Содержание:
- Происхождение народа балкарцы
- Место проживания и численность балкарцев
- История балкарцев
- Язык балкарцев
- Религия и обычаи балкарцев
- Культура балкарцев
- Жилище балкарцев
- Внешность балкарцев
- Известные балкарцы
Балкарцы – тюркский народ, проживающий в основном в южной части Кабардино-Балкарской республики РФ.
Происхождение народа балкарцы
О происхождении названия «балкарец» лингвисты и этнологи спорят до сих пор. Бытует мнение, что оно произошло от русского слова «малкарцы» - жители ущелья Малкар. По другой версии этноним связан со словом «булгарцы». Так назывался народ, населявший Волжскую Булгарию.
Что касается самих балкарцев, то, по версии этнологов, они появились, благодаря смешению местных кобанских племен с аланами и тюрками. Причем последние, по мнению некоторых историков, повлияли на балкарцев чисто культурно. Тюркский же компонент в этногенезе связан, скорее всего, с продвижением на Кавказ кыпчаков под давлением монголо-татар и Тимура.
Место проживания и численность балкарцев
Историческая родина этого народа – Балкария. Регион занимает ущелья и предгорья по долинам рек Малка, Баксан, Чегем и Черек. Согласно переписи населения 2010 года, в Кабардино-Балкарии живут 108 577 балкарцев. Общины есть в соседних Карачаево-Черкессии (418) и Ставрополье (883). Еще 666 человек живут в Москве. По данным Переписи 2020 года - 125 044.
Помимо России, представителей этого народа можно найти в Казахстане, Киргизии и Узбекистане (2 300, 1 900 и 800 соответственно). Их потомки попали туда во время депортации 1944 года. Часть балкарцев покинула Россию в XIX веке в ходе мухаджирства в Турцию. Оттуда они расселились по Америке и Европе. В США сейчас живет 3-5 тысяч их потомков.
История балкарцев
Балкария как этнополитическая общность сформировалась в XIV-XV веках.
Контакты с русскими балкарцы начали налаживать в XVII веке. В 1628—1629 годах Русское Царство отправило в это место своих представителей на поиски серебряных месторождений. Русских послов тепло встретили, они торговали в Баксанском и Черкесском ущельях. Через несколько лет «горский князь» Айдаболов отправился с посольством кахетинского правителя в Москву, где пробыл год и получил много соболей от русского царя.
В 1827 году балкарцы попросили включить свои земли в состав России. К тому времени Балкария представляла собой союз нескольких независимых горских «обществ». Русские называли местных жителей «горными татарами». После вхождения их земель в состав России балкарцы начали налаживать контакты с внешним миром, активно участвовать в жизни империи и служить в ее армии.
Не всех вдохновляло российское подданство. В 1822 году в состав России вошла Кабарда, а в 1825 году захватчики подавили восстание местных жителей. После этого началась миграция кавказцев в свободные мусульманские регионы и страны – Дагестан, Чечню, Турцию. Новая волна – еще более массовая – началась в 1860—1862 годах после захвата Россией Черкесии. Мухаджирство продолжалось до начала XX века. С 1900 до 1905 годы в Османскую империю переехало более 2 900 балкарцев.
В 1913 году в Черкесском ущелье вспыхнуло восстание балкарцев против продажи общественного леса возле Голубых озер промышленникам. Крестьянам запретили в него входить. Тех, кто нарушал запрет, избивали. Тогда около 2000 человек, вооруженных топорами, вилами и кольями, разгромили поместье местной знати, которая и являлась инициатором продажи. Зачинщиков восстания поймали. К счастью, Терское областное правление признало проданные лесные массивы общественными и выпустило арестованных на свободу.
В 1922 году была создана Кабардино-Балкарская республика, а уже в 1936-м она получила автономный статус. Территории, на которых преобладало балкарское население, выделили в отдельные районы: Черекский, Чегемский, Холам-Безенгиевский и Эльбрусский. В местных селах начали появляться радио, электричество и современная инфраструктура. Началась борьба с безграмотностью, на балкарском языке печатались книги и газета. В первые десятилетия советской власти в Нальчике появилось несколько научных и образовательных учреждений.
В Великой Отечественной войне приняли участие около 70 тысяч уроженцев республики. Более ста приняли бой в Брестской крепости. Всего на фронте погибло 40 тысяч местных жителей. В 1942-1943 годах регион находился в оккупации, нацистские захватчики смогли даже взобраться на Эльбрус. Но в январе 1943 года эти территории полностью освободили от немецких войск.
В 1944 году началось принудительное переселение балкарцев в Среднюю Азию. Около 40 тысяч человек оторвали от земли предков по обвинению в пособничестве нацистам. Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинскую. Вернуться на родину ее сынам разрешили лишь в 1957 году. Тогда же республике вернули ее старое название.
31 января 1991 года Верховный совет КБАССР принял Декларацию о суверенитете Кабардино-Балкарской Советской республики. В этом же году была учреждена должность президента. В 1992-м республика получила современное название, а в 1997-м – Конституцию.
Язык балкарцев
Балкарцы разговаривают на карачаево-балкарском языке. Также на нем говорят карачаевцы, которые называют его, соответственно, карачаевским. Русские до 1950-х называли его по-разному: горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским.
Лингвисты выделяют два основных диалекта карачаево-балкарского языка – чокающий, в состав которого входят четыре говора, и цокающе-зокающий. Они отличаются друг от друга особенностями произношения общетюркских ч и дж. Литературный язык основан на чокающих диалектах.
Карачаево-балкарская письменность менялась несколько раз за свою историю. Арабские буквы использовались местным населением еще с XVIII века. Правда, первую книгу на нем выпустил И. А. Акбаев лишь в 1910 году. В 1916-м он же по просьбе комиссии учителей духовных и светских школ Карачая создал букварь на основе арабского алфавита. Эта письменность использовалась до 1924-1925 годов, постоянно дополняясь.
В 1924 году у языка появился алфавит из латинских букв. Также постоянно меняясь, это написание использовалось до 1937-1938 годов. На это время пришелся пик борьбы с безграмотностью, открытие новых школ в Балкарии, а алфавит перешел на кириллистическую основу. Статус официального алфавит приобрел в 1937-1938 годах, когда его по очереди приняли балкарцы и карачаевцы. Он тоже постоянно редактировался. В 1990-е власти республики пытались ввести новый латинский алфавит, на нем даже начали выпускать газету. Последние изменения Орфографическая комиссия по унификации карачаево-балкарского письменного языка приняла в 2012 году.
Сейчас этим языком владеют 305 364 человека в России и 310 730 в мире. На него переведены Коран и Библия, выпускаются газеты и журналы, в том числе детские. Карачаево-балкарский язык является официальным языком в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках.
Религия и обычаи балкарцев
До принятия ислама балкарцы были язычниками. Об этом свидетельствуют найденные археологами священные камни. По мнению историков, самой влиятельной политеистической системой в этих краях было тенгрианство, которое местные племена переняли у тюркских предков. Даже сейчас, будучи суннитами, потомки этих племен по привычке могут апеллировать к Тенгри, как к Всевышнему.
Другие их предки – аланы – по некоторым данным, были христианами уже с VII века. Это подтверждают найденные археологами руины храмов и христианские захоронения. А также русскоязычные документы, в которых есть упоминания о древних балкарских христианских книгах. Как и в случае с тенгрианством, следы веры предков иногда проскальзывают в речи балкарцев. В частности, это касается названий месяцев и дней недели. В карачаево-балкарском языке они все еще носят имена христианских святых. Например, «Геюрге кюн» – вторник – носит имя святого Георгия, а «Никол» – июнь – имя святого Николая.
Христианство в Балкарии пришло в упадок после монголо-татарского нашествия. А в XVI веке под давлением Османской империи началась исламизация местного населения. В настоящее время большинство балкарцев считают себя суннитами школы Абу Ханифа. В Кабардино-Балкарской Республике действуют две большие мусульманские организации: Духовное Управление мусульман и Мусульманская община КБР.
Культура балкарцев
Духовная культура балкарцев, как и у многих кавказских народов, берет начало в героическом нартском эпосе. Кавказцы считали нартов своими предками, которые научились ездить на лошадях, ковать железо и изготавливать оружие. Также в устном народном творчестве встречаются исторические и богатырские эпосы. Их исполняли поэты-жыршы.
Литература, основанная на творчестве отдельных местных авторов, начала формироваться еще до появления первого алфавита – во второй половине XIX века. Ее основоположником считается Кязим Мечиев. Свои произведения он записывал арабскими буквами. Мечиев учился в мусульманском университете в Безенге, много путешествовал по Востоку, совершал паломничество в Мекку, знал турецкий и персидский языки, и много времени уделял изучению мусульманской духовной литературы. Используя достояние балкарского фольклора и традиции восточных литератур, он создавал поэтические шедевры карачаево-балкарской литературы.
С древним нартским эпосом связана не только литература, но и национальная музыка балкарцев. Она состоит в основном из эпических песен и различных музыкальных наигрышей. Их исполняли на инструментах, многие из которых в современной Балкарии считаются утраченными. Например, кобузы – щипковые и смычковые струнные инструменты. До нашего времени усилиями фольклорных коллективов дошел лишь двухструнный «къыл къобуз». Любопытно, что на многих инструментах могли играть только мужчины.
Помимо эпоса, балкарцев с другими народами Кавказа связывает национальная одежда. Она похожа на наряды соседних племен – черкесов, осетин, кабардинцев, но имеет некоторые отличия.
Мужской костюм состоит из кафтана с воротником и длинным подолом (бешмет) и узких штанов с вшитым между штанин ромбовым клином. В особых случаях поверх бешмета надевают белую, серую или черную черкеску из домотканого сукна. Главным головным убором является черная папаха. В случае дождя поверх папахи надевают башлык – суконный остроконечный капюшон, а тело заворачивают в бурку – безрукавный плащ из войлока. Последний вообще был универсальным предметом одежды – не промокал, грел в холод, охлаждал в жару и часто использовался как одеяло на пастбище.
Женская одежда должна подчеркивать плоскую грудь и тонкую талию хозяйки – таковы были представления местных жителей о женской красоте. Поэтому девушки с раннего возраста носят сафьяновые корсеты на голое тело, а поверх надевают нижнюю рубаху и платье, по покрою похожее на черкеску. Платья знатных балкарок отличаются большими округлыми рукавами, намекавшими наблюдателю, что их хозяйка не занимается тяжелой работой. По верх рубахи надевают кафтанчик, а на голове носят высокие шапочки, затягивающиеся снизу широким галуном.
Жилище балкарцев
Особенности планировки поселений в Балкарии были обусловлены нехваткой равнинных земель и постоянной готовностью к вражеским набегам. Дома наподобие террас скученно располагались на склонах гор. Друг от друга их отделяли узкие кривые улочки. Для защиты от врагов балкарцы строили оружейные башни и небольшие крепости, в которых можно было отсидеться. К некоторым аулам вела система из разведывательных сооружений.
Простые дома были невысокими и прямоугольными, с земляным полом. Складывали их из камней, ничем при этом не скрепляя. Дом делили на женскую и мужскую половины. Роль кроватей выполняли деревянные нары. Столы и стулья появились лишь в XIX веке. Тогда же комнаты начали украшать коврами. Топилось жилье от очага – оджака. Дым выходил через отверстие в потолке. Состоятельные люди строили многоэтажные хоромы с черепичной крышей и несколькими комнатами.
Внешность балкарцев
Балкарцы относятся к кавкасионскому виду европеоидной расы. Это значит, что внешне они похожи на своих соседей по региону: осетин, чеченцев или ингушей. Эти люди обладают высоким ростом, крепким телосложением, угловатыми чертами лица, выступающим подбородком, большим носом. Волосы чаще всего темные, но встречаются рыжие, русые и светлые.
Известные балкарцы
Этнографам хорошо известен князь Исмаил Мурзакулович Урусбиев. Он был сыном одного из князей Баксанского ущелья Мырзакула Исмаиловича Урусбиева, который входил в делегацию к российским властям с просьбой о вхождении в состав Империи. Исмаил также много раз бывал в Москве, получил от царя титул прапорщика и сделал все, чтобы заинтересовать российских исследователей культурой родной Балкарии. В частности, помогал профессору М. М. Ковалевскому в его этнографических изысканиях. А также записывал вместе с композитором С. И. Танеевым старинные песни балкарцев.
Еще одним основоположником карачаево-балкарской литературы считается его современник Басият Абаевич Шаханов. Это был известный публицист, защищавший интересы своего народа в региональной прессе и критиковавший власти за неграмотную и агрессивную национальную политику.
Но большую известность он приобрел не как журналист, а как юрист. Некоторое время Шаханов проработал помощником прокурора в Тифлисе, но был уволен за слишком большое количество оправдательных приговоров революционным деятелям. После увольнения он стал адвокатом, защищающим интересы кавказцев. Именно он добился оправдания участников восстания 1913 года.
Еще один известный балкарский писатель - Кайсын Шуваевич Кулиев. Окончил Литературный институт имени Горького, участвовал в ВОВ, несколько раз был ранен, сражался в боях за Москву, Крым и Прибалтику. На фронте работал военным корреспондентом и печатал стихи в газете «Сын Отечества». Тогда он и стал известен как поэт. Впоследствии завел знакомства со многими известными литераторами (его очень ценил казахстанский классик Чингиз Айтматов), получил Ленинскую премию и государственную премию РСФСР имени Горького. Его произведения переведены на 140 языков мира.
Источники:
- Балкарцы (малкарцы) — горный народ, сохранивший свои традиции [Электронный ресурс]/ Travelask. – Режим доступа: https://travelask.ru/articles/balkartsy-malkartsy-gornyy-narod-sohranivshiy-svoi-traditsii, свободный.
- Биттирова, Т.Ш. Доисламские верования в Балкарии и Карачае: их отражение в этнокультуре / Т. Ш. Биттирова // Культурология. – 2018. - № 10(76). – С. 71-73.
- Война: Кабардино-Балкария — 1941-1945 гг. [Электронный ресурс]/ ИА REGNUM. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/2943295, свободный.
- Кабардино-Балкария [Электронный ресурс]/ Православная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/1319736.html, свободный.
- Кабардино-Балкария [Электронный ресурс]/ Энциклопедия «Всемирная история». – Режим доступа: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kabardino_balkariia, свободный.
- Кабардино-Балкария: какие религии исповедуют народы республики [Электронный ресурс]/ Кавказ Пост. – Режим доступа: https://capost.media/special/religii_kavkaza_kabardino_balkariya/, свободный.
- Памятник – символ борьбы за справедливость [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Черкесского муниципального района Кабардино-Балкарской республики. – Режим доступа: https://cr.adm-kbr.ru/index.php/347-pamyatnik-simvol-borby-za-spravedlivost, свободный.
- https://zvuk-m.com/kajsyn-kuliev.html
- http://www.elbrusoid.org/m/forum/forum177/topic24873/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B1%D0%B8%D0%B5%D0%B2,_%D0%98%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
- http://www.oguznews.com/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B-2/%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%86%D1%8B
- http://auipik.ru/kabardino-balkariya-sozdala-oxrannyj-gosorgan/
- https://webkamerton.ru/2019/10/balkarcy
- https://www.2do2go.ru/places/39760/sobornaya-mechet
- https://capost.media/special/religii_kavkaza_kabardino_balkariya/
- http://www.rustyurks.ru/narodnosti-gosudarstva-i-avtonomii/balkarcy-i-karachaevcy/
- https://frantsouzov.livejournal.com/165299.html
- https://kafkassam.com/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B3%D0%BE%D1%80.html