Содержание:
- Место проживания и численность казаков
- История казаков
- Язык казаков
- Религия и обычаи казаков
- Культура казаков
- Жилище казаков
- Внешность казаков
- Известные казаки
Вопрос о происхождении и самой этнической группы, и ее названия вызывает горячие споры. Человек, пытающийся ответить на него, вынужден искать ответы и на множество других. Являются ли носители этого этнонима собственно этносом? Или просто сословием? А если этносом, то, как много общего между жителями, например, Забайкальской тайги и Донских степей?
Слово «qāzāq» упоминается в тюркоязычных источниках еще в XIII-XIV веках. Его перевод точно неизвестен. Среди возможных вариантов: «одиночка», «скиталец», «бездомный», «изгнанник».
Кажется, будто слово должно было вызывать негативные ассоциации. Но в некоторых регионах Средней Азии «казачество» считалось похвальным для молодых людей. Они уходили далеко от поселений, питались дичью, одевались в шкуры. Среди таких «вольных выживальшиков» были и сыновья знатных семей. Например, сын хана Золотой Орды Тохтамыша Джелал ад-Дин-хан. Впоследствии он вернулся к цивилизации и стал править, как и его отец.
Из-за возможного тюркоязычного происхождения слова появилась так называемая «ордынская» теория появления казачества. Согласно ей, граничащие с Киевской Русью тюркские кочевые племена приходились казакам предками. Например, половцы, которые пользовались доверием ордынских ханов и даже собирали дань с русских земель. После распада Орды племена начали ассимилироваться с жителями княжеств.
Согласно одной из гипотез, казаки – русские, долгое время жившие за пределами своей исконной страны. Они не бежали, а ушли добровольно, не поддерживая тяжелые условия жизни в государстве. Впоследствии их родиной стало Дикое поле, а сами они – новым народом. Кстати, любопытный факт: сторонники этой версии называют первым казаком былинного богатыря Илью Муромца. Мол, он, как и остальные персонажи былин, тоже жили где-то на границе России и защищали ее от набегов.
Место проживания и численность казаков
По информации некоторых СМИ, важным условием для «зачисления на казачью службу» был русский язык как родной. Если человек писал, что говорит на украинском, его причисляли к украинцам вне зависимости от того, что он написал в графе «национальность».
Таким образом, по всей стране насчитали всего 67 573 казака. Хотя, согласно переписи 2002 года, их было больше 140 тысяч. Согласно же документу 2010 года, больше всего их проживает в Ростовской области — 29 682 человека, Волгоградской области — 18 452 и Краснодарском крае – 5 261. По данным Переписи населения 2020 года - 50 490.
Казаки живут не только в России, но и в приграничных с ней регионах Украины и Казахстана. После Гражданской войны многие из них бежали в дальнее зарубежье. Например, в Австралии до сих пор находится отдел Забайкальского казачьего войска.
История казаков
Казачество начало складываться в XIV веке в степях, прилегающих к границам Московской Руси и Речи Посполитой. Изначально оно делилось на украинское и русское, которые, в свою очередь, делились на служилых и вольных.
Вольное казачество формировалось по берегам крупных рек – Днепра, Волги, Дона. Последняя стала колыбелью русской вольницы. Центром украинской же стала Запорожская Сечь. Служилым или «реестровым» казакам Россия и Речь Посполитая платили за защиту своих городов и жаловали земли на пожизненное пользование. При этом станицы оставались относительно свободными и военное управление выбирали сами.
Традиционные занятия вольных – животноводство, охота и рыбная ловля. Растениеводство на первых этапах становления казачества запрещалось под страхом смертной казни. Это были времена распада Золотой Орды, с бывших ее территорий на казачьи общины часто набегали кочевники. Требовалась постоянная готовность к войне. Одним из важнейших источников хлеба насущного становились военные походы на Турцию, Персию и Крым.
Поэтому и объединения казачьих поселений назывались войсками. Несмотря на военную организацию, в этих общинах царили демократические порядки: общеказачьи собрания – круги или рады – решали все вопросы войны и мира, выборов должностных лиц, распределения жалования, судов над преступниками. Налогов в этих общинах не было.
С XVI века отношения казачьих войск к России строились как союзы независимых государств в борьбе с общими противниками – Османской империей. Казачьи формирования отправляли в Москву свои посольства – зимовые станицы со своими атаманами.
Вскоре вольный нрав южан начал раздражать российские власти. В первую очередь, из-за оттока в степи русского населения. В письменных источниках казаков все чаще стали называть «разбойниками» и «гулящими людьми». Они все чаще становились движущей силой антиправительственных выступлений – в частности, восстаний Болотникова, Разина и Пугачева.
Политические отношения с Москвой тоже не всегда были стабильными. Так, во время Смутного времени казаки оказали военную поддержку Лжедмитрию I. Они же впоследствии вошли в состав Первого ополчения и фактически привели к власти Михаила Федоровича Романова. За это первые представители династии благосклонно относились к вольным воинам, но постепенно пытались подобраться к ним поближе. Сначала не с помощью давления, а за счет преференций казачьей знати. К концу XVII века все до последнего войска присягнули на верность московскому престолу.
В XVIII веке государство все чаще вмешивалось в уклад жизни казаков, стараясь вживить традиционные структуры управления в свой административный аппарат. При Петре I центральная власть начала сама назначать атаманов. А Екатерина II после разгрома Пугачева и вовсе упразднила Запорожскую Сечь. В 1802 году вышло Положение для казачьих войск. А с 1827 года российский царевич стал августейшим атаманом.
С 1875 года казаки были обязаны служить в российской армии 20 лет – 3 года в подготовительном разряде, 4 года на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 лет в запасе. Лошадь, обмундирование, снаряжение и оружие у них должны были быть свои.
К этому времени слава о них как об универсальном воинском формировании разошлась по всей Европе. Особенно после победы над Наполеоном и Заграничных походов. Без степных воинов не обходилась ни одна крупная война с участием России: Швейцарские и Итальянские походы Суворова, все Русско-турецкие и Кавказские конфликты. Больше всего казаки прославились как лихие кавалеристы. Они составляли 2/3 всех российских конных войск. В годы Первой Мировой их мастерство всадников разбилось о пулеметы и колючую проволоку, что не помешало казакам показать себя умелыми партизанами, диверсантами и разведчиками.
Военные навыки казаков сослужили большую службу Белому движению в годы Гражданской войны. Территории войск стали опорными пунктами для всех противников большевиков, за них велись самые ожесточенные бои. Красные считали их коренных жителей еще одним эксплуататорским сословием. Началась политика расказачивания, сопровождавшаяся казнями, репрессиями и сжиганиями деревень. Гонения не прекратились и после войны, когда в 1925 году пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций».
Снова служить в армии казакам разрешили лишь в 1936 году. Их навыки пригодились на фронтах Великой Отечественной войны. Правда, часть казаков сражалась на стороне Вермахта, занимаясь обеспечением порядка в оккупированных Франции и Югославии и, обороняя Нормандию во время высадки союзников.
Возрождение казачества началось в конце 80-х. Изначально это было историко-культурное движение. Но уже в 90-х оно стало проникать в политику, появились казачьи организации и даже партии. Появились и военизированные формирования, участвовавшие в некоторых конфликтах на постсоветском пространстве: Приднестровье, Чечня, Южная Осетия и Абхазия.
Язык казаков
Большая часть казаков разговаривает на языке стран, в которых проживает – русском или украинском. Но в Ростовской и Волгоградской областях распространен так называемый гутор – донская группа говоров. Их изучение началось сравнительно недавно. В общий список говоров России они попали лишь в 2005 году, когда их отметили в новом издании «Русской диалектологии».
Формироваться гутор начал в XVI-XVII веках, когда на территорию войска Донского начали переселяться жители южных губерний России. С собой эти люди принесли свои говоры. Вместе они и сформировали язык, который, в отличие от большинства соседей, относительно хорошо сохранился.
По мнению историков, причина кроется в изолированности носителей от остальных жителей региона. Поэтому со временем отмерли только незначительные компоненты гутора, свойственные каким-то местным диалектам. Сейчас Донское казачество считает этот говор важной частью своего национального самоопределения.
Религия и обычаи казаков
Вне зависимости от национальности казаков (а состав этой общности весьма разнороден), в большинстве своем они исповедуют православие. Первые упоминания о строительстве храмов в казачьих станицах появляются в XVI веке. Одним из древнейших стал Храм во имя Пресвятой Богородицы в Раздорах Донецких.
До этого, во времена «вольницы», жители степей устраивали религиозную жизнь по-своему «христианскому разумению». Православные обряды казаки проводили либо в специально выбранной для этого избе, либо в чистом поле. Никакой церковной иерархии не было, богослужения проводил уважаемый всеми член общины, выбранный на свободных началах. Но по мере сближения казачьих войск с Россией священников начали присылать из Москвы.
Казаки не только защищали границы империи, но и участвовали в захвате территорий, на которых часто выступали миссионерами. Самый яркий пример – атаман Ермак, руководивший походами в Сибирь.
Важное место в религиозной жизни занимает почитание некоторых икон. Например, икона святителя Николая Чудотворца Мирликийского, найденная у Тульского кремля служилым казаком Ермолаем. С этим образом связаны победы русских войск над крымским ханом Девлет-Гиреем и покорение Казанского ханства. Тот самый Ермолай был рукоположен в церкви Николы Тульского, построенной Иваном Грозным в завоеванном городе.
Много среди представителей казачества и старообрядцев. Они стали переселяться на вольные земли в XVII веке после реформ патриарха Никона. Это стало одной из причин участия казаков в восстаниях Болотникова, Разина и Пугачева.
Культура казаков
Культура и быт казаков определялись особенностями их общественной организации. Экстремальные условия жизни сделали из вольных всадников не только умелых воинов, но и хороших товарищей. Взаимовыручка у них была развита не только в бою, но и при строительстве или сельскохозяйственных работах.
Одним из традиционных занятий жителей войска Донского было коневодство. У каждой станицы был свой табун. Часть лошадей разводилась на продажу. Донские, терские, сибирские, черноморские и забайкальские казаки были официальными поставщиками российской армии.
Ценились в России донские вина. Семья могла собирать за год до трех пудов винограда. А некоторые атаманы владели сразу несколькими виноградниками, их число иногда достигало восьми. Ценилась также донская бахча – тыквы, арбузы, арбузное варение (нардек). А продукты рыбного промысла закупали даже за границей – от Турции до Франции.
Важным человеческим качеством считали «справу», которую, как честь, берегли смолоду. Во-первых, это правильное воспитание – православная вера, физическое здоровье и верность слову. Во-вторых, правильный внешний вид, вооружение, уход за конем.
Одежда считалась «второй кожей». Поэтому носить трофейную одежду было не принято, особенно если прежний хозяин был убит. Примерить вражеский кафтан решались только после тщательной стирки, глажки и обряда очищения. Ведь, надевая его, ты как бы примеряешь на себя жизнь и судьбу его бывшего владельца. Считалось, что одежда, сшитая матерью или сестрой, могла спасти воина на поле боя. А детский кафтан, в котором казачонок крестился, хранили всю жизнь как оберег, не надевая.
Сама одежа казаков делилась на рабочую и праздничную. В качестве первой использовали прочную одежду из домотканого льняного или полотняного сукна. Например, похожую на тунику рубаху с длинным низом. В жару носили укороченные рубахи, подпоясанные и заправленные в шаровары.
Праздничные наряды казаков шились из дорогой привозной ткани и украшались мехом, серебряной и золотой нитями. Обязательной частью мужской парадной одежды был кафтан казакин. При шитье одежды «на выход» использовали красный цвет (его еще назвали кумачом), который очень любили. В частности, красными были верхи папах и бешметы.
Все вышеописанное по большей части касается жителей Области Войска Донского. Выделить какую-то общеказацкую одежду сложно. И на Дону, и за его пределами вольные всадники предпочитали удобную одежду, которая не натирала бы при скачке и не мешала бы в бою. Некоторые воины и вовсе сражались с обнаженным торсом, демонстрируя противнику свою храбрость и свирепость. Общую моду для казаков, как для отдельного военного сословия, начали вводить российские власти в XIX веке.
Жилище казаков
Как один из главных предметов материальной культуры казацкое жилище отражало климатические и социальные аспекты жизни. Эта архитектура значительно отличается от архитектуры многих других народов России.
Первыми жилищами на Дону были полуземлянки, покрытые камышом. У соседей-кочевников местные жители подсмотрели юрты и балаганы. Их и сегодня ставят в полях во время покоса.
Традиционное казачье жилище называлось курень. Его строительство было распространено на берегах Нижнего Дона. Поселения разбивали в заболоченных камышовых зарослях, жилье строили из доступных материалов. Собственно, из камыша плели крышу и стены. А пространство между прутьями засыпали землей для сохранения тепла и прочности. Из-за частых разливов рек дома могли ставить на сваи.
Похожие материалы использовали для строительства и на Верхнем Доне. Но от южных эквивалентов северное жилье отличалось наличием наземной системы отопления, к примеру, русской печи.
Внешность казаков
Внешность жителей Верхнего и Нижнего Дона отличалась. Первые обладали более славянскими чертами. У них преобладали серые глаза и светлые волосы. Нижние же постоянно брали себе в жены татарок и черкесок. Поэтому для их внешности характерны черные глаза и темные волосы.
Отдельно стоит упомянуть о казачьих прическах. Наиболее распространены были три из них: знаменитый хохолок на гладко выбритой голове был знаком того, что его владелец прошел обряд мужской инициации. Прической воина был оселедец – прядь волос на выбритой голове. Казаки Среднего Дона, Терека и Яика выстригали на голове ровный круг – «скобку».
Известные казаки
Наиболее известные представители народности - Степан Разин, один из донских атаманов. Царский воевода Долгоруков хотел казнить Стеньку за слишком вольнодумный характер. Разочаровавшись в российском правительстве, атаман собрал верных ему людей и начал грабить торговые караваны, принадлежавшие как восточным купцам, так и царю или патриарху. Затем под предводительством «заговоренного» от пуль и ранений «атамана-чародея» казаки взяли Яицк, Архангельск, Царицын, Астрахань, Саратов и Самару. Во всех городах они рассылали приглашения присоединиться к ним всем, желающим воли. Но впоследствии раненного под Симбирском атамана выдали зажиточные жители Войска, боявшиеся царского гнева.
Еще один известный донской вольнодумец – Ермак Тимофеевич. Его отношения с Иваном Грозным стали добрыми далеко не сразу. С одной стороны, атаман храбро сражался под Казанью и в Ливонской войне. С другой – поддержал командира яицких казаков Ивана Кольцо, приговоренного Грозным к смерти. По просьбе купцов Строгановых, Кольцо и Тимофеев стали защищать их городки от набегов сибирского хана Кучума. Это закончилось покорением для России Сибирского ханства, за что царь простил их обоих. Ермак считается первопроходцем в покорении русскими Сибири.
Условно можно назвать казаком писателя Константина Седых. Он родился в 1908 году в забайкальском казачьем поселке Поперечный Зелентуй (ныне заброшен). Именно сибирскому казачеству в годы Гражданской войны посвятил писатель главные свои произведения – «Даурия» и «Отчий край». Сделать из них трилогию, закончив роман «Утреннее солнце», Седых не успел. По первой части снят одноименный фильм.
Источники:
- http://ec-dejavu.ru/c-2/Cossack.html
- https://meduza.io/feature/2019/08/30/kazaki-eto-voobsche-kto-takie-i-pochemu-oni-hodyat-v-forme-i-byut-nagaykami-protestuyuschih
- http://cossacksculture.mgutm.ru/kultura/religioznoe-soznanie-kazachestva
- http://cossacksculture.mgutm.ru/istoriya/teorii-vozniknoveniya-kazachestva
- https://clck.ru/gfB8z
- https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf
- https://w.histrf.ru/articles/article/show/kazachiestvo
- http://cossacksculture.mgutm.ru/kultura/kazachij-byt/byt-donskikh-kazakov
- http://cossacksculture.mgutm.ru/kultura/kazachij-byt