Ильдар Гильмутдинов

Национальный акцент
Ильдар  Гильмутдинов
О персоне

Председатель ФНКА татар

Если есть недовольство незначительного количества людей, это не значит, что есть проблема

Родился в Татарии 3 сентября 1962 года. В 1983 году закончил Казанский педагогический институт. Проходил службу в Советской армии, был комсомольским функционером, директором школы. В 1989 году закончил Высшую комсомольскую школу.В 1992 году назначен руководителем Совета молодежных организаций Татарии.В 1994 году стал заместителем председателя комитета Татарии по делам детей и молодежи. В 2001 году стал заместителем министра Татарии по делам молодежи и спорту.Депутат Госдумы от "Единой России". В Госдуме работал заместителем председателя комитета по физкультуре, спорту и делам молодежи. Председатель ...

Узнать больше
Законодательные горизонты

О новых законопроектах в сфере государственной национальной политики «НацАкценту» рассказал председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

- Какие вопросы в работе комитета Вы считаете первоочередными?

- Важный момент – государственная поддержка национально-культурных автономий. С одной стороны, государство, приняв закон о национально-культурных автономиях, признало эти организации своими партнерами. С другой – никаких преференций этот акт НКА не принес. Например, религиозные общественные организации не платят налоги на землю, на имущество, НДС на религиозную литературу. Спортивные федерации, которые внесены в реестр, как развивающие определенные виды спорта, получают субсидии. А национально-культурные автономии оказались в сложной ситуации. С одной стороны, закон наделяет их полномочиями и правами заниматься межнациональными отношениями, проводить мероприятия, праздники. А с другой – за счет каких ресурсов им это делать? Ничего не прописано и не понятно.

- Сейчас выстраивается система президентских грантов.

- За редким исключением все организации те или иные гранты получают, но это бессистемный подход. Вот при комитете, понимая важность НКА как инструмента, мы организовали совет руководителей национально-культурных автономий, и выстраиваем с ними ту самую системную работу. Причем, важную роль в этом процессе будут играть молодежные организации. Мы выяснили какие молодежные организации работают в области межнациональных отношений. Встретились с ними, наметили план работы. Они с удовольствием согласились сотрудничать. Дело в том, что работа нашего комитета лежит на стыке разных отраслей. Мы имеем отношение и к молодежной политике, и к физической культуре и спорту, развивая национальные виды спорта, и к культуре, и к региональной политике.

- Вы делаете упор на национально-культурные организации. Большинство из них изначально сформированы как автономии – азербайджанская, татарская и т.д. А что с межнациональными структурами? Они остались за бортом?  Государство вкладывается в то, чтобы люди обособлялись по национальному признаку?

- Государство пока никуда не вкладывается. Почему-то у всех сложилось мнение, что национально-культурным автономиям государство выделяет какие-то деньги. Как руководитель автономии могу сказать: ни одного рубля из бюджета ни одна организация не получает. И никаких преференций на данный момент не дают: ни национальным организациям, ни межнациональным. И даже не запланировано! В этом и проблема. Я говорю о том, что есть закон, но он до конца не отработан и не проработан, т.к. нет инструментов поддержки. А чтобы знать, кому и как помогать, обязательно нужен реестр организаций, которые работают в области национальных и межнациональных отношений. И, чтобы попасть в него, нужно будет соответствовать четким требованиям. Это поможет навести порядок. 

- Над чем комитет работает сейчас?

- Есть ряд инициатив, связанных с регулированием нормативно-правовых отношений для коренных малочисленных народов. Многие законы в этой области уже морально устарели, а проблемы так и не решены. Чтобы исправить ситуацию, нужен новый законопроект, который учтет интересы всех. А вообще работы очень много, т.к. мы даем свои заключения на законопроекты более чем по десяти разным направлениям: культуре, самоуправлению, этнокультурному развитию, языкам и т.д.

 

- Что будет с законопроектом о русском языке как о родном?

- Я не автор этого законопроекта, мне сложно его обсуждать, но тот текст, который есть, с правовой точки зрения не проработан. В данном виде он не улучшает ситуацию. Если мы говорим, что в каких-то регионах или национальных республиках есть проблемы с изучением русского языка, надо четко понять, где это происходит и почему. Сейчас мы идем по пути противопоставления одного языка другому. Так быть не должно. Русский язык – государственный. Его должны все знать. А вот почему где-то не знают – надо разбираться.

- Регулярно подобная информация приходит из Татарстана и Башкортостана.

- Если есть недовольство незначительного количества людей, это не значит, что есть проблема.

По тому же Татарстану средний бал ЕГЭ по русскому языку на четыре пункта выше, чем по стране. По количеству победителей олимпиад по русскому языку Татарстан на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. По «стобалльникам» – входит в первую пятерку. Есть там вопросы, связанные с методикой преподавания татарского языка, как для русскоязычных детей, так и для татар. Программа сложная, изобилует со второго класса ненужной грамматикой… Вот методика изучения языка требует кардинального изменения.

- У нас в системе школьного образования не предполагается изучение языков народов России. Вы не думали в эту сторону? Чтобы дети учили не только иностранный язык, но и какой-нибудь язык народов России?

- Школьники и так загружены. И языки, и культуру народов можно и нужно интегрировать в существующие предметы. Например, в историю. Не надо ничего придумывать, надо просто посмотреть, что было хорошего в прошлом, в том числе и в советском.

Тэги

Чтобы задать вопрос необходимо авторизоваться.