Абхазы

Главная информация об абхазах: их религии, численности, менталитете.

Национальный акцент
Факты

Численность в РФ - 8177 человек

Основной регион - Краснодарский край

Родной язык - абхазский язык

Владение родным языком - .

Истоки - Кавказ

Содержание:

  1. Происхождение народа абхазы
  2. Место проживания и численность народа абхазы
  3. История народа абхазы
  4. Язык народа абхазы
  5. Религия и обычаи народа абхазы
  6. Культура народа абхазы
  7. Жилище народа абхазы
  8. Внешность народа абхазы
  9. Известные абхазы

Абхазы составляют национальное большинство частично признанной Республики Абхазия. Существенная часть представителей народа проживает в других государствах. В том числе в России.

Происхождение народа абхазы

Формирование абхазского народа началось, по мнению некоторых историков, еще в III тысячелетии до нашей эры. О том, как это происходило, ученые спорят до сих пор. Все теории можно условно поделить на три типа: автохтонные, миграционные и смешанные.

Сторонники миграционных теорий выдвигают множество предположений. Прародителей абхазского народа ищут и на Северном Кавказе, и даже в Африке. Но у этих гипотез нет ни письменных, ни археологических доказательств. Более популярна теория, по которой пращуры абхазов пришли из Малой Азии. Возможно, это были малоазийские кашки и апешла.

Среди сторонников автохтонных теорий наиболее популярна гипотеза, согласно которой абхазы, адыгейцы и кабардинцы – останки киммерийских племен, не вытесненные скифами. Эта теория была популярна в 1970—1980-х годах. Ее придерживались А. В. Фадеев, Л. И. Лавров, Н. Л. Членов, С. Х. Хотко и другие видные антропологи и археологи.

Смешанная теория, как несложно догадаться, считает абхазов смесью местных кавказских и пришлых малоазийских народов. Согласно этой теории, этногенез начался примерно в III веке нашей эры.

Этноним пришел в русский язык из грузинского. Грузины называли одно из раннеабхазских племен абазгами. Сами абхазы называли себя «апсуа», что означало «люди воды».

Место проживания и численность народа абхазы

Историческая родина абхазов находится на территории частично признанной Республики Абхазия. Различают так называемую Большую Абхазию – от реки Ингур до реки Бзыбь – и Малую Абхазию – от реки Бзыбь до реки Мзымты. Абхазы составляют большинство населения Республики Абхазия – больше 122 тысяч человек по данным 2011 года (при общем населении в 250 тысяч).

Всего же на планете живет, по разным оценкам, от 200 до 500 тысяч представителей народа. То есть на исторической родине на данный момент проживает меньшинство. Больше всего абхазов живет в Турции – 162 000 человек по данным 2011 года. Далее – после, собственно, Абхазии – идет Россия. По данным переписи 2010 года, в стране живут 11 249 абхазов. Больше всего – в Москве – 3 604 человека. Далее следуют Краснодарский край (2 092), Ростовская область (851), город Санкт-Петербург (783) и Московская область (715). По данным переписи 2020 года - 8 177.

Всего абхазы живут в 52 странах. Небольшие диаспоры находятся в Сирии, Германии и Украине. В Грузии, без учета самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии, живут 864 абхаза.

История народа абхазы

Еще ко II веку н. э., когда территория Западной Грузии входила в состав Римской империи, здесь начали появляться княжества абхазов. Их предводителями становились «цари», получавшие право на титул от римского императора. Впоследствии эти территории вошли в состав Византии, а их жители приняли православие.

Среди княжеств особенно выделялась Абазгия, которой удалось заполучить множество привилегий, воспользовавшись противостоянием Византийской и Персидской империй. Также это был один из немногих регионов, не пострадавших от арабского нашествия в VII-VIII веках. К 778 году басилевс Леон II, заручившись поддержкой хазар, добился полной независимости Абхазского царства от Византии. В начале IX века новое государство получило и религиозную независимость, местная православная церковь откололась от Константинопольской. К X веку Абхазия занимала территорию почти всей современной Грузии. До XIII века абхазские цари именовали себя «царями абхазов, картлов, ранцев и кахетинцев».

Но к этому моменту период расцвета царства уже закончился. В XIII веке Абхазия вошла в состав грузинского государства. Спустя непродолжительный период абхазы снова освободились. Но в XVI веке и Абхазия, и Грузия оказались в зависимости от Османской империи. Турки укрепились на восточном побережье Черного моря, построив крепости в Сухум-Кале, Поти и Анапе. Колонизация этих земель и попытки обратить местное население в ислам закончились антиосманскими выступлениями и попытками заручиться поддержкой России.

Первым в российское подданство попросился абхазский князь Келешбей в 1803 году. В 1808 году произошел дворцовый переворот, предположительно, организованный турками. Сын Келешбея – Асланбей – убил отца и объявил себя мтаваром Абхазии. Мятеж подавил другой сын убитого князя – Сафарбей. В 1809 году он обратился за покровительством к российскому императору Александру I. Тот удовлетворил просьбу и 17 февраля 1810 года подписал манифест о включении Абхазского княжества в состав России. Полностью российскими территории Абхазии и Грузии стали после победы в Русско-турецкой войне 1812 года.

Не всем местным жителям понравилась идея с присоединением к России. Отдельные роды поддержали Асланбея и оказали русским и сторонникам владетеля Абхазии Сафарбея вооруженное сопротивление. Попытки усмирить местных продолжались вплоть до окончания Кавказской войны в 1864 году. Некоторые районы сопротивлялись еще дольше. Османы также не теряли надежды вернуть былое влияние в регионе. Во время Крымской войны после падения Севастополя в Абхазии высадился турецкий десант, но русским, абхазам и грузинам удалось от него отбиться. После этого российские власти обвинили владетеля Абхазии – тогда им был Михаил Шервашидзе – в поддержке турок. Эти подозрения, а также неспособность владетеля разрешить напряженную ситуацию в регионе заставили царскую администрацию задуматься об упразднении Абхазского княжества. Но официально это произошло лишь в том же 1864 году, когда его расформировали в Сухумский военный отдел.

Незадолго до этого наместник императора на Кавказе Михаил Романов представил план развития региона. Заселить Абхазию планировали казаками и грузинами, активно принимавшими участие в подавлении абхазских выступлений. У местных же племен – убыхов и садзов – потребовали покинуть насиженные места. В итоге 45 000 убыхов и 20 000 садзов были вынуждены переехать в Турцию. Оставшиеся в России абхазы на тридцать лет стали «виновным населением». Выселившихся замещали грузинами и мегрелами. О необходимости этого процесса, не стесняясь, писали в местных газетах. В итоге абхазы постепенно начали терять национальное большинство у себя же на родине. Если в 1886 году они составляли 86% населения, то в 1897 — лишь 55%.

После Февральской революции власть в Сухуми отошла грузинским меньшевикам. С ноября 1917 года Сухумский округ находился под управлением Закавказского комиссариата. За время Гражданской войны Абхазия несколько раз переходила от комиссариата к коммунистам и обратно. Окончательно красные укрепились в регионе лишь в 1921 году. Была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. Но уже в 1931 году республика на правах автономии была включена в состав Грузии. Последовавшая грузинизация региона, прекращение преподавания в школах абхазского языка, перевод абхазской письменности на грузинский алфавит привели к еще большему сокращению доли абхазов в населении родной республики. К 1989 году их здесь было всего 18%. Грузин, для сравнения, было 45%.

Во время Великой Отечественной войны Абхазия почти не пострадала. Немцам удалось дойти только до села Псху. Оккупация продлилась лишь несколько дней – со 2 по 8 сентября 1942 года.

Столкновения местных жителей с грузинами начались еще до распада СССР. Массовые беспорядки с требованием вывести Абхазию из состава ГССР вспыхивали в 1957, в 1967 и два раза в 1978 годах. 18 марта 1989 года в деревне Лыхны состоялся 30‑тысячный сход, выдвинувший все те же требования. 15‑16 июля опять произошли столкновения между абхазами и грузинами, погибло 16 человек.

Новое обострение произошло, когда грузинские власти объявили, что возвращаются к Конституции Грузинской Народной республики 1918 года, не предусматривающей никаких автономий. В 1990 году Верховный Совет Абхазии принял Декларацию о суверенитете Абхазской АССР. В 1991 году Грузия объявила о выходе из СССР, Абхазия же изъявила желание остаться. В 1992 году Грузия ввела в Абхазию войска, начался вооруженный конфликт с применением артиллерии и авиации. В 1993 году грузин удалось вытеснить с захваченных территорий (кроме Кодорского ущелья). В 1994 году конфликт удалось мирно урегулировать при посредничестве России и ООН.

Россия поддержала требования абхазов о независимости. 18 августа 1994 года был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между Абхазией и Башкортостаном, что как бы констатировало суверенитеты обеих республик. В 2005 году Абхазия выпустила собственные паспорта.

В 2008 году разногласия снова вылились в вооруженный конфликт, в результате которого абхазские силы освободили территорию республики от грузинской армии. В этом же году Российская Федерация признала независимость Абхазии. Чуть позже ее признали Венесуэла, Никарагуа и Науру.

Язык народа абхазы

По разным оценкам, абхазский язык знают всего 120-125 тысяч человек в мире. Их них 6 786, по данным переписи 2010 года, живут в России. По данным 1965 года 4 563 граждан Турции считали абхазский родным. Еще 7 836 использовали его как второй.

В самой Абхазии язык хоть и является государственным, совсем недавно был незнаком большей части населения. Это, как мы уже говорили, было связано с переселением абхазов после Кавказской войны и грузинизацией местного населения. В начале XIX века абхазский язык был распространен по всей Абхазии. Но в 1989 году его носители в основном встречались лишь в двух районах Абхазской АССР: Очамчырском и Гудаутском.

Абхазский язык включает в себя множество диалектов, чьи носители долгое время проживали на всем восточном побережье Черного моря. Но сейчас на Кавказе остались только три: абжуйский в Очамчырском районе, бзыбский в Гудаутском районе и самурзаканский в некоторых сёлах Галского района.

Доля абхазоязычных жителей Абхазии стала меняться после вооруженных конфликтов 90-х годов. Тогда республику покинули многие грузины. Население Абхазии резко сократилось с 520 тысяч до 150—220 тысяч. Если в 1989 году абхазский язык в регионе знало чуть больше 17% населения, то в 1995 году – больше 50%.

Несмотря на богатую историю народа, своя письменность у него начала зарождаться лишь в XIX веке. В 1862 году российский лингвист и этнограф П. К. Услар опубликовал монографию «Абхазский язык», к которой приложил первую абхазскую азбуку на основе кириллицы. Особой популярности азбука не сыскала. Ее с многочисленными изменениями какое-то время использовало местное духовенство для печати религиозной литературы. Абхазский алфавит в это время не имел четкой нормы и мог меняться от издания к изданию.

В 20-е годы абхазский язык, как и языки многих народов, прошел латинизацию, чтобы в 40-50-е снова вернуться к кириллице. Но абхазский перед этим в 30-е пытались перевести на грузинскую графику. Нынешний алфавит был составлен в 1954 году на основе все той же грузинской письменности и работ все того же Услара.

Религия и обычаи народа абхазы

По данным 2003 года, 60% населения Абхазии – христиане, 16% – мусульмане. Первая религия, как мы уже говорили, распространилась на восточном побережье Черного моря во времена Византийской империи. Ислам в Абхазии начал распространяться под влиянием турок.

Но, согласно исследованиям Института востоковедения РАН в 1994-1998 годах, большая часть абхазов исповедует свою традиционную религию. Даже если при этом формально считают себя мусульманами или христианами. Такие христиане не считают Иисуса сыном Божьим, не посещают храмов и не постятся. Мусульмане спокойно едят свинину, а обрезание вообще считают поступком, недостойным мужчины.

Согласно абхазской вере, миром правит невидимый и вездесущий Творец – Анцва. Он имеет бесконечное множество проявлений на земле, то есть, по сути, является Природой.

В девяностые годы, как и по всему бывшему СССР, в Абхазии начался ренессанс религии. В том числе – народных верований. На данный момент в республике появилось семь святилищ аныха, их совокупность называется быжныха («семь святилищ»). В ходе опроса Института востоковедения РАН в 1997 году стало известно, что 199 из 420 абхазов, проживающих в Гагрском и Гудаутском районах и называющих себя христианами, посещают время от времени такие святилища. То же касается 163 из 245 мусульман.

Жрецов традиционной абхазской религии называют аныха паю («сыновья святилища»). Ими могут стать только представители нескольких абхазских фамилий: Гочуа, Харчлаа, Чичба, Шакрыл и Шинкуба. 3 августа 2012 года в Сухуме состоялось первое заседание Совета жрецов Абхазии.

Культура народа абхазы

Совокупность абхазских традиций, обычаев, материальной и нематериальной культуры называется "апсуара" – "абхазство". Впервые это понятие упоминается в 1920-х годах в текстах основоположника абхазской литературы Д. И. Гулиа. С тех пор его постоянно используют, когда разговор идет о духовных ценностях абхазского народа, нормах приличия, уважении к старшим и о традициях предков.

В узком смысле слово «апсуара» используют, когда имеют ввиду принятые в абхазском обществе нормы этикета. Это сложная тема, «апсуара» регламентирует все аспекты общения между людьми, включая мимику и жестикуляцию. Но в общем «абхазство» можно свести к совокупности нескольких важнейших принципов. Например, «аламыс» - совесть. Как говорят местные жители, "смерть абхаза в его же совести", что означает моральную смерть абхаза, не имеющего совести. Другой важный принцип – «ауаюра» — человечность. Он ставит человека в центр мироздания и провозглашает ценность каждой человеческой жизни. Среди других принципов – галантность, рыцарство и снисходительность.

«Апсуара» предписывает уважительно относиться к старшим. Абхазы обязательно встают, когда кто-то старший входит в помещение. Хотя так принято делать с любым вошедшим, даже если сидящим он неприятен. Вошедший должен попросить встающих не утруждаться и сесть только когда сядут старшие.

Если верить российским туристам, местные жители любят здороваться даже с незнакомыми людьми. Причем в республике принято здороваться «по-абхазски». Рукопожатия здесь не обязательны. Но, если кто-то идет мимо работающего крестьянина, он может крикнуть ему «Добро тебе делать!». А отправляющемуся на охоту: «Тебя ждет дичь, смерть которой настала!».

Важным элементом материальной культуры абхазов является национальный костюм. Черкеска – один из древнейших и популярнейших даже сегодня элемент мужской одежды. Под черкеску одевают штаны и рубаху с тугим воротом. Будничной обувью являлись постолы из сыромятной кожи, «на выход» обувались в сафьяновые чувяки. Ноги перетягивали ноговицами и наколенниками. На голове носили башлыки. Обязательным элементом одежды всадника является плащ из войлока – бурка. Женская одежда была сложной и состояла из платья, кафтанчика, двух юбок, штанов и шапки. Платье стягивали поясом, часто красиво украшенным вышивкой.

Жилище народа абхазы

Традиционное жилище абхазов называется апацха. Если верить археологам, подобные жилища местные народы собирали еще в первом веке до нашей эры. Но по-настоящему массовым жильем для абхазов он стал во второй половине XIX века.

Это жилище, состоящее из четырех стен. Делали их из плоских тесаных бревен и решеток, плетенных из рододендрона, азалии или орешника. Чтобы стены не гнили, их укрепляли камнями. Пол был земляной, иногда его покрывали досками. Дверей обычно две – «верхняя» и «нижняя», одна против другой. В фасадной стене для вентиляции и наблюдения за двором прорубали небольшое окошко – «дверь для головы».

Апацха редко была однокомнатной. Обычно дом состоял из двух-трех комнат: одной-двух маленьких и одной большой справа от входа. Последняя выполняла роль гостиницы и спальни для старших членов семьи. Здесь же – ближе к «нижней» двери – располагался очаг. Для абхазов, как и для большинства народов Кавказа, это сакральная вещь. Абхазы старались сохранять огонь как можно дольше. Во-первых, потому что это душа дома, во-вторых, это банально проще и безопаснее, чем добывать огонь снова.

Внешность народа абхазы

Внешне абхазы похожи на черкесов, но отличаются от них более правильными чертами лица. У местных жителей смуглая кожа, средний рост и стройное и сильное тело. Овальное лицо, большой нос, темно-каштановые волосы.

Известные абхазы

Самым известным абхазом в России, конечно, является Фазиль Искандер. Писатель родился в 1921 году в Сухуме и провел детство в селе Чегем. Именно в этом месте будет происходить действие многих его произведений. Больше всего Искандер известен своей саркастичной прозой и остроумными афоризмами. Но все это было написано по-русски, а сам Фазиль Абдулович всегда считал себя русским писателем. В 1989 году Фазиль стал одним из депутатов от Абхазской АССР в Верховном Совете СССР 12-го созыва. Но на самороспуске Совета закончилась политическая деятельность Искандера. Призывая Россию к окончанию обеих чеченских кампаний, подписывая многочисленные петиции по защите сосланных писателей и представителей нацменьшинств, писатель старался никак не высказываться по поводу независимости Абхазии. Более того, по словам критика Станислава Рассадина, Искандер даже высказывался против.

По-другому считал земляк и коллега Искандера – известный абхазский поэт Баграт Шинкуба. В 1947 году он даже писал Сталину с просьбой отделить Абхазию от Грузии. Широко известна его поэма «Песнь о скале», по которой в 1975 году вышел фильм «Белый башлык». Другой известный роман – «Последний из ушедших» - рассказывает о трагедии мухаджиров, которые вынуждены были покинуть Абхазию после Кавказской войны.

Источники:

  1. https://abaza.org/abkhazy-i-abaziny-nositeli-unikalnoy-natsionalnoy-kultury;
  2. https://ria.ru/20120814/722748974.html;
  3. https://ria.ru/20080812/150313916.html#ixzz2SPfSeStU;
  4. https://www.ng.ru/ng_religii/2004-03-17/4_abkhazia.html
  5. http://apsny.ru/culture/;
  6. https://sputnik-abkhazia.ru/culture/20141016/1013195507.html;
  7. http://www.religare.ru/2_26824.html;
  8. https://sputnik-abkhazia.ru/infographics/20160629/1018899010.html#:~:text=%D0%90%D0%BF%D0%B0%D1%86%D1%85%D0%B0%20%E2%80%93%20%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85,%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B0%20%D0%B0%D0%B1%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2.;
  9. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Blaramberg/text14.htm;
  10. https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.