Содержание:
- Происхождение народа
- Территория и численность
- История народа
- Язык
- Религия и обычаи бежтинцев
- Культура народа
- Жилище народа
- Внешность народа
- Известные бежтинцы
Происхождение народа
Бежтинцы (другие названия – «бежтины», в некоторых аварских местностях называются «хьванал», что означать «лошадники» или «занимающиеся лошадьми»; в грузинских поселениях – «капучи») считаются коренными жителями западной части Дагестана. Их относят к цезским народам. Встречаются в России (около 8 тыс. чел.) и в Грузии (не более 1 тыс.). В целом насчитывается 9 тыс. бежтинского населения. Коренные жители владеют родным языком - бежтинским. Письменность на основе русского алфавита. Преимущественно относят себя к приверженцам суннитской ветви ислама.
Этнос проживает на территории Западного Дагестана примерно с V века до н.э. В Средние века в географических заметках отмечаются капучинцы. Изначально они были частью военно-политического союза Дидо, после этого перешли в Анцухо-Капучинский союз конфедерации Антль-Ратль. В XVIII столетии союз между Анцухсцами и Капучинсцами распался, в основном он состоял из народностей бежтинцев и гунзибцев. На протяжении истории бежтинцы тесно сотрудничали с Грузией в торговом, военном и политическом плане, это обуславливает тот факт, что в Грузии проживает существенная часть этноса.
В 1921 году земли бежтинцев стали частью Дагестанской АССР. Во времена Советского Союза народ переместился на земли между Тереком и Сулаком.
Где живут: территория и численность
Бежтинцы расселились преимущественно двумя способами:
- горные поселения – компактное расселение;
- равнинные поселения – смешанное расселение.
Согласно официальным данным на 2010 год на территории Российской Федерации проживало 5 958 человек, основная часть в сельской местности. По данным переписи населения 2020 года - 6 890. По мнению демографов, общее количество представителей этноса в России не превышает 11 тыс. человек, а по всему миру до 12 тыс. человек. При том что, где б ни жили бежтинцы, они отлично владеют родным языком (кроме небольшого количества молодого населения, проживающего в городах). Этнические бежтинцы проживают в Западном Дагестане по левостороннему побережью реки Аварское Койсу, а также в высокогорье Большого Кавказа и на Богосских хребтах.
Этнические бежтинцы проживают в Западном Дагестане по левостороннему побережью реки Аварское Койсу, а также в высокогорье Большого Кавказа и на Богосских хребтах.
Их соседи на юго-западе: дидойцы, цезы, гунзибцы и гинухцы; на южной границе: дидойцы и цезы; на восточной части – аварцы.
Главными бежтинскими поселениями считаются поселки Бежта, Тлядал и Хашархота, а также окружающая территория. В Грузии до сих пор проживает около 850 человек в Кварельском районе в поселке Чантлискури (по данным на 2009 год). Также в Дагестане в Бабаюртовском и Кизлярском районе проживает некая часть этноса со времен Советского Союза.
Бежтинцев относят к кавкасионскому типу балкано-кавказской расы большой европеоидной расы. Бежтинский язык считается цезской группой аваро-андо-цезской семьи нахско-дагестанской подраздела северокавказской группы языков.
История народа
Очень трудно что-то с уверенностью утверждать о происхождении бежтинцев, что очень типично для всех народов в Дагестанской Республике. Предположительно горские этносы Дагестана начали образовываться на основе племен Дидо в I тысячелетии до н.э. Приблизительно в III тысячелетии до н.э. на основе субобщностей стали образовываться восточно-кавказские этнокультурные сообщества. В Средние века н.э. из конфедерации Дидо образовались самостоятельные этнические группы. В том числе и бежтинцы.
Первые упоминания о существовании племен на высокогорье Кавказа, в том числе о самих бежтинцах, имеются в исторических рукописях I века. В них Страбон, Плиний-старший и Клавдий Птолемей указывают на андо-цезские племена как на «дидуров». Сведения об их дальнейшем расселении на этих территориях встречаются в различных работах грузинских, арабских, армянских и сирийских писателей.
Бежтинский могильник – кладезь ценных исторических материалов, который подробно рассказывает о культуре и социальной жизни ранних бежтинцев. Например, в местах захоронения женщин можно найти воинское вооружение, что говорит о характере поведения женщин в обществе. Большое количество видов оружия свидетельствует об активном участии этноса в военно-политических событиях на всей территории древнего Кавказа.
По запискам различных писателей средневекового периода бежтинцы с разными народами Албании боролись с разрастающейся иранской экспансией в Закавказье. По некоторым работам видно, что для участия в войне бежтинцы без проблем предоставляли десятки тысяч обученных воинов.
В некоторые периоды истории бежтинцы находились под властью Грузии. Например, в 1089 году во время правления Давида IV при централизованном правлении государства или в 1184 году во время правления царицы Тамары. Горные народности, находясь под властью Грузии, должны были платить большие налоги, что приводило к различным военным движениям, которые очень быстро подавлялись.
Однако данное положение продолжалось недолго. В начале XIII столетия в Грузию вторглась орда Чингисхана, а потом полчища Тимура, которые значительно ослабили власть Грузии. Это поспособствовало дальнейшему освобождению горных народов Дагестана от грузинского владычества.
В XV веке военно-политический союз Дидо распался из-за различных внутренних и внешних социальных и политических недоразумений. После распада началось образование самостоятельных общин в сельских местностях и федераций в городах. Одним из самых влиятельных сельских сообществ был Анцухо-Капучинский союз, в который входили бежтинцы вместе с другими народами Западного Дагестана. Однако союз продержался недолго и вскоре распался на два политических общества – Анцухский и Капучинский союзы.
Во времена позднего Средневековья взаимоотношения между горцами и Грузией были мирными и экономически выгодными для обеих сторон. Например, бежтинцы могли заниматься торговлей в Кахетии, а также работать по найму в различных приграничных районах Грузии. На зиму бежтинцы перегоняли свои стада на пастбища Алазанской долины, которую арендовали на холодный период. Самыми напряженными периодами взаимоотношений с Грузией были ирано-турецкая экспансия на Кавказе и колониальная политика царизма.
В XIX веке начались восстания северо-восточных горных жителей Кавказа против царизма. Бежтинцы не участвовали в восстании и занимали нейтральную позицию. Однако, подвергаясь ужасному отношению и запрету торговли и сотрудничества с другими народами, горные жители северо-западного Дагестана в 1840 году объединились под предводительством Шамиля.
После войны на Кавказе земли бежтинцев стали частью Российской Федерации. Они населяют автономный Бежтинский округ в Дагестанской области. В 1861 году и вплоть до образования СССР народность проживала в Бежтинском наибстве Гунибского округа. Во время СССР вместе с другими горными народностями они стали частью Цунтинского района ДАССР. После распада СССР был провозглашен Бежтинский участок Цунтинского района в Республике Дагестан.
Язык
Язык бежтинцев относится к цезской подгруппе нахско-дагестанской языковой группы. Наряду с языком гунзибцев входит в восточно-цезскую семью цезских языков. В бежтинском языке выделяют три диалекта:
- классический бежтинский;
- тлядальский;
- хашархотинский.
Современных бежтинцев многие причисляют к аварцам, при этом большинство из них свободно разговаривают на бежтинском языке, все владеют русским, многие - аварским.
В селах и хуторах бежтинский язык применяется в семьях и для общения с соседями и родственниками. Родители сохраняют традицию обучать молодое поколение родному языку. Поэтому дошкольники преимущественно разговаривают только на местном языке. Позже в школе они изучают русский язык как государственный. Современная молодежь, переезжая в города, все больше использует местный язык и меньше родной бежтинский.
Бежтинцы, в зависимости от территории проживания, владеют одним из следующих языков: русский, аварский, грузинский, гинухский и гунзибский.
Наиболее распространенный для общения между родственными этносами – аварский. Для общения с другими горцами в Дагестанской Республике традиционно используется русский язык. Бежтинцы, проживающие в Грузии, прекрасно владеют местным языком. И лишь некоторая часть владеет гунзибским и гинухским языком на бытовом уровне. Стоит отметить, что бежтинцы и гунзибцы чаще всего для общения используют бежтинский язык.
Религия и обычаи бежтинцев
Часть обычаев и традиций бежтинцев утрачены,но сейчас народ восстанавливает и стремится распространять свои религиозные традиции. Самыми популярными праздниками считаются:
- Ураза-байрам – день, когда заканчивается мусульманский пост;
- Курбан-байрам – день, когда вспоминают усопших близких;
- День рождения пророка.
Каждый праздник сопровождается пышным столом, совместными молитвами, семьи устраивают жертвенную раздачу еды и блюд. В эти дни принято с подарками приходить к своим родным и близким.
Бежтинцы также отмечают различные календарные праздники. Среди них:
- день первой пашни;
- день встречи морозов;
- день вывоза навоза на поля;
- день стрижки овец;
- день доения овец;
- день возвращения скота с зимнего загона;
- день отгона скота на зимние пастбища.
На календарные праздники представители народа надевают традиционную одежду и устраивали торжественные приемы пищи всей семьей и с соседями. Молодежь любила наряжаться и ходить от дома к дому, распевая стихи и куплеты с поздравлениями.
Среди сельского бежтинского населения очень распространены увеселительные собрания – отдельно для мужских и женских союзов. Сейчас они больше перешли в формат местных посиделок. Присутствовать на них могут только взрослые представители народа.
Для бежтинцев характерны не только исламские традиции, но и некоторые домонотеистические. Например, некоторые представители этноса до сих пор поклоняются солнцу, земле и небу, а также звездам, холмам и водоемам. Существуют верования в демонов, хороших духов и покровителей семей Цини.
Среди бежтинцев очень трудно найти неверующего человека. Преимущественно они придерживаются суннитской ветви ислама. Тесные географические и культурные связи с Грузией, где народ исповедует христианство, почти никак не отразились на религиозной жизни этноса. До принятия ислама ранних бежтинцев считали язычниками.
Отдельно стоит отметить местные обычаи. Например, во время свадьбы родственники невесты следили, чтобы никто не наворожил чего-то недоброго – согласно поверьям, это могло совершаться биением в бубен или барабан с внутренней стороны, посыпанием солью места рядом с невестой и комнаты молодых. Также навести порчу можно было при подбрасывании в комнату по углам гнилых фруктов. Распространена была порча через измельчение и высушивание ящерицы определенного вида (получившимся порошком посыпали одежду невесты), прием пищи без предварительного произношения слова «бисмиллах», отрывание пуговиц от своей одежды и подкладывание их в обувь.
Существовали специфические обычаи для детей после рождения и для беременных женщин. Например, новорожденного мальчика вымывали в воде и после окунали в молоко ослицы, веря, что в зрелом возрасте это усилит мужскую силу. Аналогично делали и с девочкой, веря, что она вырастет необычно красивой. К очень часто плачущему мальчику подкладывали девочку, а часто плачущую девочку посыпали лепестками цветка, растущего в скалах. Чтобы малыш родился крепким и здоровым, женщине необходимо было часто наблюдать за отражением неба в водоеме. После рождения девочки родственники или соседи, приходя с поздравлениями, должны были воткнуть иголку в притолоку комнаты, где спал малыш. Через девять месяцев одна из родственниц (старшая сестра, тетя или бабушка) должна была собрать иголки и воткнуть их в лошадиный навоз, который затем закапывался за пределами селения. Согласно поверьям, это защищало малышку от злых духов на всю жизнь.
При первых шагах ребенка отец обязательно пошлепывал его, чтобы он упал. Если после этого ребенок снова поднимался и старался пойти, то родители устраивали праздник, пекли лепешки и раздавали их соседям. Если ребенок не поднимался и плакал, то его на некоторое время отдавали жить родственникам или близким друзьям. Через неделю ребенок возвращался домой и снова получал шлепок при первых шагах. Данная процедура повторялась до тех пор, пока малыш не поднимался самостоятельно повторно.
Культура народа
К культурному наследию бежтинцев можно отнести большое количество народного фольклора: пословиц и поговорок, песен и баллад, сказок и плачей-причитаний. Основная часть их написана на бежтинском языке, некоторые - на аварском. Народ самостоятельно разработал свой сельскохозяйственный календарь и систему отсчета времени.
Для лечения различных хворей местные врачи использовали накопленную веками мудрость. Чаще использовались рациональные методы лечения.
К ярчайшим образцам культуры можно отнести и традиционную одежду, в которой отражены вековые традиции, обусловленные условиями жизни, основным занятием, бытом и межэтническими взаимоотношениями. Для мужчин были характерны костюмы со штанами на вздержке, рубаха была длинной, в зимний период надевалась овчинная шуба, полукруглые папахи из овчины, а также бешметы и черкески. Популярная обувь для мужчин – вязанные из шерсти сапоги. Также мужчины носили обувь из дерева или войлока. За поясом всегда был кинжал. Голова мужчин должна быть всегда начисто обрита, допускались только борода или усы.
Для женщин шили платья в виде длинной рубахи, также изготавливались платья в виде бешмета или отрезные. Под платье надевались узкие штаны, на поясе был пояс из любой материи, на голове накосник-чепец чухта, платок или шаль. Женщины могли надевать обувь из войлока, дерева и из вязаной овчины, кожаные изделия не носили. Женщины всегда украшали себя сережками, кулонами, кольцами и браслетами.
Современные бежтинцы носят преимущественно традиционную для всех горных народностей одежду или обычную российскую. Мужчины среднего и пожилого возраста еще могут надевать папахи, штаны-галифе и сапоги с небольшим каблуком из кожи. женщины редко надевают рубаху или чухту, преимущественно они украшают себя традиционными украшениями из серебра.
Говоря о национальной кухне, следует отметить, что в основном это мучные, мясные или молочные блюда. Для приготовления еды используются сыр, молоко, масло, мука, крупа, толокно, мясо, жир и курдюк. К традиционным блюдам можно отнести:
- хинкали с мясом, сыром или чесночной подливой;
- лепешки;
- кислый или пресный хлеб;
- каши;
- пироги с мясом, творогом или зеленью;
- тесло из толокна;
- супы мясные или молочные;
- отварное мясо.
Современные бежтинцы продолжают кулинарные традиции своего народа. Однако рецепты некоторых соусов, котлет, голубцов и плова были позаимствованы у соседних народов.
К основным видам передвижения можно отнести использование лошадей (иногда ослов) для перевозки вещей или при верховой езде. Также для бежтинцев характерно переносить поклажу на плечах или спине. В зимний период они используют сани или волочат груз на ремнях. Современные бежтинцы активно использую мотоциклы, тракторы и автомобили. Несмотря на малочисленность народа и удаленность их традиционных поселений, к каждому поселку проложены широкие удобные дороги.
Жилище народа
Традиционно бежтинцы расселялись компактно и скученно с большим количеством дворов на небольшой территории. Такие «скопления» разделялись на кварталы. В каждом поселке обязательно должны быть мечеть, кладбище и сходы. Исторически (со времен Средневековья) каждое поселение имело свой хутор, в которых содержали овец и другой скот. Вокруг хутора располагались пахотные поля и сенокосы.
С общественно-политической точки зрения поселения бежтинцев – это общинные сообщества раннефеодального характера, которые назывались союзами. Со временем народ стал расселяться на равнинах и открытых участках земли.
Жилище бежтинцев представляет собой постройку из камня или дерева в один или два этажа. Крыши домов покрывали преимущественно черепицей.
В древности дом строили с большой лоджией, впоследствии – с верандой. Сегодня крыши обычно покрывают жестяными или шиферными листами. По форме и типу современные дома очень разные. Однако исторические традиции все равно прослеживаются в каждой постройке. Видоизменилась и внутренняя обстановка в доме. В традиционном доме мебель не ставили. Большую часть времени семья проводила у камина или на лоджии. Отдельные помещения использовались в виде хранилищ, кладовых для продуктов.
Современный интерьер дома бежтинцев не сильно отличается от классического городского варианта: меблированные комнаты с современной техникой, на кухне газовая печь и другие атрибуты современного жизни.
Внешность народа
Бежтинцы относятся к кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказской расы. Настоящего бежтинца можно определить по следующим внешним признакам:
- белоснежная кожа;
- глаза голубого или зеленого цвета, а также карие или смешанных оттенков (серо-зеленые);
- ровный (орлиный) заостренный нос;
- волосы рыжего, каштанового, русого или черного оттенка;
- челюсть выступающая и немного зауженная;
- широкий лоб и верхняя часть лица;
- голова крупная;
- высокий рост;
- телосложение крупное и атлетическое.
Известные бежтинцы
Бежтинцы – активный народ, представители которого проявили себя в различных сферах деятельности: спортивной, культурной и военной. Этот сильный и отважный народ продолжает взращивать настоящих героев – талантливых бежтинцев, готовых участвовать в жизни народа. Вот список лишь некоторых известных бежтинцев Западного Дагестана:
- Курбаналиев Магомед – чемпион мира 2016 года по вольной борьбе;
- Хайбулаев Гусейн – пятикратный чемпион мира и мастер спорта СССР по самбо;
- Сомоев Рамазан – доктор экономических наук;
- Курбанов Абдулхалик – военнослужащий, Герой России;
- Халилов Маджид – доктор филологических наук;
- Магомедова Роза – доктор исторических наук;
- Сулейманов Мухтар – военнослужащий, Герой России;
- Исмаилов Магомедсагид – доктор юридических наук;
- Рамазанов Магомед Зубайр – народный художник.