Недавно в Москве презентовали документальный фильм "Тайны татар Москвы". В нем, например, говорится, что сын хана Батыя был крещён, и обменялся крестами с Александром Невским, став, таким образом, великому князю братом. Картина повествует, что фамилии Тютчев, Аракчеев, Кутузов, Суворов, Карамзин, Апраксин, Шереметев, Аксаков и даже Годунов имеют татарские корни, а родственники Минина и Пожарского были татары. А район Крылатское в Москве раньше, оказывается, и вовсе был Татаровым. Фильм уже показали на Международном фестивале мусульманского кино в Казани, где он, по словам автора, имел успех. Корреспондент "НацАкцента" побеседовал с председателем президиума Региональной национально-культурной автономии татар Москвы Фаритом Фарисовым - автором фильма.
- Почему у фильма такой эпиграф: "Татарин – это не тот, у кого предки татары, татарин – это тот, у кого внуки татары"?
- Это посыл на самом деле не только татарам. Это посыл россиянам. Россиянин - не тот, у кого предки россияне, а россиянин - тот, у кого внуки россияне. Мы должны быть вместе. Я, например, как татарин, не представляю себе, что мы будем жить порознь с русскими. Для меня терминология "терпение, толерантность" не подходит. Я не собираюсь терпеть русских. Я их люблю.
А эпиграф такой, чтобы каждого татарина, каждого зрителя зацепило. Многие сомневаются в том, возможно ли сосуществование наций без ассимиляции, без растворения одной нации в другой. Я хочу ответить на этот вопрос в своем следующем фильме. Татары, к сожалению, с бешеной скоростью ассимилируются, а должны - интегрироваться с сохранением своей культуры. Они должны оставаться этническими татарами. Например, у нас есть крещаны (кряшены) – это цвет нации, их очень мало. У многих ошибочное мнение, что крещёные татары появились после покорения Иваном Грозным Казанского ханства. Это не так. Они появились задолго до 922 года, когда Волжская Булгария стала официально мусульманским государством.
- В фильме говорится, что некоторые татары крестили своих детей. Это были предки современных кряшен?
- Да. Нужно их знать. Мне так повезло: у нас рядом жили и евреи, и крещаны, и татары, и украинцы и русские. Мы не видели никогда между собой никакой разницы. У крещан чистейший татарский язык! В современном татарском языке довольно много заимствований из арабского и персидского языков, а крещаны сохранили тюркские аналоги этих слов. Подробнее об этом будут вторая и третья части фильма.
- Почему не ограничились одним документальным фильмом, а решили снять целый цикл?
- Я автор исторических книг. Потом начал писать прозу и рассказы. Эти произведения рассчитаны на молодежную аудиторию и направлены против феномена "смертников". Мы постоянно ищем нестандартные формы подачи, хотим заинтересовать аудиторию. Следующий формат решили назвать "Тринадцать". Там тринадцать глубоких стихов с видеорядом. Фильм сделан как "документальный экшн". Он задуман коротким, чтобы посмотрев его, зритель остался чуть-чуть голодным.
- Фильм "Тайны татар Москвы" адресован, по вашим словам, не только татарам, но и русским. Но ведь в нем звучат фразы на татарском языке, а значит, люди другой национальности их не поймут.
- Там на татарском есть только стихотворение Габдуллы Тукая. Эту песню на народную мелодию каждый должен знать с детства.В России от 7 до 10 % населения знают эту песню. Любой из русских в Татарстане знает "И туган тел, и матур тел", хотя бы первый куплет из нее. Потому что он знает, что это гимн татар. Ведь Габдулла Тукай – это наш Пушкин. И в этом ничего такого нет – посмотрите, как я великолепно разговариваю на русском языке, знаю русскую литературу. Мы должны друг друга знать. Своим фильмом я показываю: ни один человек в России не сумеет доказать, что он любит Россию больше, чем я. Камчатка – это моя страна, Калининград – это моя страна, Кавказ – это моя страна. Я ее защищал лично, защищаю и буду защищать. Поэтому мой родной язык должен быть так же важен и для русского населения.
- Некоторые журналисты и критики назвали фильм "спорным". Что, по вашему мнению, вызвало такую оценку?
- Любому могу доказать, что ни одного момента спорного нет. Суть фильма – русская и татарская нации неразделимы. В чем спорность, объясните мне, пожалуйста?
- Думаю, сомневаются в правдивости приведенных фактов. В фильме говорится: тот был татарин, здесь был татарин, это пошло от татар. На какие источники Вы опирались?
- Я ничего от себя не придумал. У меня есть ссылки на все источники в конце фильма. Самый главный источник – Эдуард Паркер. Ещё Лев Гумилев, Ключевский, а также современный историк Фоменко. У него правда есть спорные моменты. Людей информация шокирует от незнания.
Знаете, в 1976 году меня выгнали с урока истории. Учитель, рассказывая про средневековую историю, сравнила татаро-монгольское иго с фашизмом. Я встал, и сказал учителю: "Я не хочу этого слышать". После этого пришлось сдавать историю два года экстерном. Я еще тогда, будучи мальчишкой, сказал, что докажу когда-нибудь людям, что подобное утверждение несправедливо. Но жизнь полна сюрпризов. Например, в 2000 году Президент Владимир Владимирович Путин сказал, что нет диаспоры татарской в России. Есть вторая государствообразующая нация. Вот и в учебниках истории больше не пишут про "татаро-монгольское иго", а рассказывают про зависимость русских князей от Золотой Орды. У нас произошло взаимопроникновение. Какое иго и какой фашизм? Ведь князь оставался князем, русский язык - русским, вероисповедание - христианским!
- Каковы Ваши ближайшие творческие планы?
- Мне хотелось бы доснять две серии документального проекта и проект "Тринадцать", о котором я уже упоминал. А вообще следующий год у меня литературный: скоро выходит книга - ответ многим мусульманам на ошибочное мнение, что арабский мир является истиной в последней инстанции.
- Это всё - на ближайший год?!
Тэги- Если за год сделаем хотя бы 80%, это будет хорошо!