Содержание:
- История происхождения
- Где живут?
- Язык кеты
- Религия, обычаи, название
- Жилище
- Внешность
- Быт кеты
- Культура и традиции
- Национальная одежда
Кеты – коренной народ Сибири, численностью приблизительно 1000 человек. Кеты одушевляют окружающую их природу, поэтому относятся к ней бережно, верят в существования злых и добрых духов. Это отразилось в традициях, обрядах, праздниках и стиле жизни.
История происхождения
Остается большой загадкой происхождение кетов, так как история этого народа затерялась, и остались только сказания и предания, по которым исследователи пытаются строить и обосновывать предположения. По легендам, кеты – это кочевники, пришедшие на Енисейские земли, спсасаясь от преследования племен, которые в сказаниях называются «тысьтади», или «каменные люди». Раньше кеты проживали на плодородных землях у верховьев рек в изобилии и достатке. Но были вынуждены преодолеть тяжелый путь через горные хребты и остановиться в Туруханской долине Енисейского края.
По другим сказаниям, народ кетов населял Южную Сибирь, где располагались также поселения:
- яринцев;
- асанцев;
- бахтинов;
- других енисейскоязычных.
Примерно в I-м тысячелетии до н.э. предки кетов начали конфликтовать с тюрко-самодийско-угроязычным населением, что и привело их к миграции на енисейский Север. Поселились племена в притоках среднего Енисея: Сыму, Елогую, Касу, Бахте и Дубчесу. Отдельные кетоязычные группы передвинулись на север и осели на притоках Среднего Енисея в IX—XIII вв., где, проживая с селькупами, хантами и эвенками, формировали свою самобытную культуру. Со временем они продвигались на север до рек Курейка и Турухан и озера Мадуйское.
До прихода русских кеты жили родоплеменным строем и освоили металлургию. В 1607 году стали частью Московского государства. Вместе с некоторыми северными народами в российской документации их именовали «енисейскими остяками».
Где живут?
Местом проживания кетов стала Сибирь: просторы Красноярского края, особенно его северная сторона. В настоящее время они живут в селах Туруханского, Эвенкийского районов Красноярского края. Больше всего кетов в поселках Суломай, Мадуйка и Келлог.
По сведениям на 2002 г., в Красноярском крае и его населенных пунктах проживало около 700 человек.
- поселок Суломай – 148;
- село Туруханск – 126;
- поселок Келлог – 215.
Численность народа в 2002 году составляла 1494 человека, несколько десятков которых проживали и в самом Красноярске. В основном кеты населяют села и деревни: в город переезжают немногие. По данным Переписи населения 2020 года - 1088.
Язык кеты
Язык кетов относится к енисейской языковой семье. Есть предположения, что енисейские языки имеют очень отдаленное родство с нахским, адыго-абхазским и сино-тибетским языками. Язык делится на несколько диалектов: южный, центральный и северный. Южный в свою очередь подразделяют на подкаменно-тунгусский и елогуйский говоры. Еще в 1930-х годах кеты используют алфавит с латинской основой, а уже в 80-е годы разработали новый, основой которого была кириллица.
Постепенно нация кетов стала утрачивать свой народный язык. Примерно в 2002 году по всему Красноярскому краю на родном языке говорило всего 365 человек (из 1189), остальные общались на русском. Дети кетов, которые попадали в школу, стали изучать русский и постепенно на нем общаться, поневоле начиная забывать свой.
В наши дни всего лишь 20% кетов считают свой язык родным, в основном это люди в возрастной категории от 50 лет и старше. На данный момент, по предварительным оценкам специалистов, число носителей, к сожалению, составляет не больше 150 человек. Из-за своей редкости и сложно устроенной глагольной морфологии кетский язык является объектом интереса лингвистов.
Религия, обычаи, название
Название народа произошло от слова «кет», что в переводе означает «человек». Но кетами их называли только с 1920 года, до этого они звались остяками или енисейцами, енисейскими остяками. Также название этническим группам давали в связи с местом расположения или соплеменники нарекали некоторые группы по названию реки, в окрестностях которой они проживают. Еще названия могли отражать природные условия или особенности их местности, это «живущие на песке или на яру», «береговые» или «лесные».
Для религии кетов характерно одушевление живой природы. По их вере все сущее на земле обладает душой. Например, растущее дерево они считают одушевленным, а то, которое уже срубили, – неодушевленным. Также народ верил, что есть люди, которые слышат голоса неодушевленных предметов. Считалось, что они слышали стон каждого растения или дерева, гибнущего от рук человека.
Мясо птиц не принимали в пищу, т.к. птицы в религии кетов почитались. Кеты верили, что первым в мире шаманом был орел, который научил народ Сибири своему искусству. А самые могущественные и великие волшебники превращались в лебедей. Великий шаман в период камлания превращается в птицу, которая в силах облететь полмира. Самыми почитаемыми птицами считались орел, гагара и лебедь.
По традиции задача мужчины состоит в том, чтобы убить животное, а женщины – нести добычу домой. Именно на женщин возлагалась ответственная миссия разделывать тушу, не нарушая целостности кровяных сосудов и суставов. Все это дает возможность животному возродиться. Племя верило, что при помощи пищи можно получить свойства, которыми обладало то или иное животное. Например, проглотив глаза медведя, не жуя, человек становится долговечным, сильным и бесстрашным, как хозяин тайги. Прибавить осторожности как у птицы можно проглотив сердце глухаря.
В представлениях народа мир делился на:
- верхний – небесный;
- средний – людской;
- нижний – подземный.
Миры были населены хорошими и плохими духами. По кетской мифологии добрым считали божество Есь. Его жена, Хоседэм, изгнанная с небес на землю, была олицетворением зла. Поэтому женщина считалась «нечистым» существом. Многие приняли православное крещение после приезда в Сибирь российских миссионеров и землепроходцев.
Основные обычаи кетов лучше всего раскрываются через их хозяйство, мифы, сказания, легенды:
- охота совершалась после того, как опытный охотник принесет добрую весть из тайги и созовет совет мужчин, постучав лыжами друг об друга;
- на все праздники приглашали сказителя, который рассказывал мифы о героях и богатырях, что защищали свой народ;
- в лодке обязательно должен быть чум. Река играет важную роль в жизни племени. Ее делят на верховье и низовье, где живут духи. Старики по обычаю стараются с детства обучить мальчиков правильно строить лодку и подбирать дерево. Средства для передвижения на воде должны быть крепкими и большими. Скорее всего, этот обычай пошел из тех времен, когда рыболовы отправлялись в далекие края, где добывали много рыбы.
На основе обычаев предков складывались сказания, которые передавались из уст в уста.
Жилище
Жили предки кетов в традиционных полуземлянках – «земляных чумах». Полуземлянку еще называли баннус, она имела каркас в форме квадрата, сооруженный из бревен, и земляное покрытие. Были также чумы конической формы – кус, их покрывали лоскутами бересты, сшитыми между собой в большое полотно. Сводчатые шалаши обычно применялись как временное жилье, изготавливали их из изогнутых прутьев с берестяным покрытием. Мужчины, вышедшие на рыбалку, жили в лодках.
Постепенно этнические группы перестали кочевать и осели на одном месте. Тогда начали строить дома в виде срубов, отказываясь от земляных чумов. Хотя иногда их еще используют как временное жилье на промыслах.
Внешность
Внешне кетский народ похож на американских индейцев. Но в очертаниях их лиц все же больше монгольского: не сильно выраженные скулы, округлое лицо и маленькие, немного узковатые глаза. Эти люди обладают некоторыми типичными чертами внешности:
- темная пигментация кожи;
- прямые и густые волосы;
- голубой или серый цвет глаз;
- очень развитые бровные дуги;
- маленький рост.
Исследователи предполагают, что внешние признаки сформировались еще в период бронзового века, когда в местах их обитания произошло смешение нескольких наций монгольского и европейского происхождения.
Быт кеты
Основными занятиями были рыболовство и охота, еще кеты как народ славятся искусством изготовления деревянной посуды, охотничьего снаряжения, лодок и лыж. Главным промыслом у кетов была охота на копытных зверей: оленя или лося, водоплавающих животных и боровую дичь, белок, соболя и медведя. Массово ловили рыбу, устанавливая загородки с плетеными ловушками (в народе такие называли коцтом).
Охота приносила поселенцам мясо и шкуру. Последними они утепляли жилище и шили одежду. Шкуры и рога лосей и оленей широко использовали кетами в быту. Большое значение имеет улов шустрых маленьких зверьков – «пушной зверь», чьи шкуры они выменивали на чай, соль или табак, оплачивали ими налог. Пушной налог называли «ясак». Летом ставили силки на глухарей и диких уток. На медведя шли большими общинами, тушу зверя разделывали в лесу, шкуру отдавали охотнику, который выследил зверя.
Охотились племена коллективно с участием большого количества мужчин. Первым в тайгу отправлялся самый опытный (обычно глава поселения), чтобы выследить добычу. По возвращении в деревню он снимал лыжи на пороге чума и громко ими стучал друг о друга, таким способом созывая на совет всех остальных охотников. После того как принесенная опытным охотником новость доходила до всех, мужчины отправлялись на охоту, где коллективно убывали зверя. Но тушу домой не несли. Так как по поверьям считалось, что именно женщина должна принести тушу убитого зверя домой и разделать ее.
Оружием служили стрелы и лук. Наконечники стрел смазывали рыбьим жиром, который протух или испортился. Если животное не сразили насмерть сразу, то именно жир и убивал его. Луки кетов были популярны и среди других племен и народов – это не только инструмент для охоты, но и способ защиты от врагов и неприятелей.
Популярным у этого народа была и рыбная ловля: сбор даров кормилицы-реки. Они даже путь свой измеряли реками, спрашивая у встречного: «На какой реке ты живешь?» или «Сколько рек нужно пройти?». По поверьям кетов, у верховья реки живут добрые духи, а у низовья – злые, это считается нижним миром и для человека он не предвещает ничего хорошего.
На рыбалке мужчины пользовались острогами, неводами и мордами. Морда – это специальная рыболовная снасть-ловушка. По рекам и озерам они передвигались на лодках, которые делали из дерева. Некоторые производились очень большими (до 15 м длиной) для того, чтобы их можно было использовать как временное жилище во время летней рыбалки. И называли их «илимками». Устанавливали на них мачту для паруса и шалаш, покрытый берестой. Очень интересным был и способ передвижения. При тихой погоде лодку тянули люди и собаки вдоль берега при помощи веревок. А весла использовались только тогда, когда нужно было переплыть с одного берега на другой.
Мальчики изучали искусство постройки лодок с самого раннего детства. Они вырезали ее из цельного ствола ветки под присмотром отца или наставника, который объяснял и учил, как выбирать дерево и делать лодку.
Культура и традиции
Культура кетов сохранилась до нынешних дней.
Фольклор нации состоял из сказаний и мифов, которые повествовали о зарождении мира и человечества. Рассказывали о мифических божествах, которые вели борьбу между собой. Например, Альбэ, который был превращен в окаменелый хребет, защищая людей. Очень популярными были сказки о Кайгусе – покровителе лесной живности, который посылал удачу на охоту и промысел, и сказки – легенды о животных. О злой Кэлбэсам, которая вводила в заблуждение и обманывала людей. Очень любили кеты и импровизированные песни, загадки.
Декоративно-прикладное искусство кетов это:
- вышивка, нить для которой делали из подшейного волоса оленя;
- изготовление орнаментов из бересты;
- производство аппликаций из меха;
- резьба по кости или дереву.
Музыкальные инструменты делали из кости или дерева. Это и варган, и струна – жила, смычковая лютня или музыкальный лук.
Племена кетов очень любили праздники, главным действующим лицом которых становился местный сказитель. Он рассказывал легенды о силах добра и зла, животных и героях, которые вели борьбу за свой народ. Героем кетского фольклора стал Бальнэ, имя которого переводится как «Черемуховая палица». Назвали его так из-за палки черемухи, которой он и разгонял всех врагов. Есть предположения, что черемуха для кетов была священным деревом.
Учитывая, что кеты приняли православную веру еще в XVIII в., они все же сохранили свои традиционные культы и поверья, сформировавшиеся из легенд, рассказов и мифов.
У кетов было несколько культов:
- огня;
- духов семейных ограничителей;
- духов – хозяев мест и промысловых животных.
Существовал ритуал (медвежий праздник), который устраивался в случае добычи стража тайги. Считалось, что в образе медведя в этот день к живым приходят умершие родственники. Почитались шаманы, главной задачей которых было излечение от хворей и различного рода предсказания. Они совершали свадебные обряды, влияли на погоду и проводили специальные ритуалы для успешной охоты.
В начале XX века кеты жили семьями, которые объединялись по родству в отдельные группы. В таких родственных группах могло быть до 8 чумов, в которых живет отдельное семейство. Браки они заключали методом сватовства и договоренности. При сговоре проводили обряд, во время которого родственники со стороны жениха брали медный котел и, наполнив его подарками, доставляли к чуму невесты. В число подарков входили:
- платки;
- беличьи шкуры;
- поделки;
- иногда украшения.
Если жених находил котел перевернутым, это свидетельствовало об отказе, а принятые подарки – о согласии. После согласия родственники обеих сторон договаривались о размере выкупа за невесту. Когда в семье рождался ребенок, то ему обязательно слагали песню с особым индивидуальным мотивом. Совсем недавно ушел из жизни охотник, который умел петь «личную песню» на кетском родном языке. Это песня, которая дарится родителями ребенку при рождении, слова дополняются в течение всей жизни человека, имеет сугубо персональный мотив. Теперь это искусство считается полностью утраченным и уникальным.
Похоронные обряды — это тоже своего рода национальная особенность. Кеты делали захоронения в земле и так называемые «воздушные». Уже ближе к XX веку воздушные применялись только для шаманов и детей. Их устраивали в пне срубленного дерева.
Национальная одежда
Национальные костюмы не были разнообразными. Носили кеты суконный халат на запах, который был длинной до колен. На ноги надевались носки из шерсти и обувь из кожи. Для женской одежды использовалось более яркое сукно, добавлялось больше вышивки.
Зимой сверху надевалась шуба из заячьего меха, в качестве ремня использовали узорчатый кушак для мужчин, а женщины обвивались длинным поясом в несколько раз. На голову и мужчины, и женщины надевали белый ситцевый платок.
В каждом чуме люди устанавливали хранителей очага и присваивали им особое место в доме. Эти куклы назывались «алылы». Народ верил, что днем алылы спят, а ночью бродят по чуму, изгоняют злых духов, следят за огнем.
Список литературы: