Председатель Еврейской общины города Симферополя Аркадий Цырульников рассказал об особенностях крымских евреев, о целях и задачах общины, а также о том, чем "избаловали евреев СНГ".
АН: Евреи в Крыму едины или разрознены?
В Крыму еврейских организаций достаточно много. Но единой централизованной, которая занимается всеми еврейскими вопросами, нет. У нас есть национально-культурные автономии, религиозные организации, а также благотворительные фоны. У каждой организации своя функция, фонды "Хэсэд" занимается благотворительностью, а также помогают ухаживать за пожилыми людьми, религиозные занимаются поддержанием возможностей для духовной жизни евреев, национально-культурные автономии участвуют во многих громких событиях Крыма.
АН: Что мешает объединиться?
Самого института централизованного руководства всеми процессами в местных еврейских общинах никогда не существовало. Каждый раввин в своем городе главный. Тем не менее, координация работы есть. Национально-культурные автономии муниципальных образований объединены в Региональную национально-культурную автономию евреев Республики Крым, религиозные общины входят в Федерацию еврейских общин России. Централизованные организации оказывают помощь местным. Это не разрозненность. Каждая община является сильной независимой единицей. Нет у нас в отношениях между общинами такой структуры "главный-подчиненный".
АН: Какова деятельность вашей общины?
Симферополь называют очень маленькой Одессой. Здесь в начале 20 века около 20% населения были евреи. Было очень много еврейских школ, синагог, детских садов. К сожалению, за время Советского Союза многие евреи ассимилировались, много евреев и большинство крымчаков погибло во время Холокоста. Община должна создать возможности для еврея жить полноценной еврейской жизнью. Синагога должна быть открыта, там должны проходить субботние праздничные молитвы и трапезы, должны быть книги и атрибуты для осуществления заповедей. А дальше еврей принимает решение, насколько он хочет и готов участвовать в общинной жизни, помогать общине, жить по еврейским законам. Это не обязательное участие. Колхоз – дело добровольное. Первые колхозы в Крыму, кстати, еврейские. Община создает еврею условия. Принято считать, если в городе есть еврейская школа, то уровень образования в ней и качество обучения достаточно высокое. Но в настоящее время в Симферополе, к сожалению, нет пока такой школы. Задача общины – привлекать людей, которые могут помочь в организации предложения. Коль скоро мы взяли на себя ответственность заниматься общинными делами, то наша задача – создавать возможности, искать людей, которые могут помочь, договариваться с властями об оказании какой-то помощи.
АН: Происходит какой-либо обмен между вашей общиной и другими организациями?
Мы входим в Федерацию еврейских общин России, которую возглавляет Александр Борода и раввин Берл Лазар. Федерация помогает нам, централизовано заказывает производство мацы, выпускает календари, присылает инструкторов для проведения праздников. А из нерелигиозных – Крымская региональная национально-культурная автономия, с которой мы взаимодействуем, организовываем совместно праздники, а также благотворительный фонд Хэсэд Шимон
Когда вопросы касаются мероприятий, где надо показать именно культуру, песни, танцы – это работа национально-культурных автономий, а когда надо отпраздновать рождение мальчика, сделать ему обрезание, или надо кого-то похоронить в соответствие с еврейскими законами, то это уже задача именно религиозной общины. Третий тип организаций в Крыму – благотворительные фонды Хесед в разных городах Крыма, они занимаются помощью нуждающимся евреям, особенно пожилого возраста.
АН: Существует образ настоящего, эталонного еврея?
Еврею достаточно просто жить, все вещи, которые он должен делать, написаны в книгах, но самый-самый религиозный еврей может на сегодняшний день исполнить меньше половины заповедей торы. Иудаизм рассматривает любого человека со стороны его праведности, а не греха. То есть если он соблюдает одну заповедь "Не убивай", то мы уже считаем, что он праведник, а если он соблюдает две, ещё при этом не ворует, то он еще больше праведник. Нет догмы, что надо отрастить пейсы подлиннее, надеть самый правильный костюм и шляпу, рассказывать всем, как надо жить, и тогда ты будешь самым лучшим из евреев. Для Всевышнего каждый человек на планете имеет одинаковое значение. Поэтому мы не можем говорить, что образцовый еврей должен что-то. У нас есть заповеди, чем больше из них соблюдаешь, тем правильней ты живешь.
Об особенностях симферопольских евреев.
За 20 лет евреев СНГ немножко избаловали. Принято считать, что для того, чтобы у еврея была возможность жить как еврей, дядя Сэм должен прислать деньги из Америки, бесплатно дать всем мацу на праздник, построить за свой счет синагогу, платить за американский счет раввину зарплату, прислать сюда какого-то иностранца раввина. Бесплатно сделать то, бесплатно сделать это. А вы извольте, пожалуйста, поучаствовать.
В Симферополе всегда было по-другому. Евреи сами строили для своих детей школу, строили для себя синагоги. От каждого по возможностям. Понятно, что есть очень много обеспеченных российских и иностранных евреев, которые помогают общинной жизни. Но заповедь о благотворительности обязывает делать благотворительность даже принимающего благотворительность. То есть от пожертвований, которые получил нищий, он должен тоже отделить 10% и отдать ещё более нищему. Если бы каждый еврей в Крыму в рамках десяти процентов исполнял заповедь благотворительности, не сложно представить, какого масштаба были бы школы, синагоги, больницы. Ведь в Москве есть и больницы, и детские дома, и высшие учебные заведения.
АН: О празднике Шаббат.
Мы лучше всех знаем, когда у нас следующий выходной. И ничего не может помешать тому, чтобы этот день был выходным. Есть запрет выполнять 39 видов работ в Шаббат. Эти виды связаны с работами, которые проводились во время возведения Иерусалимского Храма: зажигать огонь, творческая работа, строить. Главное – отдыхать духовно, а не физически. Но, тем не менее, есть конкретные запреты. В Израиле и в еврейских организациях считается, что в пятницу нужно работать до обеда, полдня люди готовятся к предстоящему выходному. Это не просто выходной, это день особой святости, когда нужно готовить лучшую еду, надеть лучшую одежду, провести этот день за занятиями Торой и с семьей. Начинается Шаббат с того, что женщины или девушки зажигают субботние свечи, затем следует вечерняя молитва, обычно проходит в синагогах, происходит встреча субботы, после этого роскошная вечерняя трапеза с обязательными атрибутами на столе: бокал кошерного вина или виноградного сока и две халы (сдобный хлеб).
АН: Есть особенности празднования Шаббата в Крыму?
Еврей даже если на луну прилетит, нужно жить по одним и тем же законам. Правда, там будет сложно отсчитывать седьмой день, как за полярным кругом, когда нет смены дня и ночи, но всё равно есть законы относительно того, когда именно будет Шаббат. Законы одни для всех и на любой территории: свечи, вино, трапеза, гости, молитва, изучение Торы.
О других особых днях.
Кроме Шаббата есть другие традиционные праздники, масса памятных дат, праздники в память об исторических событиях – Пурим, Ханука, во время которых можно работать, а вечером праздновать. Самый строгий и важный праздник – Йом-Киппур, Судный день, когда приговор еврею на будущий год скрепляется печатью. Конечно, детям нравится Ханука, потому что им дарят подарки, и Пурим, потому что они одеваются в костюмы, это веселые праздники. Для женщин тяжелый праздник Песах, потому что перед праздником нужно полностью убрать весь дом, чтобы в нем не было ничего хлебного, ни одной крошки, потому что восемь дней праздника мы кушаем мацу и не едим никаких злаков.
Тэги