коврами, а вокруг стен раскладывали миндеры – подобие тюфяков. Подушки были главными элементами декора, хозяйки расшивали их вручную.
В комнате стояла софра – столик для трапезы. Постельное белье складывали в отдельную нишу и накрывали белыми покрывалами.
Традиционный мужской костюм крымчака состоит из брюк и синего архалука, который представляет из себя широкий халат. Его стягивали поясом, который у богатых крымчаков был украшен серебром. К поясу подвешивали кинжал и медную чернильницу.
Поверх халата носили пиджак-пальто. Шапки шили из баранов. Обувь у крымчаков двойная: поверх мягких сапог они надевали галоши из грубой кожи.
Одежда женщин была яркая и украшенная красивейшими орнаментами, особенно на рукавах. На ногах женщины носили шаровары с подвязками. Поверх кафтана подвязывали кружевной передник из шелка.
Совсем юные крымчачки носили на голове феску лилового цвета, расшитую яркими нитями или украшенную монетками. Молодые женщины повязывали наискось вышитый платок.
Занятия и ремёсла крымчаков
Традиционные занятия крымских евреев: выделка шелка, окраска тканей и торговля.
Благодаря заступничеству местных российских властей за еврейскую общину в Крыму, условия жизни крымчаков в XIX веке улучшились и они начали активно заниматься ремёслами. В частности, кожевенным. В Крыму крымчаков ценили как искусных обувщиков, шляпников и сафьянщиков.
В настоящее время крымчаки занимаются в основном садоводством, в том числе виноградарством, производят вина.
Кухня крымчаков
Крымчаки издавна употребяли в пищу голубей, которых для этого специально разводили. Их традиционное блюдо – голубиный «кубете» - пирог, начинённый голубиным фаршем.
Кроме того, крымчаки любят варёную в бульоне кукурузу. Они втирают в неё соль и едят обжигающе горячей, смазывая сливочным маслом.
Национальный напиток – «буза». Его готовят из пшена и по вкусу он напоминает квас.
Кроме того, крымчаки готовят баклажаны с мясом, запеканку «кайгана» с баклажаном и яйцами, пельмени на бульоне – «каших» и «бахчачих» – мучное блюдо с толчёными орехами, мёдом и изюмом, а также «кавурму» из баранины или говядины с добавлением жира.
Современные национальные общественные организации и периодика
В 1989 году в Симферополе было создано Культурно-просветительское общество крымчаков «Кърымчахлар». В 2004 году в Симферополе был открыт Историко-этнографический музей крымчаков.
С 2005 года Крымским обществом крымчаков издаётся научно-популярный, литературно-художественный альманах «Кърымчахлар».
В 2015 году Культурно-просветительское общество «Кърымчахлар» перерегистрировано в Общественную организацию «Крымское общество крымчаков „Кърымчахлар“», в которую вошли местные национально-культурные автономии крымчаков городских округов Симферополь и Керчь.
Известные крымчаки
Поэт-рубаист Андрей Багинский, композитор Александр Бакши, американский режиссёр-мультпликатор Ральф Бакши, разработчик телевизора КВН-49 Натан Варшавский, советский военачальник, Герой Советского Союза Владимир Колпакчи, дважды лауреат инженерно-технической премии Американской киноакадемии Анатолий Кокуш, поэт Илья Сельвинский, композитор Валерий Слуцкий и многие другие прославленные деятели науки, литературы и искусства во многих странах мира.
Источник:
Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6