Содержание:
- Происхождение народа
- Где живут (территория), численность
- История народа
- Язык
- Религия и обычаи коми
- Культура народа
- Жилище народа
- Внешность народа
- Известные коми
Происхождение народа
Если исходить из общепринятой версии, название народа «коми» происходит от названия реки Кама. В переводе название народа означает «житель». Его представители также привыкли себя называть зырянами, что буквально означает «житель на границе».
Коми – большая этническая группа, включающая в себя ижемцев, кольских ижемцев, язвинцев, коми-пермяков, зюздинцев и зырян. Большинство демографов сходятся во мнении, что это единый этнический пласт, хотя незначительные отличия в традициях, культуре и ведении быта у представителей субэтносов есть.
Где живут (территория), численность
Непосредственно в Республике Коми проживает 200 тыс. человек, которые являются прямыми представителями народа. Другая часть проживает в разных частях Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Ханты-Мансийского округов, в Тюменской, Архангельской, Мурманской и Кировской области. Некоторые расположились в Московской области и Санкт-Петербурге. На Украине проживает не менее 1 000 представителей коми.
Согласно переписи, на 2002 год из 293 тыс. коми около 55 тыс. – представители ижемцев. Из них:
- 256 тыс. проживает в Коми;
- 10 тыс. в Тюменской области;
- 6 тыс. в Ямало-Ненецком округе;
- 3 тыс. в Ханты-Мансийском круге;
- 6 тыс. в Архангельской области;
- 2 тыс. в Мурманской области;
- 2 тыс. в Ленинградской области.
По данным Переписи населения 2020 года - 143 516. Представители народа разговаривают преимущественно на двух языках: коми-зырянском и русском.
История народа
Народ коми начал историю своего существования в IV веке н.э. на территории современной одноименной республики. При правлении русских княжеств народу пришлось покинуть некоторые прилегающие территории. С XI века народ ощущал давление со стороны Новгородской республики, которая не давала им доступа к морю. В в XIV веке была образована Великая Пермь, которая ослабила власть окружающих республик.
Однако, даже после создания Великой Перми соперничество с Московским княжеством продолжалось на протяжении долгих лет. территории коми подвергались набегам со стороны волжских булгар. Невозможность свободно торговать заставляла представителей народа коми ехать за Уральские горы, чтобы продавать свою продукцию. Это отрицательно сказывалось на экономическом состоянии региона и на общих настроениях. Пермь со временем обнищала и потеряла свое величие. В то время Московское княжество набирало вес и власть. Оно постепенно подавило Новгородскую республику, и следующей на очереди была Великая Пермь.
Неплохие на то время складывались отношения между князьями и коми. В 1380 году пермяки воевали в Куликовской битве вместе с Дмитрием Донским. После этого в республике был выбран первый епископ Стефан, который стал известным как Пермский.
В XV веке Московское княжество включило в себя земли коми. Развитие народа в экономическом отношении осложнялось отсутствием успешной торговли. Такая ситуация продолжалась до XVI века.
Нефтепромысел коренным образом изменил судьбу региона. Накануне революции территории, которые сейчас занимает Республика Коми, входили в состав Архангельской, Вологодской и Вятской губерний. После Октябрьской революции в стране набрали силу националистические движения. Коми в большинстве своем занимали сторону большевиков и поддерживали идею общественного самосознания. В 1921 году была образована автономная область Коми, в 1936 году преобразованная в Коми ССР в составе РСФСР.
Во время СССР республика постепенно развивала промышленность. На территории республики стали добывать каменный уголь, нефть, а также развивалась заготовка леса. В 1991 году у региона появился статус автономной Республики Коми.
Язык
Государственный язык - коми, который относится в финно-угорской группе. Лексика сформировалась под влиянием различных соседних языков: славяно-русских, ханты-мансийских, иранских, индоиранских, булгарских и карело-вепсских.
В зависимости от территории проживания коми можно разделить на 10 диалектов:
- печорский;
- присыктывкарский;
- вымский;
- ижемский;
- нижневычегодский;
- среднесысольский;
- верхнесысольский;
- верхневычегодский;
- удорский;
- лузско-летский.
Различаются они по произношению слов и написанию. Несмотря на такое разнообразие диалектов, коми прекрасно понимают друг друга.
Литературный язык коми стал формироваться только в XX веке. Язык применяется как в общественной, так и повседневной жизни. В 1920 году был выпущен первый букварь, а в 1926 году было открыто 257 школ, преподавание в большинстве из которых велось на языке коми. Спустя 5 лет в г. Сыктывкаре открылась первая школа среднего образования и педагогический институт. В 1938 году преподавание на родном языке велось в 70% школ, в 20% на русском, а в 10% – на обоих языках. Сегодня язык коми преподается в начальных классах в поселках, а в старших является обязательным предметом. В 1992 году было принято постановление об утверждении двух государственных языков: русского и коми.
Если говорить о письменности, то первую попытку создать письменность на языке коми предпринял епископ Стефан (Пермский) в XV веке. Для создания азбуки он использовал славянские и греческие буквы. Созданная им письменность использовалась на протяжении 200 лет. Также, благодаря Стефану, на древний язык были переведены некоторые религиозные сборники. В XVII веке был полностью изменен алфавит – для его создания использовались русские символы, а уже через два столетия на языке коми начали выпускаться религиозные книги и брошюры, также появились словари и учебники грамматики.
Молодцовский алфавит (официально утвержденный в августе 1918 года) использовал русские буквы. Интересен тот факт, что с 1932 по 1936 годы письменность была на латинице.
Религия и обычаи коми
Главной религией народа является православие. Обращение в христианство произошло во время епископа Стефана. Он проводил богослужения на языке коми, что привело большое количество людей в православие. Также в республике есть староверы, которые живут на территории Нижней и Средней Печоры. До появления христианства народ исповедовал язычество и поклонение природным стихиям: огню, воде и другим явлениям. Например, перед тем как выгнать пасти скот, его прогоняли между двумя кострами, а чтобы пойти на успешную рыбалку, сеть держали над огнем. Особо трепетно коми относились к огню и печи в доме, которая давала возможность готовить еду и греться.
Среди народа также был популярен тотемизм. В тотемах можно встретить различные изображения зверей и птиц. Самым могущественным был тотем медведя. Также коми верели в реинкарнацию, в перевоплощение человека в животное и наоборот.
В духовном мире, считали коми, находится добро и зло. Оленеводы и охотники верили, что в лесу живет леший, а у водных берегов - васа, водяной монстр. Домашние духи назывались алыся. В каждой деревне были свои знахари и колдуньи, которые могли общаться с духовными миром. По старому поверью, если на человека нападает икота, значит, кто-то навел на него порчу. Также среди коми существовало поверье, что икоту может напустить лягушка.
В связи со многими поверьями в народе были популярны амулеты из когтей диких зверей, птичьих лапок или зубов рыбы. Самые распространенные - когти медведя, лапки утки и зубы щуки. Некоторые могли навешивать амулеты на входе в дом, чтобы защитить его от злых духов. Несмотря на то, что сегодня большинство коми христиане, у некоторых представителей старшего поколения до сих пор бытуют языческие поверья и обряды.
Если говорить о традициях и обрядах, то есть среди них и необычные:
- в первую брачную ночь для молодоженов застилали кровать овечьей шерстью, а перед венчанием на колени девушки должны были посадить малыша. Считалось, что это принесет большое потомство будущей семье;
- после родов женщина в течение недели должна жить отдельно от дома, так как она считалась «нечистой»;
- остричь волосы ребенку можно было только после 1 года. Также только после этого возраста ему можно было смотреть на себя в зеркало.
Культура народа
Культура коми разнится в зависимости от их места проживания. Огромные леса российского Севера сформировали главный вид деятельности народа - обработку дерева. Из дерева строились дома и помещения разной сложности, изготавливалась посуда и предметы для декора.
Также коми профессиональные обработчики замши. Вечная мерзлота и сильные морозы поспособствовали тому, что каждый умеет валять валенки и выделывать кожу.
Женщины коми – мастерицы в гончарном ремесле. Для изготовления различных предметов они использовали ленточно-жгутовый метод вместо общепринятого гончарного круга. В русской печи готовые изделия из глины проходили обжиг. Также женщины умело делали различные узоры на ткани. Своими руками они искусно изготавливали рубашки, скатерти, полотенца для свадебных церемоний.
Кухня коми – простая и сытная: различные каши и супы, похлебки из мяса. Часто готовится мясо диких животных, приветствуются рыбные блюда. На земле люди выращивают различные овощи и картофель.
Немалую роль играл и домашний скот. По некоторым данным, на этих территориях было принято держать домашний скот (овец, коней, коров, коз) еще со II века до н.э. Получаемое молоко, мясо и шерсть жители не продавали, а использовали для семейных нужд.
Жилище народа
Самым популярным в древние времена жилищем коми была наземная постройка, чаще из сруба сосны. Кроме жилого дома, коми издревле строили сарай для животных, двор. Крышу делали односкатную. Традиционно каждая семья имела два дома – на зиму и на лето. Крыша для двух жилых помещений была цельной. Второй скат крыши использовался для укрытия двора. С северной стороны коми строили одноэтажные дома, в то время как на юге республики чаще встречались двухэтажные здания.
Внутри жилого дома располагалась печь, над которой коми устанавливали красный угол. Комнаты были украшены очень просто, но интересно. Для декора использовались ткани с орнаментом, на оконных затворках вырезались различные узоры. В каждом доме было много игрушек и фигурок из дерева, изготовленных вручную. У тех представителей народа, кто держал оленей, на стене всегда висели оленьи рога.
Внешность народа
Согласно некоторым этнографическим записям, коми среднего роста, некоторые даже высокие, крепкого телосложения. Волосы преимущественно черные, глаза – карие или серые. В целом, внешне представители народа очень схожи с русским типом лица, лишь у некоторых проявляются малозаметные финские черты.
Согласно антропологии коми относят к беломоро-балтийскому типу европеоидной расы. У некоторых представителей народа есть монголоидные черты лица, а точнее разрез глаз.
Представители народа коми — это очень крепкие мужчины и женщины. Суровые условия жизни воспитали в них упорство и выносливость. Они не терпят, если кто-то начинает посягать на их личную собственность. Коми исторически не стремились к обогащению или богатству, а всегда умели ценить то, что имеют. Несмотря на это, они готовы учиться и совершенствовать свои навыки.
Костюмы коми также интересны, в них прослеживаются отблески ненецких и северорусских традиций. Самой главной одеждой для женщины являлся сарафан, для мужчины – рубаха. В традиционном костюме женщин также имеются короткие рубашки, которые надевают в ветряную погоду. На работу летом надевали дубник, а зимой - шубу.
Для особых торжеств коми заранее шили одежду и украшали ее. Использовали преимущественно шелковые ткани. На голову девушкам было принято надевать парчовую ленту и подвязывать к ней другие небольшие ленточки.
Мужская рубаха всегда подпоясывалась ремнем. Штаны делали из плотной ткани, заправляя в носки из шерсти. Летом мужчины надевали кафтан, а зимой шубу. Также на зиму у мужчины была шапка из овчины. На ноги надевали кожаные туфли – башмаки. Вся мужская одежда украшалась национальным орнаментом.
Известные коми
У народа коми есть большое количество известных представителей во многих отраслях:
- культуре: певцы, писатели коми и поэты, деятели театра и кино, художники и скульпторы, а именно – Логинова Лидия Петровна, Куратов Иван Алексеевич, Екишев Юрий Анатольевич, Налимов Семён Иванович;
- военном деле: Забоев Василий Андреевич (полный кавалер ордена Славы), Титов Николай Михайлович (Герой Советского Союза);
- политической сфере: Батиев Дмитрий Александрович, Марков Валерий Петрович;
- религиозной сфере: знаменитый старец Распутин Григорий Ефимович;
- спорте: Рочев Василий Васильевич, Бажуков Николай Серафимович;
- науке: Латкин Василий Николаевич, Старовский Владимир Никонович, Налимов Василий Васильевич.
Источники:
- https://krayural.ru/tourism/etnotourizm/narod-komi-proishozhdenie-zanyatiya-i-obychai/
- http://www.socialcompas.com/2016/05/29/13847/
- https://w.histrf.ru/articles/article/show/komi
- https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8.html
- https://travelask.ru/articles/komi-komi-zyryane-komi-permyaki-komi-voytyr-samobytnye-i-yarkie
- http://hrono.ru/etnosy/etnos_k/komi.php
- https://finnomsk.ru/finno-ugorskie-narody/finskaya-gruppa/volzhsko-permskaya-podgruppa/komi-permyaki.html
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1148960