Содержание:
- Происхождение народа андийцы
- Где живут андийцы
- История народа андийцы
- Производство бурок-«бронежилетов»
- Язык андийцев
- Религия и обычаи андийцев
- Культура народа андийцы
- Жилище народа андийцы
- Внешность народа андийцы
- Известные андийцы
Андийцы – этническая группа аварцев. Проживают представители народа преимущественно на территории Дагестана.
Происхождение народа андийцы
Происхождение андийцев по одной из версий связывают с царем Анушем, основавшим деревню Анди, ставшую центром первого поселения. Самоназвание «гъваннал» уходит корнями в стародавние времена. Археологи и исследователи считают, что название связано с местностью Ганна. Этот поселок старейший в крае. До принятия ислама был иудаизм, а перевод «ганна”им» с иудейского переводится как «ревностный в вере».
Где живут андийцы
Раньше племена андийцев занимали большие площади Гумбета и бассейна р. Андийское Койсу. В конце XIX века насчитывалось 7 поселений и один поселок с населением до 6 тыс. душ. Место проживания было защищено природным барьером скальных хребтов Бахаргана и оборонительными сооружениями. По предварительным данным, на 2001 г. в Дагестане было до 40 тыс. андийцев.
По переписи 2010 г., в РФ проживает около 12 тысяч андийцев, общая численность народа 25 тысяч. По данным переписи 2020 года - 16 758.
История народа андийцы
Впервые андийцы упоминались в «Торжественной надписи» царя Саргона II ассирийского IX в до н. э. Там записано о завоевании царем андийцев, о захвате в плен больше 4 тысяч душ.
Новая эра началась с разделения народа на группы:
- Обособленно жившие в нижнем течении Андийского Койсу ассимилировались с аварцами.
- Проживающие в среднем и верхнем течении поделились на восемь родов. Именно их потомки сейчас входят в большую группу андийских народов.
Покорение народа Тамерланом привело к принятию ислама во всем регионе. В XIV-XV вв. у андийцев была федерация под управлением сельских общин. После падения Казикумухского шамхальства создана республика Андия. У власти стал Совет старейшин.
Русское подданство андийцы приняли в начале XVIII века, чтобы обеспечить беспошлинную торговлю. Начало Кавказской войны андийцы встретили в русском ополчении, выставив конницу в 1000 голов. Снискали славу сильнейших и бесстрашных в боях.
В советское время земли, на которых проживали андийцы, вошли в Дагестанскую АССР.
Исторически сложившийся хозяйственный уклад андийцев – садоводство, террасное земледелие, отгонное скотоводство, солеварие, производство бурок. В наши дни террасное земледелие пришло в упадок из-за эрозии почвы и конкуренции товарного зерна. Молодежь больше занимается предпринимательством.
Производство бурок-«бронежилетов»
Андийцы – народ, чье древнейшее происхождение оказало значительное влияние на самобытность ремесел. Уникальные бурки – это «фирменный товар» андийцев. В XIX веке бурка была модным предметом гардероба у российских военных. Ее описывали Пушкин, Лермонтов. Чапаев – легендарный комдив запомнился именно в такой бурке.
Но сделать плотную ткань на накидку могут только андийцы. Секрет валяния шерсти и породу овец, чья шерсть используется, они передают по наследству.
Бурка была способна даже задерживать пули. Ее нельзя было прорубить шашкой или кинжалом. Упоминание об античном «бронежилете» есть в древних в летописях. В XIX веке экспорт андийских бурок был поставлен на поток – 30 тыс. единиц в год, что приносило России 50 тыс. рублей. В советское время производство бурок было запрещено, чтобы не отвлекать народ от сельхозработ.
Язык андийцев
Андийцы – народ, говорящий на нескольких диалектах андийского языка. Относится он к ветви северокавказской языковой семьи. Делится на два говора, каждый из которых можно отнести к самостоятельному языку по разным признакам:
- Верхнеандийский.
- Нижнеандийский.
Исторически письменность андийцев была схожа с арабской или аварской, сейчас используется преимущественно кириллица. Первым «адаптацию» арабских букв под аварский язык произвел просветитель и религиозный деятель Али-Мирза ал Анди в XV в.
Современное школьное обучение у андийцев после реформы постепенно возвращается к этно-педагогике. Опять учитываются особенности поведенческой культуры национальности.
Религия и обычаи андийцев
С XIV века у андийцев полностью укоренился ислам, вытеснив остатки синкретизированной с христианством древней религии. Андийцы – мусульмане-сунниты.
До ислама они верили в верховное божество Цlоб, а их культовый центр был расположен на горе Бахарган. Даже сейчас в летнюю засуху мужчины и женщины поднимаются на гору, чтобы совершить обряд дождеприношения. Устраивают зикр – ритуальные пляски и моления.
В каждом селении есть своя мечеть. Служитель культа – дибир, служитель мечети – будун. В начале XX века при мечетях работали медресе, где обучали одаренных детей.
У андийцев обычно малая семья. Вступали в брак с 15 лет. Брак моногамный, но допускалась и полигамия. Браки можно было заключать в пределах тухума с кузенами. Не приветствовались браки между разными сословиями. Поощрялись браки в своем селении. Традиционных способов заключения брака было три: по сговору, похищение, уход из дома, но последние два резко осуждались. Родители жениха могли не принять невестку, а жених мог под давлением родственников отказаться от нее. У девушки оставался выход уйти из села или самоубийство.
Классическая свадьба начиналась со сватовства, калым не предусматривался. Девушка получала в приданое часть земель отца и скот. Это наследство оставалось в ее собственности всю жизнь.
Ригьин – заключение брака – сопровождалось трехдневным торжеством – ловзар. Иногда для свадьбы устраивали призовые конные скачки – кто выигрывал, тот и получал невесту в жены. Чаще же были обычные семейные тихие свадьбы нусгъол. Свадебный кортеж приезжал за невестой в день свадьбы. Жениху и кунакам чинили препятствия, требовали выкуп. Когда невеста прибывала в родительский дом жениха, в ее дом отправлялись сваты за приданым, они должны были доставить его в новое жилье.
Молодоженов селили в отдельном доме или в отдельных комнатах, которые выделял отец жениха. Современные городские андийцы могут вступать в брак с другими национальностями, но внутрисемейная иерархия придерживается старого уклада. В случае развода то мальчики оставались жить с отцом. Имущественное право детей оговаривалось при заключении брака. Младший сын всегда оставался жить с родителями и наследовал отеческий дом.
Культура народа андийцы
Андиец – национальность, для представителей которой высшими ценностями выступают добродетель, правдивость, обходительность. Национальный характер андийцев во многом схож с чеченским. Андийцы ценят в общении вежливость, уравновешенность, красноречие, любят беседовать. В ходу новеллистический жанр устной литературы, чеченская и аварская поэзия и музыка. Есть и свой фольклор, музыка, поэзия.
Чтят и хранят памятные исторические национальные места: Мунинскую башню, которая закрывала вход с юга в андийский котлован, и Буцурху – так называется крепостная стена, закрывавшая Андийские ворота. После развала СНГ там строили автодорогу, в результате часть бесценного исторического сооружения разрушена.
Жилище народа андийцы
Как и везде в Дагестане, современное жилище имеет свободную планировку, со скатными крышами, покрытыми современными материалами. Распространены дома в один-два этажа, с двором, галереями, отдельным или нижним этажом для скота.
В традиционном жилье андийцев был центральный столб и тавхан – большой камин, отделанный декором из лепной глины. Посуду прятали во встроенные ниши или шкафы. Современный интерьер такой же, как у всех народов. Сохранена комната для гостя – традиция, оставшаяся от предков.
Внешность народа андийцы
Относятся к европеоидной расе кавказского типа. Волосы темные, каштановые, темно-русые. Лицо широкое с выпуклой узкой челюстью и высоким ртом. Телосложение крепкое.
Мужской традиционный костюм аналогичен аварскому - нательная рубаха и штаны, дополненные бешметом, буркой, папахой. Более разнообразна в этом плане женская традиционная одежда. Для повседневного ношения использовали туникообразные платья с широким подолом и прямыми рукавами. Допускалось, чтобы платье было немного заправлено в нательные штаны. Голова, плечи и все туловище у верхнеандиек укутывались белой материей – кlази как пледом. Нижнеандийки покрывали голову черным платком без чутху. Самая уникальная часть женского костюма – головной убор чухта (у андийцев называется чутху), шапочка в форме полумесяца, рожками вниз. Боковину обивали красным шелком, середину лиловым, а сзади от нее шел спускающийся до края подола платья шлейф. Чухту украшали шитьем и золотой вышивкой. Этот убор играл важное традиционное значение. Стоило андийке снять шапочку и произнести просьбу с добавлением «волшебных слов»: «во имя этого чухто-кази», как ее желание исполняли беспрекословно, даже прекращали дуэли и давали развод.
Известные андийцы
Начальник милиции Хасавюрта Умахан Умаханов. В 1996 году награжден орденом «за личное мужество». Отличился храбростью под Первомайском при освобождении заложников из лап банды Радуева. Вел бой за защиту прохода через андийские села против банды Басаева и Хаттаба.
Список источников:
- https://travelask.ru/articles/andiytsy-sozdateli-legendarnoy-burki-bronezhileta
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Андийцы
- https://maxpark.com/community/8238/content/6872786
- http://www.etnosy.ru/node/631
- http://www.kavkazportal.com/forum/index.php?showtopic=2755
- https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/152076/
- https://welcomedagestan.ru/dagestan/botlihskij/andi/andijtsy-ih-burki-i-ih-podvigi/