Эвенки

Эвенки
Факты

Численность в РФ - 38396 человек

Основной регион - Приморский край

Родной язык - эвенкийский

Владение родным языком - .

Истоки - Восточная Сибирь

Эвенки или тунгусы – коренной народ Восточной Сибири. Также живут на территории Монголии и северного Китая. 

Происхождение народа эвенки

Слово «тунгус» встречается в русскоязычной литературе с XVI века. В разных регионах использовались этот народ называли по-разному. Например, орочёны – в Забайкалье, мурчены – в Бурятии, илэ – в Приангарье.

Тунгусами называли представителей сразу нескольких племен Нижнего Амура и даже маньчжуров. Лишь в 1930-х в оборот официально вошел этноним, основанный на самоназвании народа, – «эвенкил».

Предками эвенков историки считают оленеводов увань. В V-VII веках они кочевали за Байкалом. В результате их смешения с другими народами и появились эвенки, которые стали заселять Сибирь вдоль ее основных горных хребтов. Слово «эвэнкил» означает «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов».

В результате расселения сформировались две большие условные группы эвенков – западная (в Западной и Средней Сибири) и восточная (в Забайкалье и на Дальнем Востоке). Первые попали под влияние самодийцев и тюрков, вторые – китайцев и монголов. Это отразилось на их культуре и обычаях. Например, в отличие от жителей Востока, люди с Запада могли носить татуировки на лицах.

Место проживания и численность эвенков

На планете насчитывается более 77 тысяч представителей этого народа. Из них половина - 38 396 проживают на территории России. Они населяют почти всю Сибирь от Енисея до Охотского моря и от Амура до моря Лаптевых.

Больше всего российских эвенков живёт в Якутии – 18 232 человека. В Красноярском крае насчитывается 4,6 тысячи эвенков, в Хабаровском – 4,5 тысячи, в Бурятии – 2,3 тысячи, в Амурской области – 1,5 тысячи.

Ни в одном субъекте Федерации эвенки не составляют большинства. Даже в существовавшем до 2006 года Эвенкийском автономном округе их было меньше, чем русских (3,8 тысячи против 11 тысяч).

Также эвенки живут в других странах Азии. И если в Монголии их насчитывается примерно одна тысяча, то в Китае их даже чуточку больше, чем в России, – 39 534 по состоянию на 2010 год.

История эвенков

Впервые русские встретились с эвенками в XVII веке. Те занимали территорию к востоку от Байкала и югу от Алдана, жили разрозненными воинственными племенами.

Как и позже на Кавказе, в Сибири использовали систему заложничества. В заложники брали либо родовых старост, либо их детей. Заложники жили в острогах и выступали гарантом того, что род продолжит выплачивать дань. Это часто приводило к мятежам и попыткам освободить соплеменников.

Грабежи со стороны пришлых привели к восстаниям коренного населения. Уладить конфликты удалось с учреждением Якутского воеводства. Новое начальство установило контроль над всеми атаманами и начало развивать торговлю с местными жителями.

Сложнее дела обстояли в Приамурье, которое вошло в состав России в 1653 году. Его освоением занимались разношёрстные отряды из бандитов и беглых бунтовщиков. Официально подчиняясь Нерчинскому воеводе, на самом деле они не слушались никого и творили беззаконие, что вынудило тунгусов искать убежище в ранее враждебной им Маньчжурии, которая принадлежала Цинскому Китаю.

В 1689 году был подписан Нерчинский договор. России пришлось отказаться от освоения Приамурья. В следующий раз русские вернутся сюда уже в XIX веке.

Принятие российского подданства изменило вековой уклад жизни эвенков. Улучшились отношения с якутами, с которыми тунгусы раньше конфликтовали. Якуты не могли выплачивать ясак с той же регулярностью, что и их соседи-охотники, и вынуждены были приобретать у тунгусов пушнину в обмен на скот. Это привело к развитию торговли между народами.

Из-за необходимости платить ясак эвенки стали всё активнее заниматься пушным промыслом. Для охоты на мелкую дичь они начали использовать огнестрельное оружие. Продажа меха русскими подстегнула развитие рыночных отношений и распад родового строя. Наметилось расслоение на богатых и бедных. Появились наемные работники.

На Дальнем Востоке эвенки оседали в районах золотого промысла. Они хорошо знали местные леса, поэтому промышленники охотно нанимали их в качестве проводников. К тому же где золото, там торговля. Олени пригодились для транспортировки товаров. Животные и сами стали предметом купли-продажи. Их было уже невыгодно убивать ради шкур и мяса.

После Октябрьской революции эвенки как и все народы страны подверглись коллективизации. Новая власть усиленно приучала тунгусов к оседлости, объединяла в колхозы, делала стада оленей общими.

Основным занятием эвенков стали транспортное и мясное оленеводство. Отрасль датировалась из бюджета СССР. Но в 90-х страна рухнула, оленеводческие совхозы и промысловые предприятия остались без поддержки государства. Большая их часть не выжила в рыночных условиях.

В современной России общественные эвенкийские организации занимаются сохранением своей культуры. Регионы, в которых проживают представители этого народа России, строят культурные центры и проводят национальные праздники эвенков. Часто на эти праздники приезжают соплеменники из Китая и Монголии.

Государственные телевидение и радио Бурятии и Якутии выпускают передачи, посвященные культуре этого народа.

Язык эвенков

Одной из главных проблем эвенков на протяжении всей истории оставалась их разобщенность. Это заметно и в языке, который имеет целых три наречия (северное, восточное, южное) и к тому же множество говоров.

Записывать тунгусскую речь исследователи пробовали еще в царские времена. Российское библейское общество даже пыталось создать эвенкийский алфавит. Но появился он только в 1928 году. Его опубликовала исследовательница Г. М. Василевич. Он состоял из латинских букв с диакритическими знаками. Позже его дополнили несколькими кириллическими буквами.

В качестве литературного языка стал использоваться наиболее изученный непский говор.

В 1931 году алфавит учредили, а через год на нём уже печатали книги. Но в 1937 году появился еще один – на этот раз кириллический, которым эвенки пользуются до сих пор.

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, лишь 4 802 эвенка из почти 40 тысяч российских эвенков знали национальный язык. В основном на родном языке общаются взрослые и пожилые люди в некоторых районах компактного проживания эвенков. Тем не менее, на эвенкийском языке все ещё выходят газеты в Якутии и в Красноярском крае. Его преподают в детских садах и школах, изучают в вузах Санкт-Петербурга, Хабаровска, Улан-Удэ и Якутска.

Религия эвенков

Традиционные верования эвенков – шаманизм и анимизм. В некоторых местах их придерживаются до сих пор.

Тунгусы считали, что мир делится на три части. В небесах живут божества Солнца и Луны и пасутся стада небесных оленей. Вход в верхний мир находится рядом с Полярной звездой. В нижний мир ведут подземные источники. Там живут злые духи и души умерших. Срединный же мир вместе с людьми делят духи природы. Душа есть у огня, гор, рек, многих растений и животных.

Некоторые хищники из-за своей свирепости тоже заслужили у охотников-эвенков отдельных культов. С особым трепетом эвенки относились к медведям, считали, что медведи умеют превращаться в людей и понимают человеческую речь. А потому и обращаться к хозяевам тайги нужно уважительно. В год разрешалось убивать только определенное число медведей, и только соблюдая определённые правила. Нельзя было нападать на спящего медведя. А подходя к берлоге, нужно было отвести от себя и соплеменников подозрения в убийстве. Например, сказать: «Не тунгус к тебе пришел, а якут».

Связь между миром людей и миром духов держали шаманы. Любопытно, что само слово «шаман» эвенкийского происхождения. Тот, кого называли этим словом, мог путешествовать по всем трем мирам, лечить болезни, общаться с умершими. Важной частью культа была шаманская атрибутика: костюм с множеством подвесок, шапка с рогами оленя-первопредка, бубен и многое другое.

Эвенки – народ православный, но русские не сразу начали обращать этот народ в православие. В XVII веке туземцев старались не крестить, ведь по тогдашним законам с крещёного человека нельзя было взимать ясак. Поэтому туземцев перед крещением подвергали строгим экзаменам.

В XVIII веке политика государства изменилась. В Сибири начали работать миссионеры. Они строили храмы, переводили на местные языки священные тексты и крестили местное население на ярмарках (тогда это были места с самыми массовыми скоплениями тунгусов).

В арсенале проповедников было много сомнительных средств. Например, на крещение эвенков завлекали подарками, отчего те нередко крестились по несколько раз.

Тогда многие из них приняли православие чисто формально. Но сейчас это самый христианизированный народ Севера. И большинство из них православные не по привычке, а по глубокой вере.

Обряды эвенков

Обряд Синкэлэвун предшествует охоте. Для удачной охоты шаман сплетает из прутьев изображение зверя и стреляет в него из лука. Если стрела попала в цель, охота будет удачной. Охотнику остаётся только пойти в лес и повторить меткий выстрел.

Поскольку эвенки считают своим предком медведя и называют его дедушкой, они не выбрасывают кости съеденного медведя, а складывают в специальный лабаз на высоте двух метров от земли – то есть, как бы хоронят по такому же обычаю, как в древности хоронили людей.

Ещё одним тотемным животным для эвенков является ворон. Эвенки верили, что все вороны – это бывшие люди, которых боги превратили в чёрных птиц за нехорошие поступки. При этом ворон и медведь в представлении эвенков являются противниками, но ворон всегда сильнее. Поэтому, охотясь на медведя, эвенки мазали лицо чёрной сажей и размахивали руками, подражая воронам.

Эвенки также уважали оленя. В некоторых эвенкийских поселениях оленей до сих пор хоронят, как людей. Во время погребальных обрядов эвенки приносили оленей в жертву.

Эвенки обожествляли огонь и представляли дух огня в виде старушки. Они сохранили обычай кормления огня, когда после приготовления пищи в огонь надо бросить лучший кусок.

Взрослых людей эвенки хоронили в земле, а детей – на деревьях. Это потому, что дети, в представлении эвенков, слишком слабы, чтобы самостоятельно перенестись с земли на небо, а с деревьев их может подхватить и доставить в верхний мир птица.

Праздники эвенков

Любимый праздник эвенков – Бакалдын. Это эвенкийский Новый год, который по обычаю эвенки встречали не 1 января, а после долгой зимы - в самом начале лета. В это время соседствующие роды собирались в одном стойбище и целую неделю обсуждали, кто как перезимовал. А также шесть ночей подряд танцевали Косегор, Дэвэйдэ, Ехарио.

Со временем Бакалдын переродился в праздник встреч. Его проводят по очереди в разных селениях обычно по три дня подряд.

В первый день на большой поляне устраивают стойбище, второй день начинают с обрядов встречи солнца и очищения (всех гостей окуривают дымом можжевельника, после чего они должны пройти через расщеплённое дерево). Потом каждая родовая община рассказывает собравшимся о себе и своих предках, угощает их национальными блюдами и таёжным чаем.

И все три дня участники праздника поют народные песни и пляшут национальные танцы.

Культура и традиции эвенков

Материальная культура и традиции эвенков были тесно связаны с кочевым образом жизни. Основными занятиями этого народа были оленеводство и охота. Летом тунгусы искали сухой бор с большими ровными пространствами, на которых могли уместиться все их стада. Зимой, после отела, род перебирался в горы – на моховые пастбища.
Бытовые принадлежности эвенков были приспособлены к кочевому образу жизни и выполнены из подручных материалов. Поэтому представители народности мастерски умели обрабатывать древесину, бересту, рога, кости, кожу и шкуры. Каждая семья владела минимумом прочной и компактной домашней утвари и походными постелями из оленьих шкур.

Более зажиточные эвенки владели «спальными мешками» из медвежьей шкуры. Северобайкальские племена также плели коврики из шкурок нерпы – кумаланы. Чаще всего их использовали для покрытия вьюков.

Несмотря на кочевой аскетизм, костюмы эвенков были яркие и красивые. Российский исследователь Матиас Кастрен даже назвал тунгусов «дворянством Сибири» из-за их любви к пестрым нарядам и многочисленным украшениям.

Летние одежда и обувь эвенки шили из сукна и замши, зимние – из оленьих шкур.
Наряд мужчины состоял из ноговиц, набедренника, нагрудника и распашного кафтана. Зимой эвенки также надевали шарфы из хвостов пушных зверей.

Женские нагрудники и кафтаны украшали полосками из шкур, конским волосом и металлическими элементами.

Основу рациона эвенков составляли мясо и рыба. У некоторых тунгусов Приамурья было развито земледелие. Но в большинстве регионов пропитание добывали оленеводством, охотой и рыбалкой. Охотились на диких оленей, лосей и мелких зверьков с помощью луков и копий. Некоторые эвенки использовали лук даже во время рыбной ловли.

Ели мясные бульоны, кровяные супы, вяленое и копченое мясо, вареную рыбу, ягоды, орехи и лук. Муку делали из сушеной рыбы. Зерновая мука появилась только с приходом русских.

Жили эвенки родами, состоящими из нескольких семей. Возглавляли их вожди. Также большой властью у эвенков пользовались шаманы, без решения которых род не предпринимал ничего.

Брак заключался после сватовства. Иногда молодым приходилось ждать свадьбы целый год. Свадьба обязательно сопровождалась выплатой выкупа – тэри.
Имущество наследовалось по мужской линии. Родители после взросления детей оставались в доме младшего сына. В некоторых эвенкийских племенах до XX века практиковались многоженство и женитьба на вдове старшего брата.

Жилище эвенков

Национальное жилье эвенков – конический чум дю. Представляет собой от 26 до 40 крытых шестов. Летом чумы крыли берестой, а зимой – сыромятной кожей и оленьими шкурами.

В центре дю находился очаг. Костер в жилище разжигали зимой и в ненастные дни, летом просто оставляли дымокур. Слева от дверей – уркэ – находилась женская половина чума со всеми кухонными принадлежностями. Там же можно было найти мешок с инструментами для обработки шкур, кожемялку и игольницу.

Рядом с игольницей лежала люлька с маленьким ребенком. Если это был мальчик, то когда он подрастал, то отправлялся играть на правую сторону чума.

По бокам от очага располагались кровати хозяев жилья. Место хозяина дю называли маду. Оно находилось за костром напротив двери. Там хранились все охотничьи принадлежности. Туда же усаживали гостей.

Материал для строительства жилья отличался в зависимости от региона. В некоторых местах эвенки покрывали чумы дерном, тростником или травой. Полуоседлые племена жили в полуземлянках. Уже с приходом русских эвенки стали строить срубы. У бурят некоторые рода позаимствовали войлочные юрты, у якутов – бревенчатые.

Внешность эвенков

Эвенки жили на обширной территории, на которой постоянно смешивались с представителями других народов. Исследователи выделяют несколько типов тунгусов. Но все они обладают некоторым схожими чертами внешности.

Почти все эвенки среднего роста. Лица у них округлые с дугообразными бровями, карими раскосыми глазами, широким лбом, большим ртом и выдающимися скулами. У мужчин растительности на теле и лице почти нет. Волосы эвенки не стригли, а заплетали в косы и украшали.

В работах некоторых этнографов упоминались дугообразные татуировки на лицах эвенков.

Известные эвенки

Известный эвенкийский писатель Алитет Немтушкин родился в 1939 году в Иркутской области. Рано остался без родителей, его воспитывала бабушка Огдо. В 1961 году окончил Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена. Уже во время учёбы опубликовал свой первый поэтический сборник на эвенкийском языке – «Тымани агиду» (утро в тайге).

После учебы Немтушкин занимался журналистикой – работал корреспондентом в газете «Красноярский рабочий» и на эвенкийском радио. Все это время он не прекращал писать: из-под его пера вышло больше 20 книг. Они были изданы в Красноярске, Ленинграде, Москве, Якутске и переведены на почти все языки народов СССР.

Немтушкин писал не только стихи, но и прозу. Наиболее известен его сборник «Мне снятся небесные олени». Повесть, давшая название книге, рассказывает о жизни эвенкийского мальчика в тяжелые послевоенные годы. В этой истории нетрудно проследить автобиографические черты.

С 1969 года Немтушкин стал членом Союза писателей СССР. В 1992 получил Государственную премию Российской Федерации в области литературы. В 2002 стал академиком Петровской Академии наук и искусств в Санкт-Петербурге.

Другой эвенкийский писатель, Николай Оегир, родился в 1926 году в семье кочевого оленевода и охотника в Красноярском крае. Рано начал трудиться: уже в 10 лет работал приемщиком рыбы. Затем после трех месяцев в колхозной школе отправился счетоводом на факторию. Заведующий настолько ему доверял, что оставлял Николая своим заместителем на время длительных командировок. В 1948 году Оегир сел в тюрьму на 12 лет за недостачу продуктов из-за того, что часто выдавал охотникам и рыбакам товары авансом.

В тюрьме он впервые начал писать стихи. Сначала тайком от окружающих. После тюрьмы он вернулся на родину и начал печататься в газете «Советская Эвенкия». С 1964 года его поэзию публикуют в газете «Красноярский рабочий», журналах «Москва» и «Дальний Восток». Поэта замечают земляки, которые пишут ему восторженные письма.

В 1986 году Оегир публикует сборник собранных им эвенкийских сказок «Человек сильнее всех». На следующий год выходит его первый поэтический сборник на эвенкийском и русском языках – «Танец куликов». В своих стихах он писал о родных краях, их природных красотах, жизни обычных людей – рыбаков, охотников, оленеводов.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6