Проблема взаимодействия недропользователя и коренного жителя неоднозначна. У каждой стороны всегда есть свои аргументы.
В Якутии выстроена эффективная практика по сверке и достижению баланса интересов промышленника и коренных жителей. Инструментом стал республиканский закон "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".
Первый заместитель Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия) Лена Степановна ИВАНОВА рассказала о региональных особенностях политики в отношении коренных малочисленных народов Севера.
- Лена Степановна, на днях была информация о том, что несколько наслегов, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера, получили особый статус…
- Действительно, так. Я считаю, что это достижение к Международному дню коренных народов мира. Четыре наслега, где проживают представители коренных малочисленных народов Севера, получили особый охранный статус с присвоением общероссийского кадастрового номера. Отныне они называются "Территория традиционного природопользования и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера". Это Уяндинский, Омолойский, Казачинский и Усть-Янский национальные наслега. До этого в республике таких территорий было 5. Это Оленёкская в статусе национального района, Беллетская, Силиэнняхская, Тянская, Ламынхинская - в статусе национальных наслегов.
- Отчего зависит наделение таким статусом?
- В первую очередь от самих жителей, от их желания защитить свою исконную среду обитания. Первый шаг - принимается решение на сельском сходе или улусном собрании.
- В чём смысл и польза особого статуса?
- Особый охранный статус обеспечивает защиту экономических, социальных, экологических, демографических интересов жителей этих территорий. В частности, наслега подпадают под действие уникального по своему смыслу и действию закона, принятого Ил Тумэном в 2010 году - " Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".
По букве этого закона промышленник, намеривающийся освоить недра на данной территории, в самом начале пути обязан провести оценку будущего урона от своей деятельности и пройти этнологическую экспертизу. При выявлении экспертами потенциального ущерба предприятие обязано компенсировать его. Обычно это материальная выплата. Как правило, промышленное освоение недр практически никогда не обходится без экологических либо социальных, часто и экономических потерь для людей, проживающих на этой территории.
- То есть закон обязывает промышленные предприятия озадачиться проблемами сохранения традиционного быта?
- Именно так. Это уникальный закон, поскольку в других субъектах страны нет такой практики. Закон был принят 2010 году и, конечно, не стал сразу работать в полную силу, поскольку он призван был в корне поменять существующую тогда ситуацию, повернуть её лицом к жителям тех территорий.
Движение активное началось с 2012 года. Впервые такая экспертиза была проведена по Канкунской ГЭС в Южной Якутии. Состоялись общественные слушания по данному вопросу, где центральное место занимал именно поиск способов минимизации влияния будущей ГЭС на окружающую среду и территорию ведения традиционного хозяйства.
Сегодня каждое промышленное предприятие, намеревающееся развернуть промышленное освоение любого места на территории Якутии, обязано сделать запрос в наш департамент. Если планируемая промышленная деятельность проходит в месте компактного проживания и ведения традиционного хозяйства, то предприятие обязано провести оценку ущерба от своей деятельности. Это требование обязательно для выполнения, поскольку перечень охранных территорий был утвержден в 2009 году Распоряжением Правительства РФ, а еще ранее в 2003 году был принят законом РС(Я).
- В чем особенности этнологической экспертизы?
- Проводится скрупулезная оценка воздействия на этнологическую среду (ОВЭС). Рассчитывается влияние, например, газовой трубы на ведение оленеводческого хозяйства. Допустим, труба проходит через тропу сезонной миграции оленя или наносится ущерб реке, дёрну, лесам. Есть специальные методики. Негативное влияние от промышленной деятельности просчитывается на десятки лет вперед.
- Кто проводит оценку?
- Оценщик определяется на конкурсной основе, проводимой недропользователем.
- В чём состоит роль Департамента по делам народов в этом процессе?
- Наш департамент, как уполномоченный орган Правительства РС(Я) при проведении этнологической экспертизы, конечно, принимает непосредственное участие в этом процессе. Вся процедура документооборота проходит через нас - от первого обращения промышленного предприятия до выдачи заключения этнологической экспертизы. То есть после всей экспертной работы мы принимаем решение о положительном либо отрицательном заключении на материалы проекта, далее проект направляется в Правительство РС(Я) для утверждения.
В целях помощи промышленным предприятиям Департамент выпускает "Дорожную карту", где подробно расписывается вся процедура прохождения этнологической экспертизы.
- Как в целом ведется социальная политика промышленных предприятий на местах?
- Взаимодействие муниципалитета и промышленного предприятия, ведущего освоение на этой территории - важный вопрос. Надо отметить, что здесь строгого регламента нет. Каждый муниципалитет сам расставляет свои приоритеты. Так, в Тяньском наслеге Олёкминского района ООО "Нерюнгри-Металлик" строит дорогу, кто-то занимается оздоровлением детей или берёт на работу местное население, часто компании строят социальные объекты, например, в Оленьке строится клуб на средства "АЛРОСА". Всё зависит от соглашений между муниципалитетом и компанией. Это добровольная деятельность, прежде всего.
24 августа состоится выездное заседание правительства в Оленёкском эвенкийском национальном районе. Там примут участие "АЛРОСА", "Нижнеленское", "Алмазы Анабара", "Востокинжинириг". Будет рассматриваться вопрос охраны окружающей среды и сохранения здоровья местных жителей.
- Существует ли проблема заселённости дальних территорий?
- Вопрос Арктики жизненно важен для России. Стратегическое значение развития и заселения территории Крайнего Севера обсуждается на самом высоком уровне. Внутренние миграционные процессы, когда люди из глубинок стремятся в центр, неизбежны, но федеральный центр и руководство республики проводят целенаправленную политику по поддержке активной хозяйственной деятельности на местах.
Повсеместно идет образование кочевых родовых общин. В 2012 году их было 91, нынче - 137. Они получают материальную помощь от государства буранами, лодочными моторами - техникой, которая им необходима для ведения традиционного хозяйства.
Налицо количественный рост общин, которые пока не производят товарную сельхозпродукцию, но сохраняют и передают традиционный образ жизни. Со временем, став на ноги, они должны перейти на уровень производителей продукции, в этом заключается главная задача. Таким образом, мы даём местным жителям удочку, чтобы они научились самостоятельности добывать рыбу.
- Достигнуты ли успехи в этом направлении?
- Отмечу общину "Гульдикан" в Нижнеколымской районе. В 2012 году у общины было 5-6 оленей и ружье, теперь же с помощью администрации района они приобрели оленей на 1000 голов и имеют возможность для серьезного развития своего хозяйства. Также в Нерюнгри община "Возрождение" начинала с 30 оленей, сейчас их стало 150. Это показатели, которые мы очень ждем, которые, по сути, создаем совместной работой. Не было бы комплексной государственной поддержки, таких результатов достигнуть было бы непросто!
- Из каких источников идёт финансовая помощь?
- Привлекаются сразу несколько источников. Прежде всего, это федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы" и государственная программа Республики Саха (Якутия) "Гармонизация межэтнических отношений в РС(Я) на 2012-2016 годы", также привлекаются средства муниципальных образований, главы которых придают значение этому вопросу.
Отрадно, что география грантополучателей увеличивается с каждым годом. Могу отметить, что в этом году мы по линии федеральных целевых программ на реализацию государственной национальной политики в целом привлекаем в 9 раз больше денег, чем заложено в бюджете республиканском.
Конечно, здесь много зависит от качественного лоббирования вопросов. Нужно доказывать оправданность каждой инвестиции, убеждать в необходимости их направления именно в наш регион. Особо отмечу, что на сегодняшний день по размерам федеральных инвестиций мы находимся в первой пятерке первых регионов страны.
Не зря Якутия считается одним из самых стабильных регионов по развитию межнациональной и межконфессиональной ситуации. По результатам опроса общественного мнения 62% якутян оценивают ситуацию как благоприятную.
Тэги