Содержание:
- Происхождение народа
- Где живут (территория), численность
- История народа
- Язык
- Религия и обычаи карел
- Культура народа
- Жилище народа
- Внешность народа
- Известные карелы
Происхождение народа
Карелы называют себя karjalaizet, что в переводе с финского языка означает «пастух, скотник». Такое самоназвание более распространено для народа, проживающего на севере вблизи Ладожского и Онежского озер. Это же общенациональное название используется и для определения этноса карелов в целом.
На юго-западе территорий проживания карелы имеют название livvikoi (финский язык), которое переводится как «карелы-ливвики». На юго-востоке - lʹüüdiläińe - «карелы-людики». Так называют племена карелов, расположившихся на западной части Онежского озера, на границе с поселениями прионежских карел (вепсов).
На Ливонии народность livvikoi связывают с происхождением ливской нации. Этноним "людики" схож по звучанию с русским словом «люди». При том что их территория проживания достаточно неопределенная. Например, на северной части карелов называют людики-вепсы, однако сами людики называют народность, проживающую по южной стороне, просто вепсы.
Такое разнообразие усложняет процесс определения происхождения карелов. По мнению некоторых исследований, в этнос входят различные родственные народы карелов: прибалтийские и финские племена, которые проживали на территории Приладожья и Карельского перешейка в конце I века н.э. Среди карелов произошло смешение с финнами-хяме, вепсами, которые переселялись с западной части. По некоторым археологическим раскопкам основным местом происхождения народа карелов оказался район на северно-западной части Приладожья.
Где живут (территория), численность
Основное место проживания карелов - Республика Карелия, которая является частью Российской Федерации. Также некоторая часть представителей народа расположилась в соседних областях: Ленинградской, Тверской и Мурманской.
Численность карел, согласно переписи, на 2010 год составила:
- Республика Карелия — 45 570 (74,9 %)
- Тверская область — 7394
- Санкт-Петербург — 1396
- Мурманская область — 1376
- Ленинградская область — 1345
Также к карельской национальности относят себя 385 человек, проживающих в Москве и 183 человека в Новгородской области. В общей сложности в Российской Федерации проживает не менее 60 тыс. карелов. По данным переписи населения 2020 года - 32 422.
Значительная часть карелов проживают в Финляндии, хотя достоверно определить их численность в этой стране не представляется возможным, так как карелы в Финляндии рассматриваются как часть финской нации. Однако около 25 тыс. человек в Финляндии свободно понимают карельский язык и около 5 тыс. человек на нем разговаривают.
Карелы также встречаются в разных странах: на Украине – около 1,5 тыс. человек, в Казахстане не менее 700 человек, в Белоруссии более 500 человек, в Эстонии около 400 человек и в Латвии около 400 человек.
История народа
Историю народа карелов принято отсчитывать с 1075 года – именно в этом году встречается первое упоминание об этносе. Племя карелов образовалось в результате отделения от вепсов. Отделившаяся часть начала жить на южной части Приладожья. Самые первые карелы были найдены на Карельском перешейке, где и был возведен сам город Карела. В народности карелов есть различные субэтносы:
- ливвики - живут преимущественно в Олонецком районе в Республике Карелия;
- людики - расположились в Прионежском районе.
О народе карелы упоминается в Новгородской берестяной грамоте №590, рассказывающей о нападении литовцев на их территорию. Также существуют записи военного похода на город Шведов Сигтун в 1187 году, в котором карелы одержали победу.
Важно отметить, что на территории, где проживали древние карелы, всегда проходили сильные военные действия. Это привело к эмиграции народов и переселении их под власть стран, которые завоевывали Карелию. Часть карельских земель находилась под управлением Швеции, а другая часть отошла Российской Федерации. Впоследствии под шведским влиянием карелы стали католиками, в то время как под управлением России карелы были обращены в православие. Когда некоторые земли возле Ладожского озера и устья Невы отошли под власть шведов, то православным карелам пришлось переезжать на другие территории, в сторону Тверской области.
Из-за таких движений было образовано 3 большие этнические группы:
- карелы на территории Тверской губернии;
- карелы в Карельском уезде;
- карелы на шведской стороне.
Согласно истории карелов, в XIX веке меньше половины народа проживало непосредственно на своей собственной территории – в Карелии. В 1920 году были официально организованы коммуны из народа карелов, которые расположились на территории Олонецкой и Архангельской губерний. В 1923 году Карелия была признана автономной республикой.
Язык
Коренной народ разговаривает непосредственно на карельском языке. Язык карелов относят к прибалтийско-финской группе языков. Также карелы прекрасно владеют русским или финским языком в зависимости от места проживания. Письменность карелов очень часто менялась. В 1930-х годах была разработана карельская письменность с использованием латинских букв.
Язык этноса можно разделить на три диалекта:
- карельский — это основной диалект (очень схож с финским);
- людиковский - похож на вепсский язык, соседнего малочисленного народа ;
- ливвиковский - усредненный вариант между основным карельским и вепсским диалектом.
Территориально сложились некоторые различия в разговорной речи из-за проживания в тверской, тихвинской и других областях.
Религия и обычаи карел
Изначально карелы были язычниками. Однако, как упоминалось выше, за территорию карелов велись войны. Швеция стремилась обратить народ в католицизм, в то время как Россия под руководством Ярослава Всеволодовича крестила карелов в православие. Но, несмотря на огромные усилия, полностью искоренить язычество так и не получилось. Поэтому на территории проживания карелов образовался уникальный тип религии карелов, объединявший в себе традиции и обычаи языческих и христианских верований.
Доказательством того, что карелы придерживались христианских верований, является захоронение неподалеку от Олонецкой крепости. На этом месте найдено около 60 захоронений в соответствии с христианскими обрядами, а на телах умерших найдены нательные крестики. В то же время были выполнены некоторые языческие традиции:
- захоронение проведено головой на юго-запад;
- во время похорон проводились жертвенные всесожжения;
- в местах захоронения есть различные монеты.
Такие обряды исполнялись только язычниками. Поэтому со временем языческие традиции трансформировались в христианские обычаи. Например, вместо жертвоприношения животное отдавали священнику, а тела обкуривали кадилом вместо сожжения.
Спустя много веков, жители различных деревень все также соблюдают древние традиции. К примеру, древние карелы верили в духовный мир и поклонялись природным явлениям, считая, что они обладают магической силой. В воде находились русалки и водяные, которые могли управлять водным миром, к примеру, препятствовать ловле рыбы и наводить водные стихии. Также с четырех сторон света ветром управляло четыре брата. Каждому брату был присущ свой характер, что влияло на состояние воздушной массы. Южным ветром был добрый брат. Символом огня был мужчина с огненно-красной бородой. Если его разгневать, то он мог сжечь все людские посевы на полях и домах. В верованиях древних карелов существовали и мифические существа – кикиморы, лешие и другие.
Есть мнение, что карелы почитали различные деревья. По их мнению, они имели схожие с животными и людьми души. Так как деревья считали одушевленными, их необходимо было почитать и не уничтожать без серьезной надобности. Перед рубкой деревьев на место приходил местный шаман, который ублажал «души» деревьев и просил разрешения на вырубку. После сруба деревья оставались лежать в лесу последующие 40 дней, пока не умирала их «душа». Также у карелов существовали священные рощи, где люди могли молиться или собираться для общения. В священных рощах рубка деревьев была строго запрещена.
Среди древних обычаев карелов существовал так называемый карсикко. Его также соблюдали некоторые финско-угорские племена. С финского языка слово «карсикко» переводится как «отделение от целого, обрубок». Для проведения обряда использовалось ветвистое дерево. В день празднования от дерева в определенном порядке отрубались ветви. Такой ритуал проводился в связи с различными празднованиями:
- свадьба;
- приезд важного гостя;
- смерть близкого человека;
- просьба об удаче на охоте или рыбалке.
Сруб веток зависел от того, кто это делал. Например, если у мужчины были живы родители, то на дереве необходимо было оставить большие ветки, смотрящие на восточную и западную сторону. После смерти отца или матери соответствующую ветвь отрубали. В честь приезда важного гостя оставляли одну большую ветвь, а если он был женат, то две ветки.
Среди представителей народа существует много обычаев, посвященных земледелию. До сих пор в некоторых селах люди придерживаются этих обрядов:
- высаживать саженцы и сеять семена можно только на растущую луну, а прополку делать на убывающую;
- сеять рожь можно до восхода солнца натощак. Таким образом духу земли будет жалко голодного сеятеля, и он даст обильный урожай;
- после того, как землю засеяли зерном, она считается «беременной». В этот период до жатвы детям нельзя прыгать, кататься на качелях и т.д., чтобы не тревожить дух земли;
- после жатвы на поле оставляли колоски, которые склоняли к земле, чтобы она могла восстановить свои силы.
Существуют приметы, касающиеся и ловли рыбы. Для задабривания водяного перед рыбалкой ему приносили «еду» - табак. Его бросали в реку, а затем начинали рыбачить. Покровителем рыбаков считали святого Петра, которому молились перед началом рыбалки. Если рыбак очень быстро ловил первую рыбку, из нее варили уху и благодарили духов.
Для изготовления удочки выбиралась специальная порода дерева: береза или рябина. Из можжевельника удочку никогда не делали, так как это дерево, как считалось, распугивает рыбу. Над сетями можно было работать только мужчинам. Вязать сеть для дальнейшего хорошего улова можно было только на растущую луну. Как и у славянских народов, у карелов щука считалась тотемной рыбой. Если рыбак приносил щуку в дом, ее голова вешалась как оберег.
Культура народа
Рассвет культуры карелов происходил преимущественно на северо-западной части Приладожья, находящегося под властью Новгородского княжества. Здесь активно развивалась обработка железа. Для работы с железом и изготовления разных предметов, карелы использовали горячую и художественную ковку, сварку, пайку и иные методы. Не уступая новгородским ювелирам, карельские мастера искусно изготавливали украшения из золота, меди и серебра. Уникальной особенностью украшений были элементы, орнаменты или форма в виде растительности.
Еще одним занятием карелов является выделка кожи. Они умели ткать полотно и изготавливать красивые гончарные изделия. В традиции карелов было принято жить большими семьями, в которые входило до трех поколений. Главным в семье был самый старший мужчина, которого все слушались.
Среди памятников карельской письменности сохранился национальный эпос «Калевала», который получил большую известность и был переведен более чем на 100 языков.
Жилище народа
Исходя из территориального расселения, жилища карелов расположены на берегах различных водоемов. Одна деревня состояла из пары десятков домов, которые составляли погост. Для постройки домов не использовались специальные расчеты – каждый строился, где хотел. Карелы строили очень прочные дома из дерева. Рядом с домом для семьи строился сарай для домашних животных. Строения были одноэтажными, но достаточно длинными и объемными, хотя и строились без фундамента. В одном из частей дома делали небольшой погреб для хранения овощей. Высота здания составляла не менее 5 метров. Крыши делались, как правило, из длинных досок, были двухскатными.
Окна в жилых помещениях – узкие, небольших размеров, прикрывались наружными ставнями. Проем для двери делали невысоким. Порог в главный вход был высоким, чтобы нечисть не могла проникнуть в дом. Многие дома начинались с сеней, которые помогали хранить тепло в зимний период. Богатые карелы могли построить себе двухэтажный дом. Второй этаж был пригоден для жилья только в летний период. Каждый дом был украшен резными ставнями, балконами и наличниками на дверях.
У каждой семьи была построена баня. Она находилась близко к водоему, чтобы было легче носить достаточное количество воды. Внутри дома недалеко от главного входа всегда была печь. Сначала карелы топили по-черному (весь дым и сажа находились внутри дома). Постепенно перешли на белые печи с выводной трубой для дыма.
Посредине дома стоял стол со скамейками. На стенах всегда были полки для различных домашних предметов. Посуда изготавливалась из различных материалов: глины, дерева, меди и бересты и хранилась в отдельных шкафах. В каждой комнате стоял сундук для вещей. При появлении малыша к потолку прикрепляли люльку.
Внешность народа
Согласно антропологическим исследованиям, карелы — это северные беломоро-балтийские европеоиды. Внешне они достаточно схожи с русским народом. Также на внешность карелов повлияли близлежащие племена веси, которые относятся к прибалтийско-финскому этническому слою, распространенному на Онежском и Белом озерах. Поэтому у карелов есть русские, финские и европейские черты лица. От основной нации по внешности немного отличается этнос лаппи. Они обладают карими глазами и темно-каштановыми волосами, визуально выступающими скулами и широкой переносицей.
Современные карелы обладают:
- высоким ростом;
- стройной и красивой фигурой;
- высоким лбом с правильными чертами лица;
- светло-русыми или русыми волосами;
- светлыми (голубыми или серыми) глазами.
Известные карелы
Среди народа очень много известных карелов, которые прославились на весь мир:
- Комаров Л. А. - известный хоккеист;
- Медведева-Арбузова Е. В. - участница Олимпийских игр;
- Терентьев Ф.М. - мастер лыжного спорта;
- Прокофьев П. С. – известный в Советском Союзе политик;
- Степанов В.Н. - 1-й Председатель Правительства Республики Карелия;
- Севец Л. И. - музыкант, один из членов музыкальной группы;
- Медведев А. - музыкант, один из челнов рок-группы;
- Ругоев Я. В. - известный карельский писатель, поэт;
- Перттунен А.И. - руно-певец;
- Шемейкка П. И. - карельский руно-певец;
- Григорьев А.С. - член Союза журналистов России, лидер движения "Карельский конгресс";
- Новожилов И.В. - профессор физико-математических наук;
- Зайков П.М. - профессор филологических наук, председатель «Союза карельского народа»;
- Симо Хяйхя - лучший снайпер во времена Второй мировой войны.
Источники:
- https://travelask.ru/articles/karely-narod-s-bogatymi-traditsiyami-i-otkrytoy-dushoy#yazyk
- https://wiki-karelia.ru/articles/istoriya-kraya/korennye-zhiteli-karelii-karely/
- https://pikabu.ru/story/finnougorskie_narodyi_karelyi_proiskhozhdenie_i_istoriya_5479986
- http://otdyhvkarelii.ru/articles/korennye-zhiteli-karelii-kto-oni/
- http://5.https//www.wikiwand.com/ru/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8B#/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0